Четверг, 30 Май 2024, 10:27
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51637


Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю физики

Формирование мотивации и повышения интереса на уроках физики
Каждый учитель желает , чтобы его учащиеся хорошо учились ,с желанием занимались на уроках и проявляли интерес к его предмету. Развитие и формирование мотивации учебной деятельности школьника является одной из основных задач современной школы.

Актуальность ее рассмотрения обусловлена:

1. Переход на новые стандарты обучения.
2. Обучение школьников приемам самостоятельного обучения.
3. Мотивация учения как уровень психологического благополучия и развития школьника.

Ученика нельзя заставить учиться если он относится к знаниям равнодушно и без интереса. От мотивации зависит учебная активность и успеваемость учащихся.
Последние исследования психологов говоря о том , что нет связи интеллекта с успеваемостью ни по профильным предметам , ни по общеобразовательным дисциплинам. Оказалось , что « сильные» и «слабые» ученики отличаются друг от друга не по уровню интеллекта , а по силе мотивации учебной деятельности.

Таким образом каким бы не был школьник без желания и мотивации к учебе успехов он не добьется.

Возрастные особенности развития мотивации школьников по мнению психологов.

Подростковый возраст.
• Стойкий интерес к определенному предмету, развивается крайне редко, обычно формируется в семье.
• Мотив избегания неудачи .
• Желание иметь высокую отметку, даже если оно не подкрепляется знаниями, как подтверждение высокого статуса в коллективе и средство самоутверждения.
• Познавательный интерес.
• Мотив достижения успеха в учебе не развивается.
• Мотивация, вызванная подростковыми установками (подсказки, списывание, обман учителя и др.)

Старшая школа.
• Мотивация продолжения образования в профессиональных учебных заведениях.
• Выбор предмета с позиции будущего (средний подросток: выбор будущего с позиции любимого предмета).
• Значимость отметки как мотиватора снижается, отметка выступает не мотиватором, а критерием качества знаний.
• Мотивация достижений высоких результатов по значимым предметам.
Внутренняя, собственная мотивация.

Мотивация учения - это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности , связанная с внутренним отношением ученика к ней.

Традиционно принято различать две группы учебных мотивов:

1. Познавательные мотивы , связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения.
2. Социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми.

Познавательные мотивы включают в себя :

1. Овладение новыми знаниями.
2. Ориентация на усвоение способов добывания знаний.
3. Самообразование.

Социальные мотивы включают в себя :

1. Стремление получать знания на основе долга , ответственности, полезности .
2. Заслужить авторитет.
3. Стремление взаимодействовать с другими людьми , анализировать способы и формы сотрудничества.

Источники мотивации применяемые мной на уроках физики.

1. Интерес к информации: А знаете ли вы …

Пример тем

7 класс.
Глубину погружения человека.(Тема урока: давление жидкости и газа)
Подшипники можно делать из дерева и даже из материи.
Тема урока:( Сила трения)
В атмосфере какой планеты будет подниматься воздушный шарик.( Тема урока: Воздухоплавание)
Что является самым мощным механической энергии
(Тема урока: Механическая мощность)

8 класс.
Сколько выделиться энергии при остывания Земного шара на один градус. ( Тема урока :Внутренняя энергия)
Кипятим охлаждая ( Тема урока: Кипение)

9 класс
Приливы в море
Сколько было Ньютону когда он открыл закон всемирного тяготения (Тема урока: Всемирное тяготение)
Если бы Энрико Ферми удалось полностью объяснить результаты своих опытов по искусственной радиоактивности, вызванной нейтронами, то весь мир уже в 1934 г. узнал бы о возможности создания атомной бомбы.(Тема урока: Радиоактивность)

2. Интерес к способу действия

Понять как это делается и сделать это лучше .
Я использую конструктор лего в преподавании физики.

Домашние эксперименты

Приведу примеры

ЗЕРКАЛО, КОТОРОЕ НЕ ПУТАЕТ ПРАВО И ЛЕВО
Поставьте 2 обычных зеркала под прямым углом друг к другу (зеркальными сторонами внутрь).
Посмотрите в него .
Закройте правый глаз, изображение в зеркале тоже закроет правый глаз.
Почему?
Постройте изображение.

МИКРОСКОП ИЗ КАПЛИ ВОДЫ
Из капли воды можно сделать маленький микроскоп.
Для этого нужно взять плотную бумагу, проколоть в ней толстой иглой дырочку
и на нее аккуратно посадить каплю воды.
Микроскоп готов!
Поднесите эту капельку к книге – буквы увеличились.
Чем меньше капля, тем больше увеличение.
В первом микроскопе, изобретенном Левенгуком, все было сделано именно так,
только капелька была стеклянная.

СМОТРИ, НЕ УРОНИ !

Положи на указательный палец левой руки квадратик плотной бумаги или открытку.
А сверху положи монету. Если ты резко щёлкнешь по краю квадратика, он вылетит прочь, а монетка останется у тебя на пальце.

Цифровая лаборатория «Архимед» .

Позволяет продемонстрировать учащимся современные способы измерения физических величин , а также современного школьника привлекают информационные технологии .

3. Интерес к людям , организующим процесс и участвующие в нем.

Общение в ходе учебного процесса для многих школьников является стимулом к учебе.
Урок КВН заметно повышает интерес к уроку. Я провожу такие уроки в 7-8 классах.
За 10 дней я сообщаю тему, дату, список литературы. Формируем команды и группу учащихся которые готовят вопросы , участвует весь класс.
Пример тем

Ученые физики
Детские игрушки и физика
Как он работает
Тайна магнита

4. Потребность в самовыражении и самопрезентации.

В современном уроке учитель очень часто использует презентацию , но и ученик может проявить свои знания по физике и информатики подготовив свою презентацию для урока , а можно устроить конкурс презентаций среди учеников.
Примеры тем.
Планеты солнечной системы
Радиация
Влажность .

Учащимся, которые плохо владеют компьютером, делают раскладушку.

Люди разных возрастов любят разгадывать кроссворды , а физический кроссворд сделанный учащимися , позволяет повторять пройденный материал в интересной форме.

5. Осознание значимости происходящего на уроке.

Ученик учится потому что ему это надо. Это осознанная мотивация присуща старшеклассникам , которые готовятся поступать в вузы.
Для этих учащихся я провожу дополнительные занятия во внеурочное время .
Эти занятия включают в себя материал подготовки к ЕГЭ.

6. Ценным методом стимулирования интереса к учению может быть метод познавательной деловой игры.
Он появился в педагогике сравнительно недавно (около 30 лет назад). Для современного образования деловые познавательные игры важны прежде всего тем, что могут активизировать учебный процесс, а также служат средством развития теоретического и практического мышления, актуализации знаний. Основными компонентами игры служат сценарий, игровая обстановка и регламент. Сценарий включает характеристику игровой обстановки, правила игры и описание производственной обстановки. Игру можно проводить перед изложением нового материала (лекции), после него или же организовывать на ее основе весь материал. Опыт показывает, что учебные игры по сравнению с традиционным обучением имеют много преимуществ, ибо игра занимательна и интересна для них.

Я довольно часто включаю игровой момент в свои уроки (7-9 кл)и учащиеся их очень любят к ним специально готовятся , тем самым изучают дополнительный материал к домашнему заданию.
Наиболее полюбившиеся игры у моих учеников:

1. Мозговой штурм
Время - 5минут.
Выходят 6 учеников, дается тема, это может быть текущая
или повторение, каждый ученик по этой теме формулирует определения, законы , формулы и т. д. и делает шаг вперед, кто дальше прошел, тот и победил .
Это игру можно использовать как в начале урока, так и при закреплении пройденного материала, а также как один из видов смены деятельности.

2. Снежки
Берем мягкий мяч
Я начинаю игру, бросаю мяч одному из учеников задавая при этом вопрос , он отвечает на него, кидает другому задавая свой вопрос и т.д. Эту игру можно использовать и как физкультминутку.

Таким образом, активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках физики можно различными способами, но надо помнить, что эта активизация не должна сводиться к простому увеличению числа выполняемых школьниками самостоятельных работ. Важна методика включения последних в учебный процесс – работы должны в максимальной степени развивать мыслительную деятельность.
Категория: Учителю физики | Добавил: almar71 (17 Мар 2012)
Просмотров: 1511 | Теги: повышения, мотивации, На, уроках, Формирование, интереса, физики | Рейтинг: 1.0/ 5 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Четверг
30 Май 2024
10:27


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz