Формирование мотивации и повышения интереса на уроках физики
Каждый учитель желает , чтобы его учащиеся хорошо учились ,с желанием занимались на уроках и проявляли интерес к его предмету. Развитие и формирование мотивации учебной деятельности школьника является одной из основных задач современной школы.
Актуальность ее рассмотрения обусловлена:
1. Переход на новые стандарты обучения. 2. Обучение школьников приемам самостоятельного обучения. 3. Мотивация учения как уровень психологического благополучия и развития школьника.
Ученика нельзя заставить учиться если он относится к знаниям равнодушно и без интереса. От мотивации зависит учебная активность и успеваемость учащихся. Последние исследования психологов говоря о том , что нет связи интеллекта с успеваемостью ни по профильным предметам , ни по общеобразовательным дисциплинам. Оказалось , что « сильные» и «слабые» ученики отличаются друг от друга не по уровню интеллекта , а по силе мотивации учебной деятельности.
Таким образом каким бы не был школьник без желания и мотивации к учебе успехов он не добьется.
Возрастные особенности развития мотивации школьников по мнению психологов.
Подростковый возраст. • Стойкий интерес к определенному предмету, развивается крайне редко, обычно формируется в семье. • Мотив избегания неудачи . • Желание иметь высокую отметку, даже если оно не подкрепляется знаниями, как подтверждение высокого статуса в коллективе и средство самоутверждения. • Познавательный интерес. • Мотив достижения успеха в учебе не развивается. • Мотивация, вызванная подростковыми установками (подсказки, списывание, обман учителя и др.)
Старшая школа. • Мотивация продолжения образования в профессиональных учебных заведениях. • Выбор предмета с позиции будущего (средний подросток: выбор будущего с позиции любимого предмета). • Значимость отметки как мотиватора снижается, отметка выступает не мотиватором, а критерием качества знаний. • Мотивация достижений высоких результатов по значимым предметам. Внутренняя, собственная мотивация.
Мотивация учения - это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности , связанная с внутренним отношением ученика к ней.
Традиционно принято различать две группы учебных мотивов:
1. Познавательные мотивы , связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. 2. Социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми.
Познавательные мотивы включают в себя :
1. Овладение новыми знаниями. 2. Ориентация на усвоение способов добывания знаний. 3. Самообразование.
Социальные мотивы включают в себя :
1. Стремление получать знания на основе долга , ответственности, полезности . 2. Заслужить авторитет. 3. Стремление взаимодействовать с другими людьми , анализировать способы и формы сотрудничества.
Источники мотивации применяемые мной на уроках физики.
1. Интерес к информации: А знаете ли вы …
Пример тем
7 класс. Глубину погружения человека.(Тема урока: давление жидкости и газа) Подшипники можно делать из дерева и даже из материи. Тема урока:( Сила трения) В атмосфере какой планеты будет подниматься воздушный шарик.( Тема урока: Воздухоплавание) Что является самым мощным механической энергии (Тема урока: Механическая мощность)
8 класс. Сколько выделиться энергии при остывания Земного шара на один градус. ( Тема урока :Внутренняя энергия) Кипятим охлаждая ( Тема урока: Кипение)
9 класс Приливы в море Сколько было Ньютону когда он открыл закон всемирного тяготения (Тема урока: Всемирное тяготение) Если бы Энрико Ферми удалось полностью объяснить результаты своих опытов по искусственной радиоактивности, вызванной нейтронами, то весь мир уже в 1934 г. узнал бы о возможности создания атомной бомбы.(Тема урока: Радиоактивность)
2. Интерес к способу действия
Понять как это делается и сделать это лучше . Я использую конструктор лего в преподавании физики.
Домашние эксперименты
Приведу примеры
ЗЕРКАЛО, КОТОРОЕ НЕ ПУТАЕТ ПРАВО И ЛЕВО Поставьте 2 обычных зеркала под прямым углом друг к другу (зеркальными сторонами внутрь). Посмотрите в него . Закройте правый глаз, изображение в зеркале тоже закроет правый глаз. Почему? Постройте изображение.
МИКРОСКОП ИЗ КАПЛИ ВОДЫ Из капли воды можно сделать маленький микроскоп. Для этого нужно взять плотную бумагу, проколоть в ней толстой иглой дырочку и на нее аккуратно посадить каплю воды. Микроскоп готов! Поднесите эту капельку к книге – буквы увеличились. Чем меньше капля, тем больше увеличение. В первом микроскопе, изобретенном Левенгуком, все было сделано именно так, только капелька была стеклянная.
СМОТРИ, НЕ УРОНИ !
Положи на указательный палец левой руки квадратик плотной бумаги или открытку. А сверху положи монету. Если ты резко щёлкнешь по краю квадратика, он вылетит прочь, а монетка останется у тебя на пальце.
Цифровая лаборатория «Архимед» .
Позволяет продемонстрировать учащимся современные способы измерения физических величин , а также современного школьника привлекают информационные технологии .
3. Интерес к людям , организующим процесс и участвующие в нем.
Общение в ходе учебного процесса для многих школьников является стимулом к учебе. Урок КВН заметно повышает интерес к уроку. Я провожу такие уроки в 7-8 классах. За 10 дней я сообщаю тему, дату, список литературы. Формируем команды и группу учащихся которые готовят вопросы , участвует весь класс. Пример тем
Ученые физики Детские игрушки и физика Как он работает Тайна магнита
4. Потребность в самовыражении и самопрезентации.
В современном уроке учитель очень часто использует презентацию , но и ученик может проявить свои знания по физике и информатики подготовив свою презентацию для урока , а можно устроить конкурс презентаций среди учеников. Примеры тем. Планеты солнечной системы Радиация Влажность .
Учащимся, которые плохо владеют компьютером, делают раскладушку.
Люди разных возрастов любят разгадывать кроссворды , а физический кроссворд сделанный учащимися , позволяет повторять пройденный материал в интересной форме.
5. Осознание значимости происходящего на уроке.
Ученик учится потому что ему это надо. Это осознанная мотивация присуща старшеклассникам , которые готовятся поступать в вузы. Для этих учащихся я провожу дополнительные занятия во внеурочное время . Эти занятия включают в себя материал подготовки к ЕГЭ.
6. Ценным методом стимулирования интереса к учению может быть метод познавательной деловой игры. Он появился в педагогике сравнительно недавно (около 30 лет назад). Для современного образования деловые познавательные игры важны прежде всего тем, что могут активизировать учебный процесс, а также служат средством развития теоретического и практического мышления, актуализации знаний. Основными компонентами игры служат сценарий, игровая обстановка и регламент. Сценарий включает характеристику игровой обстановки, правила игры и описание производственной обстановки. Игру можно проводить перед изложением нового материала (лекции), после него или же организовывать на ее основе весь материал. Опыт показывает, что учебные игры по сравнению с традиционным обучением имеют много преимуществ, ибо игра занимательна и интересна для них.
Я довольно часто включаю игровой момент в свои уроки (7-9 кл)и учащиеся их очень любят к ним специально готовятся , тем самым изучают дополнительный материал к домашнему заданию. Наиболее полюбившиеся игры у моих учеников:
1. Мозговой штурм Время - 5минут. Выходят 6 учеников, дается тема, это может быть текущая или повторение, каждый ученик по этой теме формулирует определения, законы , формулы и т. д. и делает шаг вперед, кто дальше прошел, тот и победил . Это игру можно использовать как в начале урока, так и при закреплении пройденного материала, а также как один из видов смены деятельности.
2. Снежки Берем мягкий мяч Я начинаю игру, бросаю мяч одному из учеников задавая при этом вопрос , он отвечает на него, кидает другому задавая свой вопрос и т.д. Эту игру можно использовать и как физкультминутку.
Таким образом, активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках физики можно различными способами, но надо помнить, что эта активизация не должна сводиться к простому увеличению числа выполняемых школьниками самостоятельных работ. Важна методика включения последних в учебный процесс – работы должны в максимальной степени развивать мыслительную деятельность.