Аудирование является мощным средством обучения английскому языку. Этот вид речевой деятельности позволяет овладеть звуковой стороной изучаемого языка, его фонемной составляющей и интонацией. Через аудирование происходит активное усвоение лексического состава и его грамматической структуры. В результате постоянной тренировки такого вида речевой деятельности у учащихся развивается логическое мышление и способность выполнения таких сложных мыслительных операций, как анализ, синтез, дедукция, индукция, сравне-ние, конкретизация и т. д. Первое, о чём хотелось сказать, это о месте аудирования в системе уроков. Этот вид деятельности в той или иной степени присутствует на каждом уроке, так как учитель всегда старается обращаться к ученикам на английском языке, ученики также, выполняя задания даже по чтению, задают вопросы друг другу и отвечают на них в устной форме. Таким образом, развитие навыков восприятия на слух мож-но разделить на три части по их месту в системе уроков и отводимому времени: 1. Аудирование как широкоисполъзуемый методический приём, инструмент рабо-ты, который не рассматривается ни как тема урока, ни как его задача; 2. Аудирование занимает часть урока, как его неотъемлемая составляющая часть в виде тренировочного упражнения; 3. Аудирование является основным содержанием урока или его важной частью в виде котрольной работы. Собственно то, что мы называем аудированием, является не чем иным, как обучением навыкам восприятия устной речи на слух с какого-то электронного но-сителя. Это может быть аудиозапись или видиофрагмент, соответствующимобразом озвученный. Учитель также может зачитывать тексты сам. Обычно учащиеся, привыкнув к произношению своего преподавателя, гораздо легче воспринимают сказанное. Облегчается это также особенностями нашего слуха лучше восприни-мать «живую» речь и ещё тем, что, следя за движениями губ, ученики догадывают-ся о том, что они по какой-то причине не расслышали. Но есть насущная необхо-димость развивать компетентность навыков восприятия именно «электронной» ре-чи, так как именно в таком виде задания по аудированию представляются на раз-личных видах экзаменов, в том числе и на ЕГЭ. Известно, что человеческое ухо улавливает не всю произносимую речь, даже на родном языке. Но мы этого не замечаем, так как наш мозг достраивает выпа-дающие звенья на основе наших широких лексических познаний. Многим из нас приходилось бывать в такой ситуации: собеседник сказал что-то, но мы не рас-слышали, но через какое-то небольшое время мы поняли, что было сказано, как будто бы он повторил это для нас. Это как раз и есть обработка информации моз-гом, восстановление пропущенных нашим ухом фрагментов. То есть понимание устной речи зависит не столько от слуха, сколько от наших общих лексических по-знаний в языке. Из этого следует, что тексты для аудирования надо тщательно под-бирать. Они должны соответствовать изучаемому материалу и быть на ступень легче, чем тексты, предлагаемые для визуального прочтения. Кроме того, выбор материала для аудирования ориентируется на возрастные особенности учащихся и их интересы. Предлагать этот вид работы надо после определенной работы над лексикой и грамматикой. Конкретный материал, который используется на уроках, я беру из учебников Верещагиной и Афанасьевой в виде текстов для аудирования. Основной принцип обучающего аудирования - это опора на зрительный ряд. На доске я пишу название текста, имена собственные и сложные для учеников слова. Считается, что для вы-полнения заданий по аудированию не нужно детального понимания текста, но дет-ская психология такая, что, не поняв какое-то слово, они мысленно цепляются за него и не улавливают другие слова и общий смысл сказанного. Вопросы могут быть предложены как в устной, так и в письменной форме и также могут предварять ознакомление с текстом. Для неполного понимания текста следует составлять особые задания, такие, чтобы научить воспринимать общее содержание сказанного без понимания всех слов. Перед прослушиванием учащиеся получают возможность высказать свои предположения о содержании по названию или иллюстрации. Можно предложить ряд вопросов, нацеленных на концентрирование внимания, на восприятие текста. После выполненной работы можно перейти на личность учащихся, спросить, что и почему им понравилось в тексте, а что и почему не понравилось. Как бы они по-ступили в той или иной ситуации? Или, возможно, они были в такой ситуации? Последнее время широкое распространение получили британские учебники богатые материалом по аудированию. Я также широко использую их на уроках. Значительным их преимуществом является более живая речь с хорошим произно-шением и разнообразие заданий, активизирующие внимание учащихся. Предлагая обычный текст с кассеты к русскому учебнику, учитель должен продумать, как за-интересовать учащихся в прослушивании текста. Упражнения по аудированию в британских учебниках, как правило, уже полностью методически разработаны: да-ны ключевые слова, даны вопросы, предваряющие текст, задание, исключающее полностью пассивное слушание. Часто предлагается вставить пропущенные слова (иногда они даются в виде ключевых слов, иногда отсутствуют) или найти несоот-ветствия между написанным и звучащим текстом. Контрольные задания по аудированию проводятся несколько в иной форме. Обычно я не предлагаю в помощь слова на доске. Для контороля используя задания по типу британских. Или к обычным текстам составляю сама тесты, состоящие из вопросов и четырех вариантов ответов, которые я зачитываю. То есть получается аудирование «в квадрате». Учащимся очень нравятся задания по аудированию, они находят их интерес-ными и полезными, а поэтому активность на уроке высокая. В связи с этим надо отметить, что не стоит забывать о разноуровневом подходе, чтобы все могли полу-чить удовлетворение от своих трудов. Работа эта в основном фронтальная, но воз-можно заготовить карточки с упрощенным заданием для слабых учеников. Не стоит очень часто проводить контрольные задания на слуховое восприятие, так как это служит снижению интереса к работе. Обычно я предлагаю аудирование в виде не-больших заданий на каждом уроке и одно контрольное аудирование в неделю. В довершении хочется сказать, что не все школы могут обеспечить учителей английского языка должными кабинетами. Считается, что если группа маленькая, то они могут сидеть в нестандартном кабинете. Но выполнение заданий по аудиро-ванию, такие как, например, вставить пропущенные слова в тексте и большинство других, подразумевают наличие только одного варианта, то есть ученики должны сидеть по одному за каждой партой.