воспитывать у учащихся умение слушать ответ товарища;
формировать у учащихся аккуратность, при работе с записями в тетради, личным примером у доски и работой с физическими приборами.
Развивающие:
6.Продолжить:
формирование умения высказывать умозаключения;
вырабатывать умение воспроизводить полученные знания по плану; работать с табличным материалом;
развитие логического мышления, памяти, внимания;
формировать умение решать качественные задачи.
Оснащение урока: мультимедийный проектор; компьютер; презентация, составленная с помощью программы PowerPoint; тела разного объема, но равной массы; весы; разновесы; тела равного объема, но разной массы; мензурка с водой; масло растительное; стальной, пробковый и парафиновые шарики; лед.
Ход урока:
1.Организация начала урока
Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку.
2. Повторение изученного материала
Жужжащее повторение (учащиеся рассказывают друг другу в паре ответы на вопросы)
(1-й слайд) Вопросы:
1. Что такое инертность?
а) Как можно определить какое тело более инертно?
б) Взаимодействуют два шарика. Скорость второго в два раза меньше, чем у первого. Что можно сказать о массе второго шара?
в) Какой автомобиль быстрее набирает скорость: легковой или грузовой?
2.Что такое масса тела?
а) Какой буквой обозначают массу?
б) В каких единицах измеряется масса в СИ?
в) Какие еще единицы массы вам известны?
3.Как можно определить массу тела?
а) Каково условие равновесия учебных весов?
б) Какие типы весов вы знаете?
4.Как можно определить объем тела?
а) Как определить объем тела неправильной формы и не входящего в мензурку?
б) Что легче килограмм железных гвоздей или килограмм пуха?
3. Постановка учебной проблемы
Перед нами три предмета одинаковой массы, но разного объема. Проверим это с помощью весов. Тела состоят из разных веществ. Что вы можете сказать по этому поводу? Учащиеся выдвигают предположения. Сегодня на уроке мы будем изучать физическую величину – плотность. Тема урока плотность вещества (2-й слайд).
Что мы должны узнать о физической величине? Учащиеся называют план ответа на вопрос о физической величине (необходимо знать определение, обозначение, формулу, единицы измерения, классифицирующий признак, способы измерения (3-й слайд).
4. Изучение нового учебного материала
(4-й слайд) Для выяснения определения и формулы плотности проведем исследование в группах. Три группы взвешивают тела равного объема, но разной массы, четвертая группа измеряет объемы данных трех тел. Результаты записываются на доске в виде экспериментальных задач без перевода в систему СИ. Анализируем полученный результат. Вывод учащихся – чем больше масса тела в одинаковом объеме, тем больше плотность; чем больше объем тела при равной массе, тем меньше плотность.
Формулируем определение плотности и записываем формулу плотности в тетрадь.(5;6-й слайды)
(7-й слайд) Записываем единицы измерения.
(8-й слайд) Выясняем классифицирующий признак величины (скалярная или векторная; постоянная или переменная).
(9;10-й слайды) Выясняем способы измерения плотности. Далее каждая группа решает свою экспериментальную задачу и определяет по таблице плотности твердого тела плотность образцов. Результаты записываются на доске и в тетради.
Учащиеся ведут в тетрадях записи так, что у них получается опорный конспект по теме урока.
(3-й слайд) Возвращаемся к слайду (План изучения физической величины)
Вопрос: Что такое плотность? Учащиеся отвечают по плану – конспекту в тетради.
5. Закрепление нового материала
(11-й слайд) Вы видите два цилиндра объемом 1м3 каждый. Масса железного цилиндра 7800кг в одном метре кубическом, масса свинцового цилиндра 11300кг в одном метре кубическом. Следовательно... Ученики отвечают, что плотность вещества показывает, чему равна масса вещества, взятого в объеме 1м3 (или 1 см3).
Вопрос: (12-й слайд) Плотность редкого металла осмия равна 22600кг/м3. Что это означает?
(13-й слайд) Найдите по таблице плотности льда, воды и водяного пара.
Вопрос:(14-й слайд) Почему плотность одного и того же вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии различна? Почему лед в воде не тонет?
Занимательные опыты:
Налить прозрачную мензурку воду, опустить туда стальной, пробковый и парафиновый (можно шарик из моркови или чеснок). Объяснить результат опыта. Почему стальной шарик тонет, а остальные всплывают на поверхность?
Добавить растительное масло. Объясните, почему пробка всплывает, а морковь находится между водой и маслом?
(22-й слайд) Мы гордимся спортивными достижениями учащихся нашей школы. Вам необходимо оценить свои достижения на этом уроке:
· Все ли у вас получилось?
· Довольны ли вы своими результатами?
· Довелось ли вам в полной мере реализовать свои возможности, применить полученные знания?
На доске изображен пьедестал почета (1 место, 2 место, 3 место). Определите себе место на этом пьедестале по уровню удовлетворенности итогами урока (достаточно прикрепить медаль, лежащую у вас на столе).