· Нравственное воспитание воли и волевых черт характера (вера в свои силы, дисциплинированность).
Ход урока:
1. Приветствие.
2. Ребята мы начинаем изучение нового раздела физики «Давление твердых тел, жидкостей и газов». Этот большой раздел вы будете изучать на протяжении нескольких уроков.
А сегодня цель нашего первого урока узнать, что такое давление, определить способ нахождения давления. Знания о давлении нужны людям многих профессий, поэтому они вам пригодятся в жизни.
Запишите тему урока себе в тетрадь: «Давление. Единицы давления». Слайд №1.
Эпиграфом к нашему уроку я взяла такие слова: Слайд №2.
Человек раздвоен снизу, а не сверху, -
для того, что две опоры надежнее одной.
Эти слова сказал писатель – сатирик Козьма Прутков.
К концу урока вы сможете объяснить смысл этого высказывания.
3. Работа с классом (фронтальный эксперимент):
Без сомнения, все наше знание начинается с опыта. Поэтому, что бы получить знание о давлении проведем эксперимент, после которого вы должны ответить на вопрос: от каких двух величин зависит глубина погружения гвоздей в песок? Слайд №3.
Эксперимент:
1. Поставьте дощечку с гвоздиками, шляпками вниз, пронаблюдайте, на сколько погрузились гвозди в песок.
2. На дощечку поставьте гирю и пронаблюдайте, изменилось ли погружение гвоздей в песок.
3. Сделаем вывод: если дощечка с гвоздями погружается в песок шляпками совсем немного, то с гирей, погружение заметно больше. Т.е. глубина погружения зависит от величины действующей силы – чем больше сила, тем погружение больше.
4. Уберите гирю и дощечку. Пригладьте песок. Поставьте дощечку шляпками вниз, пронаблюдайте, на сколько опустились гвозди в песок.
5. Переверните дощечку острием гвоздей вниз и пронаблюдайте, изменилось ли погружение гвоздей в песок.
Сделаем вывод: глубина погружения зависит не только от силы, но и от площади опоры. Дощечка с гвоздями, которые направлены острием, погружается в песок значительно больше, чем в первом опыте. Чем больше площадь опоры, тем погружение меньше.
От каких двух величин зависит глубина погружения гвоздей в песок? Слайд №4.
4. Изучение нового материала:
Сегодня мы вводим новую величину, которая характеризует действие одного тела на другое с учетом зависимости этого действия от силы и от площади поверхности.
Вводится определение давления: давление – это физическая величина, равная отношению модуля силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности.
Ребята сделайте в тетрадях запись: давление = сила / площадь
Давайте введем обозначения: Р – давление, F – модуль силы давления, S – площадь поверхности, к которой приложена сила. Слайд №7.
Тогда формула примет вид: Р = F / S.
Напомните мне, пожалуйста, какие единицы измерения в СИ имеет сила и площадь?
Давление – это физическая величина, поэтому она имеет свои единицы измерения.
Слайд №8.
Вводится ее единица измерения: за единицу давления принимают такое давление, которое производит сила в 1 Н, действующая на поверхность площадью 1 м ², перпендикулярно этой поверхности. Единица давления – ньютон на квадратный метр (1 Н/ м ²).
Слайд №9.
В честь французского ученого Блеза Паскаля, сделавшего ряд важных открытий в области давления газов и жидкостей, она называется паскалем (Па).
1 Па = 1 Н/ м ².
Слайд №10.
Ребята вы знаете, что система СИ применяется для решения задач, поэтому при решении задач мы должны давление выражать в Па. Но ведь могут встретиться другие единицы измерения, например кПа, как перевести кПа в Па?
Единицы давления: гектопаскаль (гПа) и килопаскаль (кПа).
1 кПа = 1000 Па 1 Па = 0,001 кПа
1 гПа = 100 Па 1 Па = 0,01 гПа
А сейчас я хочу вернуться к эпиграфу, прав ли в своих высказываниях Козьма Прутков?
5. Применение полученных знаний:
А вот посмотрите, как народ приметил законы природы и отразил их в пословицах: Слайд №11.
Пословица: иголка маленькая, да больно колет.
А как объяснить с научной точки зрения, почему иголка больно колет?
(Площадь поверхности иглы очень мала, и даже при небольшом усилии она оказывает большое давление).
Загадка: Слайд №12.
Деревянные кони по снегу скачут,
А в снег не проваливаются.
(Лыжи).
Почему лыжи не проваливаются в снег?
(Площадь поверхности лыж в несколько раз больше площади подошв человека, поэтому, стоя на лыжах, человек оказывает давление на снег в несколько раз меньшее).
6. Закрепление полученных знаний: Слайд №13.
Решение задач.
Вывод: У кого давление больше у коровы или у фигуристки? Почему, неужели корова грациознее фигуристки? От чего зависит давление?
Эти знания пригодятся в профессиях. Слайд №14.
7. Домашнее задание: пр. 33. На слайде представлены некоторые профессии. Люди этих профессий используют в своей работе знания о давлении. Ваша задача, подумать и написать, зачем людям этих профессий нужны знания о давлении?