Пак Ю.Д. учитель физики и информатики ОСШ № 30, г. Караганда Применение информационно - коммуникативных технологий на уроках физики и информатики
Аталмыш мақала ақпараттық-коммуникациялық технологияларды (АКТ ) пайдалану мәселелесіне арналған. АКТ жеке педагогикалық тәжірибеден көрініс алған. АКТ-ны енгізу үшін қазақстандық өндірушінің қамтамасыз ету бағдарламасы пайдаланылған. Онда АКТ-ны қолдану арқылы зертханалық жұмыс өткізудің қысқаша әзірлемесі ұсынылған. АКТ-ны қолдану арқылы педагогикалық тәжірибенің нәтижелеріне шолу жасалған.
Данная статья посвящена применению информационно-коммуникационных технологии (ИКТ). ИКТ отображены в личной педагогической практике. Для внедрения ИКТ было использована программа обеспечения казахстанского производителя. В ней представлена краткая разработка проведения лабораторной работы с применением ИКТ. Дан обзор результатов педагогической практики с применением ИКТ.
Given article is devoted application information-communication to technology (ICТ). ICТ are displayed in personal student teaching. For introduction ICТ was the program of maintenance of the Kazakhstan manufacturer is used. In it short working out of carrying out of laboratory work with application ICТ is presented. The review of results of student teaching with application ICТ is given. Быть открытыми ко всему новому. Чтобы догнать мир, нам нужно смотреть вперёд, а не оглядываться назад. Только новые технологии, новые услуги, новые знания помогут нам встать крепко на ноги.
Пак Ю.Д. учитель физики и информатики ОСШ № 32, г. Караганда Современное казахстанское образование вступило в стадию качественной модернизации, практически все сегменты нашей образовательной системы ну-ждаются в коренной перестройке. В этой связи становится все более насущной необходимость мобилизации сил государства и всего общества для выработки эффективных стратегий и тактик развития в области новых образовательных технологий. Одним из приоритетных направлений процесса информатизации совре-менного общества является информатизация образования. Важная цель информатизации – организация коллективного понимания роли и места информационных технологий в школе, в деятельности учителя, в подготовке учащихся к жизни в обществе. Для реализации этой главной цели информатизации образования в школе учителя работают над проблемами вне-дрения и применения информационных технологий в учебный процесс. Эффек-тивность применения новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе современной школы зависит не только от качества и дидактических возможностей их аппаратных и программных средств, но и от мастерства педагога, его компетентности и готовности к практическому их применению в процессе преподавания. В настоящее время много внимания уделяется инновационным образова-тельным технологиям. Что обозначает эта терминология? Инновации (от англ. Innovation – нововведение, новация) – это изменения внутри системы. В педагогической интерпретации и в самом общем смысле ин-новации подразумевают нововведения в педагогической системе, улучшающие течение и результаты учебно-воспитательного процесса. ИКТ само по себе является инновационной технологией для всей системы образования. Применение информационных технологий в обучении базируется на дан-ных физиологии человека: в памяти человека остается 1/4 часть услы¬шанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 час-ти материала, если ученик активно участвует в процессе. С целью интенсификации обучения, наряду с ранее использовавшимися в обучении математике классическими формами обучения в школе и в самостоятельной работе учеников всё чаще используются программное обеспечение учебных дисциплин. Развитие новых информационных и коммуникационных технологий созда-ло новые условия для возникновения общества знания. Более того, формирую¬щееся глобальное информационное общество обретет свой смысл только в том случае, если станет инструментом для достижения более возвышенной и же¬ланной цели – создания в глобальном масштабе общества знания, которое стало бы источником развития для всех и, в первую очередь, для не имеющих в силу тех или иных причин получать стационарно образование высокого уровня Одной из систем инновационной технологии в образовательном процессе нашей школы является целенаправленная и контролируемая интенсивная само¬стоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по одному из типовых или индивидуальному графикам, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность опо¬средованного контакта с учителем с использованием средств телекоммуника¬ции, а также, по желанию обучающегося, непосредственно. Вот преимущества, которые часто используются в качестве аргументов в пользу развития ИКТ: • возможность использования аудио- и видеодокументов и их интеграция на уроках физики и информатки; • независимость от времени и места нахождения обучающегося и обучаю¬щего; • легкость создания образовательных ресурсов и их распространения; • учет конкретных требований и индивидуальный подход к каждому уча-щемуся; • обеспечение одинаковых возможностей доступа к образовательным ре-сурсам; • возможность разработки и распространения современных образователь¬ных стандартов, ориентированных на результат обучения. В качестве дополнительных аргументов для внедрения ИКТ в школе можно выдвинуть следующие: • обогащение учебного процесса новыми эффективными образователь¬ными ресурсами; • повышение гибкости образования, степени ее адаптивности к изменениям внешней среды, модульности обучения; • повышение уровня владения школьниками современными технологиями, необходимыми для успешного функционирования в современном соци¬альном контексте; • увеличение эффективности обучения, усвояемости и наглядности мате¬риала, что способствует лучшему запоминанию и позволяет быстрее по¬нимать сложные явления и их взаимосвязи Кроме того, ИКТ в настоящий момент также может выступать в качестве эффективного проводника и существенного элемента развития первичных эле¬ментов профессионального образования, поскольку является своего рода базо¬вой технологией и эталонной моделью гармонизации внедрения в обще-обу¬чающие практики элементов образования высокого уровня. В своей работе я использую мультимедийные диски «Программирование на Pascal в 8-9-классах», «Программирование на VisualBasic в 10 классах», «Вир-туальная школа Кирилла и Мефодия. Физика 7-11», «Уроки физики 7-11 клас-сы», «1-С репетитор по математике и физике. Сдаём ЕГЭ» ло¬кальная версия программы «Электрик». Доступ к интернету и наличие электронного адреса класса sch32207@mail.ru позволяет осуществлять проверку домашнего задания в дистанционном режиме Эти программные продукты можно включить фактически в любой этап урока: актуализация опорных знаний, по¬становка учебной задачи, объяснения нового материала, осмысления получен¬ных знаний, рефлексии; самостоятель-ная работа с последующей проверкой. Программа «Электрик» позволяет проводить лабораторные и практические работы по электри¬честву в 8-11 классах. Вот один из уроков: Данная практическая работа может как на дополнительных занятиях, так и осуществляется в домашних условиях. Ученики все имеют данное программное обеспечение. Исследование сопротивлений проводников при параллельном и по-следователь¬ном соединении. Цель: изучить законы протекания тока через последовательно и параллельно соединенные проводники и определить формулы расчета сопротивлений таких участков. 1. Краткое теоретическое описание. Проводники в схемах могут соединяться последовательно (Рис 1.) и парал¬лельно (Рис.2.).
Рассмотрим схему последовательного соединения проводников, изобра-женную на Рис. 1. Напряжение на концах всей цепи складывается из напряжений на каждом проводнике: U = U1 + U2 + U3, (1) По закону Ома для участка цепи: U1 = R1I; U2 = R2I; U3 = R3I; U = RI, (2) где R - полное сопротивление цепи, I - общий ток, текущий в цепи. Из выражений (1) и (2), получаем: RI = R1I + R2I + R3I, откуда полное сопротивление цепи последовательно соединенных проводни¬ков: (3) При последовательном соединении проводников их общее сопротивление равно сумме электрических сопротивлений каждого проводника. Рассмотрим теперь схему параллельного соединения проводников, изо-бражен¬ную на Рис. 2. Через цепь течет полный ток I : I = I1 + I2 + I3. (4) По закону Ома для участков цепи: U = R1I1; U = R2I2; U = R3I3; U = RI, (5) Из выражений (4) и (5), получаем: I = U/R = U/R1 + U/R2 + U/R3 откуда: (6) При параллельном соединении проводников величина, обратная сопро-тивле¬нию цепи, равна сумме обратных величин сопротивлений всех параллель-но со¬единенных проводников. 2. Порядок выполнения работы. 2.1. Соберите на монтажном столе электрическую схему, показанную на ри¬сунке: Выберите номиналы со¬противлений следую¬щими: R1 = 1 кОм; R2 = 2 кОм; R3 = 3 кОм; R4 = 4 кОм; 2.2. Определите экспе¬риментально с помощью мультиметра (в режиме измерения сопротивлений) сопротивление между точ¬ками: А и С; С и D; B и D; A и D. Можно осуществлять эту работу в режиме on-line. Что самое примечательное, что разработчиками данной программы является наши отечественные производители - это преподаватели и сотрудники
1. Здоровье сберегающие технологии. 1) развиваю положительные привычки, навыки гигиены, культуру пола, а именно: • организую минутки отдыха, разминки на учебных занятиях; • строго контролирую проветривание учебного кабинета; • организую активную оздоровительную перемену учащихся; 2) создаю психо - эмоциональную комфортность на уроках и внеклассных мероприятиях; 3) создала и поддерживаю в кабинете уютную обстановку, которая сни¬мает напряжение, создает хорошее настроение; 4) модернизирую сам урок. Имеются планы – конспекты уроков по новым инновационным техноло¬гиям, заверенные директором школы.
2. Использование проектной технологии. 1. В настоящее время реализуется проект «Использование информацион¬ных и коммуникационных технологий в организации учебного процесса. 2. Результаты исследовательского проекта были представлены на школь¬ной научно – практической конференции учениками кружка «Занима¬тельная информатикиа». Тема проекта: «Угроза информационной безо¬пасности». 3. Интерактивные технологии активно используются мною на уроках, во внеурочной деятельности по предметам, на занятиях кружков. Третий год я работаю с интерактивной доской, оснащённой программой Activstudio Professional Edition, и лабораторным оборудованием «Pasco», про¬вожу с их помощью уроки информатики в 7-8 классах и уроки физики в 8 клас-сах. Можно смело сказать, что познавательная активность учащихся в изу¬чении физики и информатики с помощью интерактивного оборудования повыси¬лась. Сейчас ученики умело используют возможности интерактивной доски, знают правила применения различных инструментов. Особенно интересны ученикам 7-х и 8-х классов практические работы по построению круговых и столбчатых диаграмм, по построению треугольников разного вида по заданным сторонам с помощью циркуля и линейки. Ученики практиковались в построе¬нии и в тетрадях и на интерактивной доске. В качестве итога урока ученики создавали анимационный фильм с по-мощью инструмента «Видеокамера», где были показаны возможности циркуля и линейки. Выручает интерактивная доска и при проведении игровых уроков, таких как «Cвоя игра», «Информатика в нашей жизни», где на каждом этапе урока используются различные визуальные спецэф¬фекты, а также видеоматериалы, тесты-презентации и картинки из «Библиотеки ресурсов». С помощью частей «Танграма» ученики научились быстро состав¬лять различные образы и фигу-ры. Эти возможности интерактивного оборудо¬вания очень оживляют урок, по-зволяют вести его в достаточно быстром темпе. Предметные интерактивные уроки одно из ярких примером применение ИКТ на уроках. Мои ученики учувствуют в интерактивных уроках регулярно проводимых модераторами различных областей. Это позволяет не только обме-няться опытом, как учителям, так и ученикам в представлении предметного материала. Лабораторные работы по электричеству в 8-м классе проводятся в каби¬нете информатики, где ребята парами работают за одним компьютером. На всех компьютерах установлена программа «Электрик», с помощью которой ребята учатся правильно собирать электрические цепи по заданным схемам, правильно подключать амперметры и вольтметры в любой участок цепи, снимать показа¬ния, выполнять необходимые вычисления и заполнять лабораторные листы, ко¬торые я распечатываю для каждого ученика. Несомненными плюсами такой формы проведения лабораторной работы являются следующие факторы: все ученики активно участвуют в уроке, не за-трачивается много времени на сборку электрических цепей, нет недостатка в необходимых для проведения экспери¬мента приборах. Ученики приобретают опыт работы с техническими програм¬мами, развивается научно-технический кругозор учащихся, повышается про¬цент качества знаний, освоение Интернет ресурсами. По итогам работы «Измерение мощности и работы элек¬трического тока» справились с работой на «4» и «5» 80% учащихся. Программа удобна тем, что позволяет проводить лабораторные работы разной сложности в 8-11 классах при отсутствии в лаборатории некоторых видов приборов. При изучении тем астрономии в 8-9 классах используется богатый видео-материал. Фильмы «Пределы Космоса», «Расширение Вселенной» вдохновили детей на создание презентаций о космосе, созвездиях, системах небесных коор-динат. Интересные презентации были представлены учениками по теме «Атмо-сферное давление», «Строение атома», «Колебания и волны» и другим разде-лам физики. Продуманное использование ИКТ позволяет управлять качеством образо-вания учащихся, способствует развитию их научного кругозора, приобщает к исследовательской деятельности. Выступления учащихся со своими презента-циями развивают предметную речь, заставляют их глубже изучать возможности компьютера. Повышается качество знаний обучающихся Системность использования методов интерактивного обучения и инфор-мационных технологий позволяют говорить об эффективности их применения в образовательном процессе. Наиболее естественный и продуктивный способ введения новых информационных технологий в школе состоит в том, чтобы непосредственно связать этот процесс с совершенствованием содержания, ме-тодов и организационных форм обучения. Наличие мультимедийный кабинетов и локальной сети позволяет проводить такие ра-боты под общим контролем учителя: тестирование, консультации, комментарии, рассылка дидактических заданий, получение результатов с сохранением как в электронном варианте так и сохранением на бумажном носите. Цифровые образовательные ресурсы Результат использования фотоаппарат создавал презентации к урокам, внеклассным мероприятиям видеокамера объяснял новые темы по физике (технология нагревательных элементов), для внеклассных мероприятий мультимедийный проектор изучали новый материал, организовала кон-троль и учет знаний, самостоятельные работы электронные учебники объяснял новый материал, организовал кон-троль и учет знаний, самостоятельные работы, лабораторные работы сканер создавал презентации к урокам, к внеклассным мероприятиям компьютер соединились с Интернетом, участвовали в инте-рактивных уроках проводимых на сайте 1.sabak.kz объяснял новый материал, организо-вал контроль и учет знаний, проводил самостоя-тельные и лабораторные работы Требования современности предполагают умение пользоваться различным программным обеспечением, поэтому владение новыми информационными технологиями в современном обществе является очень важным, можно сказать, необходимым условием. Я считаю, что учебный процесс эффективен в освоении знаний и умствен-ного развития только тогда, когда он способствует организации познавательной деятельности учащихся. Главная задача на уроке - вызвать у ученика интерес к предмету и пробу-дить желание заниматься им в дальнейшем. Существует много путей и спосо-бов решения этой задачи. Один из них, по моему мнению, использование ин-формационных технологий. Использование ИКТ в образовательном процессе является актуальными средствами в достижении современных знаний в различ-ных областях человеческой деятельности. Можно выделить следующие причины, породившие сегодня пристальный интерес к ИКТ: Во-первых, необходимость внедрить в педагогику системнодеятельност-ный подход. Во-вторых, потребность реализовать индивидуализацию образователь-ного процесса и индивидуально - развивающее обучение. В-третьих, исключить малоэффективные вербальные способы передачи знаний. В-четвертых, мотивировать проектирование технологической цепочки процедур, приемов, форм взаимодействия учителя и учеников, гарантирующих образовательные результаты и снижающих негативные последствия работы низко квалифицированных педагогов. Для себя я определил основные направления в актуальности эффективно-го применения ИКТ в образовательной деятельности следующие приоритеты: - применение эффективных механизмов ИКТ развития профессиональной компетентности педагога, которые позволяют педагогам становиться творче-скими, саморазвивающимися личностями, обладающими системными взгляда-ми на педагогическую реальность; - повышать качество и эффективность учебно-воспитательного процесса, направленного на развитие личности школьника. - изучение и анализ состояния и результатов методической работы в обра-зовательных учреждениях, определение направлений ее совершенствования. - принимать активное участие в разработке элективных курсов с примене-нием ИКТ для подготовки обучающихся. - участвовать в организация и проведение фестивалей, конкурсов, пред-метных олимпиад, конференций для учащихся. - изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта в области применения ИКТ - принимать участие в реализация государственной политики по информа-тизации.
Знакомство с ИКТ обучения позволяет понять, что их специфические осо-бенности обусловлены тем, какие психолого-педагогические теории и подходы использовались при их разработке. Если вспомнить, В.П. Беспалько в своей работе «Слагаемые педагогиче-ской технологии» пишет: «Хорошая, научно обоснованная технология обуче-ния и воспитания – это и есть педагогическое мастерство».
ЛИТЕРАТУРА: 1. «Государственный общеобразовательный стандарт образования РК», Астана-2006. 2. М.Р. Жунусова, Д.С. Ильясова «Активные методы обучения», Караган-да, 2007. 3. А. М. Каменский, З.Ю. Смирнова. Внеурочные технологии как альтер-нативные формы образования (практическое пособие) – М.: Сентябрь, 2006. 4. В.Ю. Питюков. Основы педагогической технологии: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательство «Гном и Д», 2001.