Подготовительный этап:На доске записана тема: «Класс Хрящевые рыбы». Начерчена таблица: «Отряды Хрящевых рыб». Записаны виды рыб, подлежащие охране в Чудовском районе. Висят таблицы: «Строение рыб», «Многообразие рыб», «Обитатели моря». На партах разложены схемы «Систематика рыб» опорные сигналы, чистые листы.
1. Опрос учащихся по ранее изученному материалу.
Здравствуйте, ребята! Садитесь!. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с представителями класса рыб, их особенностями, а заодно узнаем, какие виды рыб водятся в наших водоемах и подлежат охране. Но сначала давайте вспомним характерные признаки класса рыб. На ваших партах – опорные сигналы, которые помогут вам составить ответы. Работа в парах. Заслушиваются ответы учащихся на следующие вопросы: Кто такие рыбы и где они обитают? Какую форму тела они имеют? Чем покрыто их тело? Для чего рыбе плавники, какие? Перечислите отделы скелета рыб. Каково строение пищеварительной системы? Как размножаются рыбы? Для чего им плавательный пузырь? Какие органы чувств имеют рыбы? Что такое боковая линия? Каково значение рыб? Оценивание ответов учащихся. Обобщение: рыбы -это позвоночные животные, обитающие в воде. Условия их обитания, состав пищи,конкуренты и враги повсюду различны, от этого зависит и большое разнообразие встроении и поведении рыб. Всего к классу рыб относится 20 тысяч видов животных.
2. Изучение нового материала.
Цель сегодняшнего урока - познакомиться с признаками представителейкласса Хрящевые рыбы. На ваших партах лежат схемы классификации класса рыб. Рассмотрите этисхемы и подготовьте рассказ о том, какие отряды относятся к Хрящевым рыбам.Почему этот класс носит такое название? Ответы учащихся. Хрящевые рыбы имеют хрящевый скелет. А сейчас, внимание на экран! Будьте внимательны при просмотревидеофрагмента демонстрируется отрывок видеофильма). После просмотра - определение признаков отряда Акул. В процессе работы заполняется таблица «Отряды Хрящевых рыб». «Отряды Хрящевых рыб». Название отряда, число видов. Признаки отряда. Места обитания. Представители отряда. 1. Акулы (250) Тело удлиненное, торпедообразное, кожа шероховатая,5-7 жаберных щелей, плавательного пузыря нет, зрение слабое, ведут активный образ жизни. Моря и океаны. Тигровая акула, акула-молот, белая акула. 2.Скаты (350) Тело сплющенное, ромбовидное, грудные плавники сросшиеся, хвостовой плавник в виде хлыста, жабр нет, плавательный пузырь отсутствует. Моря и океаны. Манта, хвостокол, орляк пятнистый. 3. Химерообразные (30) Развит передний отдел тела, хвостовой отдел заканчивается нитевидным придатком, кожа гладкая, жабр нет, плавательного пузыря нет. Моря и океаны. Химера европейская, носатая химера.
таблица заполняется вместе с учащимися. В процессе заполнения - работа с учебником.Самостоятельная работа по заполнению таблицы (отряд Химерообразные). Обобщение, вывод: представители класса Хрящевые рыбы обитают вморях и океанах, имеют разнообразную форму тела, хрящевый скелет,5 – 7 жаберныхщелей, у них отсутствует плавательный пузырь (записи в тетрадях).3. Региональный компонент. Ребята! А вы любите рыбалку? Где рыбачите? Каких рыб ловили?Не встречали форель,сазана,сома? А как вы думаете, почему? После ответов учащихся, беседа об охраняемых видах рыб. В тетрадях делается запись: Виды рыб, подлежащие охране в реке Чирчик: сазан,маринка,красноперка,форель,сом
4. Подведение итогов урока.
Тестированиепо теме: «Класс Хрящевые рыбы». Оценка наиболее активных учащихся.
5. Домашнее задание.
По учебнику параграф 22, вопросы в конце параграфа. Поисковое задание: узнать, какие виды рыб занесены в Красную книгу ТЕСТИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ: «КЛАСС ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ»
1.Рыбы - это животные, которые относят:
а)одному классу; б)двум классам: Хрящевые рыбы и Костные рыбы; в)трем классам: Хрящевые рыбы, Полухрящевые рыбы и Костные рыбы;