Пятница, 26 Апр 2024, 14:20
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю биологии

Организация и проведение обобщающих уроков по биологии
Е.Б.ЧИСТЯКОВА,
школа № 1970 г. Москва.

...Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью.
К.Д. Ушинский

В наш бурный, стремительный век человек за свою жизнь должен усвоить огромный объем информации. Он черпает ее из прессы, с телеэкрана, в процессе общения с другими людьми и так далее.

Для подростка важнейшим источником информации, пожалуй, является школа. Каждый школьный предмет сконцентрировал в себе знания, накопленные человечеством на протяжении тысячелетий. И все это ребенку необходимо понять, осмыслить, запомнить в считанные дни и научиться применять на практике. Часто школьник оказывается неподготовленным к восприятию этой лавины фактов, законов и правил.

При некорректном, неинтересно поставленном процессе обучения легко навсегда привить ребенку отвращение к учебе, получению новых знаний, самообразованию. Поэтому для того, чтобы в каждой конкретной ситуации напряженность труда учителя и учеников оставалась на допустимом уровне, не вела к перегрузке, не отражалась отрицательно на их здоровье, и чтобы в то же время их труд был высокоэффективным, необходимо выбирать оптимальные варианты обучения. Другими словами: необходим поиск путей активизации процесса обучения, которые помогут сделать его интересным, эффективным, доступным для сохранения большого объема информации.

Знания должны усваиваются не путем заучивания, а путем их сознательной переработки. О необходимости активной мыслительной деятельности в процессе усвоения знаний говорил В.Сухомлинский: «Для ученика, если он не переживал гордости своей мыслью, умственный труд становится нежелательным… Опыт привел меня к убеждению: чем больше ученикам надо запоминать и хранить в памяти, тем больше необходимость в обобщении, размышлении, рассуждении. Это как бы снимает усталость, пробуждает новый интерес к знаниям, к фактам».

Серьезным недостатком в работе школы является слабая ориентация учебного процесса на активное овладение знаниями. Выпускники нередко затрудняются практически применять полученные знания, у них недостаточно развито умение логически рассуждать, они часто теряются, если вопрос или задача поставлены в несколько необычной форме, не могут использовать материал смежных предметов. В связи с этим важнейшая задача школы состоит в том, чтобы научить молодых людей творчески мыслить, подготовить их к жизни, к практической работе.

Именно поэтому поиск путей и способов формирования у учащихся опыта творческой деятельности является основным направлением моих дидактических исследований.

В связи с переходом на концентрическую программу по биологии, в 6-м и 7-м классах дети вынуждены усваивать очень большой объем информации за сравнительно короткий срок. Раньше при изучении биологии по линейной программе мы полтора года изучали ботанику в 6–7-х и полтора года зоологию в 7–8-х классах. Сейчас же, с переходом на концентрическую программу И.Н. Пономаревой, ботанику мы изучаем только в 6-м классе 1 год и 1 год – зоологию в 7-м классе. С сокращением сроков изучения курсов объем необходимой информации не стал меньше, а это требует от ученика высокой производительности на уроке, поэтому все виды деятельности должны быть направлены на более продуктивное усвоение материала.

Чтобы дети меньше утомлялись на уроке, я в своей работе чередую разные формы учебной деятельности и активно использую игры и игровые моменты для снятия эмоционального напряжения у детей.

Игра – естественный спутник в жизни человека, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Сам термин «игра» на различных языках соответствует понятиям «шутка», «смех», «легкость», «удовольствие» и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями.

В играх ярко отражаются образ жизни людей, их быт, труд, проявляются такие качества, как смекалка, выдержка, творческая выдумка, находчивость, воля к победе. Игры заставляют активнее мыслить, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире.

Игра – древнейшее средство воспитания и обучения детей, они дополняют традиционные формы обучения, способствуют его активизации и успешному внедрению в практику педагогики сотрудничества. В сочетании с другими методами и приемами игры повышают эффективность преподавания биологии, делают процесс обучения более интересным, способствуют успешному усвоению изучаемого материала, формируют навыки коллективной работы.

Одна и та же игра может выступать в нескольких функциях: обучающая (развитие общеучебных умений и навыков, таких, как память, внимание); развлекательная (создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока из скучного мероприятия в увлекательное приключение); коммуникативная – (объединение коллективов учащихся, установление эмоциональных контактов); релаксационная (снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении).

Известно, что познавательная активность учащихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. Но как сформировать этот интерес?

Один из способов – занимательность. Необычное, неожиданное вызывает у детей удивление, живой интерес к процессу познания, положительный эмоциональный настрой, помогает усвоить любой учебный материал.

В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют задания и делают это с увлечением, а не по обязанности. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а следовательно, и к предмету. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности: дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, у них развивается чувство ответственности, воспитывается дисциплина.

«Учись, играя» – заповедь современной школы. Следуя этой заповеди, я, чтобы не травмировать детей контрольными и проверочными работами в конце изучения каждой большой темы, которых хватает и на других предметах, а также, чтобы стимулировать познавательный интерес учащихся к своему предмету, заменила все контрольные работы в 6–7-х классах на обобщающие уроки-игры. Я провожу их по сценарию телевизионных игр: «КВН», «Счастливый случай» или просто как соревнование.

В курсе ботаники 6-го класса по программе И.Н. Пономаревой я провожу игры по следующим темам:

1. Вегетативные органы растения.
2. Цветок. Плод. Семя.
3. Размножение цветковых растений.
4. Отделы растений.
5. Семейства цветковых растений.
6. Бактерии. Грибы. Лишайники.
7. Растительное сообщество.

В курсе зоологии для 7-го класса у меня разработаны игры по следующим темам:

1. Класс Насекомые.
2. Класс Рыбы.
3. Класс Земноводные.
4. Класс Пресмыкающиеся.
5. Класс Птицы.
6. Класс Млекопитающие.

При подборе заданий для своих игр я старалась учесть разный уровень подготовки учащихся, а также активно использовала межпредметные связи.

Для проведения игры я обычно делю класс на три команды (по рядам парт), если позволяет время перед уроком, парты нужно расставить таким образом, чтобы команды были на некотором удалении друг от друга и могли сесть вокруг стола для удобства при решении заданий.

Игра должна иметь общую направленность и заканчиваться подведением итогов с обязательным выставлением оценок. Безоценочный подход к учебным играм, на мой взгляд, устраняет один из основных стимулов: стремление к лучшему знанию материала. Поэтому я использую следующие параметры оценки учеников: каждый конкурс оценивается определенным количеством баллов и все члены команды, занявшей 1-е место (то есть набравшей больше баллов, чем остальные), получают «5»; за 2-е место – «4»; за 3-е место – «3». Отдельные активно работающие ученики в командах отмечаются дополнительно поощрительными оценками «5».

Как показывает практика, такие уроки проходят очень интересно и увлекательно и надолго остаются в памяти детей. Многие мои ученики, будучи уже в 10–11-х классах, очень часто вспоминают про эти уроки-игры с огромным восторгом, а ученики 6–7-х классов всегда ждут этих увлекательных уроков, а это значит, что цель – вызвать интерес к предмету – мною достигнута.

В качестве примера я хочу привести два урока: «Размножение цветковых растений» и «Класс Насекомые».

Разработав данные игры, я не останавливаюсь на достигнутом и сейчас разрабатываю игры по анатомии и физиологии человека и обобщающие уроки-игры по зоологии и ботанике, которые буду проводить в конце учебного года.

А закончить свое выступление я хочу стихами:

Играют люди на планете,
Играют птицы и жуки,
Играют все, но только дети
Играют ото всей души.
И если в школе на уроке
Вдруг доведется поиграть,
То нет счастливей их на свете
И выучат все всё «на пять».


Обобщающий урок-игра по теме: «Размножение цветковых растений»

Оборудование: коллекция плодов и семян, биологическое лото, карточки для конкурсов, таблицы: «Опыление», «Оплодотворение», «Плоды» «Распространение плодов и семян».

Конкурсы следуют в такой последовательности, чтобы чередовались разные виды деятельности, а кроме того, чтобы учитель успевал проверять предыдущее письменное задание за то время, пока команда выполняет следующее.

Баллы можно записывать на доске после каждого конкурса или за каждый балл выдавать «карточки-цветы», а в конце игры их просто пересчитать у каждой команды.

Конкурс «Загадочный»

Каждая команда отгадывает по очереди загадки. Все загадки связаны с темой игры. За каждый правильный ответ – 1 балл. Если команда отвечает неправильно, другие команды могут дать свой вариант ответа и заработать дополнительные баллы.

1. Над лугом парашютики качаются на прутике. (Одуванчик.)

2. Царицей цветов я зовусь, на вид я прекрасна, нежна. Но тронь меня невзначай, почувствуешь, как я сильна. (Роза.)

3. Две сестры сначала зелены, а потом одна краснеет, другая чернеет. (Смородина.)

4. Вырос в поле дом, полон дом зерном, стены позолочены, ставни заколочены. (Колос.)

5. С лица желто, во рту кисло. (Лимон.)

6. Круглый-круглый, сладкий-сладкий, с полосатой кожей гладкой. А разрежешь – посмотри: красный-красный он внутри. (Арбуз.)

7. Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук.)

8. Она древностью гордится – ей уж 10 тысяч лет. Шумит в полях под синим небом и кормит всех нас белым хлебом. (Пшеница.)

9. Висит дом кверху дном: семьсот коморок и все без запорок, в каждой жилец – черный жилет. (Подсолнечник.)

Конкурс «Шифровка»

Нужно расшифровать фразу, переставляя буквы в словах. Оценка: 5 баллов.

Ток втаварыщие вецыт, тот нисорпит содьрат бесе и дюмял.

(Кто выращивает цветы, тот приносит радость себе и людям.)

Конкурс «Тест-рисунок»

Команды должны выбрать по одному правильному ответу на вопросы теста и, соединив в указанной последовательности (комбинации цифр в скобках рядом с ответом) точки на листе бумаги, получить правильный рисунок. (Казалось бы – тест, но с элементом занимательности, и не так утомителен для детей.) Оценка – 6 баллов.

Задание 1. Тест-рисунок «Каменный цветок» (рис. 1)

1. Перекрестным опылением называют перенос пыльцы:

– с цветка одного растения на цветок другого растения этого же вида (7–9–10–15);
– с цветка на цветок одного и того же растения (10–7–15–9);
– с цветка на цветок как одного растения, так и других растений этого же вида (7–15–10–9).

2. Одно из названных растений размножают стеблевыми черенками, это – ... :

– картофель (8–3–16–13–1);
– смородина (13–8–16–3–1);
– чеснок (1–8–16–3–13).

3. Цветки, у которых есть пестики и тычинки, называются:

– раздельнополыми (4–5–6–9);
– однодомными (6–4–9–5);
– обоеполыми (9–4–5–6).

4. Лепестки – это:

– внутренние листочки цветка (1–2–14–7);
– наружные и внутренние листочки цветка (14–7–2–1);|
– наружные листочки цветка (2–7–14–1).

5. Плод ягода у :

– огурца (12–6–11–13);
– смородины (6–11–12–13);
– яблони (11–13–6–12).

6. Оплодотворение у цветковых растений называется двойным потому, что:

– в нем участвуют два спермия, яйцеклетка и центральная клетка (17–18–21–20–1);
– оно происходит подряд два раза (17–20–18–21–1);
– в результате образуется два зародыша (20– 21–1–17–18).

7. Ветром распространяются плоды:

– дуба (17–19–22–1);
– яблони (1–22–19–17);
– одуванчика (17–22–19–1).

Правильные ответы (порядок соединения точек)

(1): 7–15–10–9; (2): 13–8–16–3–1; (3): 9–4–5–6; (4): 1–2–14–7; (5): 6–11–12–13; (6): 17–18–21–20–1; (7): 17–22–19–1.

Задание 2. Тест-рисунок «Тюльпан» (рис. 2)

1. При переносе пыльцы насекомыми с цветка на цветок происходит:

– самоопыление (7–11–5–10);
– перекрестное опыление (7–10–11–5);
– оплодотворение (15–7–10–11).

2. Одно из перечисленных растений размножается луковицами, это – ... :

– картофель (1–2–3–4–5);
– ландыш (2–3–1–5–4);
– тюльпан (3–1–2–4–5).

3. Околоцветник называется двойным, если в нем:

– лепестки и чашелистики располагаются по двум кругам (21–19–15–17);
– лепестки располагаются в два ряда (19–17–15–21);
– чашечка зеленая, а венчик белый (15–17–21–19).

4. Двудомные растения:

– огурец, кукуруза (16–4–14–18);
– яблоня, капуста (14–4–16–18);
– ива, крапива (18–16–14–4).

5. Плод костянку имеет:

– грецкий орех (7–17–9–8);
– слива (17–9–8–7);
– горох (9–7–8–17).

6. Из центральной клетки после ее слияния со спермием возникает:

– зародыш (13–7–3–15);
– зигота (15–7–3–13);
– эндосперм (7–3–13–15).

7. Плоды, активно разбрасывающие свои семена:

– бешеный огурец (15–16–20–22);
– яблоня (22–16–20–15);
– вишня (15–20–22–16).

8. Плод тыквина у:

– лимона (12–5–6–18);
– арбуза (5–6–12–18);
– тюльпана (12–6–18–5).

Правильные ответы (порядок соединения точек)

(1): 7–10–11–5; (2): 3–1–2–4–5; (3): 21–19–15–17; (4): 18–16–14–4; (5): 17–9–8–7; (6): 7–3–13–15; (7): 15–16–20–22; (8): 5–6–12–18.

А. Точечный рисунок к заданию 1


Б. Правильно выполненное задание 1


А. Точечный рисунок к заданию 2


Б. Правильно выполненное задание 2



Обобщающий урок-игра по теме: «Размножение цветковых растений»

Задание 3. Тест-рисунок «Баклажан» (рис. 3)

1. Ветроопыляемые растения:
– ольха и береза (13–16–17–14);
– дуб и яблоня (17–13–16–14);
– слива и тополь (14–13–17–16).

2. Корневищем размножается:

– тюльпан (1–5–4–6);
– ландыш (4–1–6–5);
– чеснок (5–6–4–1).

3. Двойной околоцветник состоит из:

– венчика и лепестков (18–4–10–19);
– чашечки и чашелистиков (10–19–18–4);
– чашечки и венчика (4–10–18–19).

4. Тычинка состоит из:

– тычиночной нити и рыльца (3–21–23–22);
– тычиночной нити и пыльника (23–22–21–3);
– столбика и завязи (21–23–22–3).

5. Плоды фасоли, гороха, акации называют:

– бобами (5–7–2–3);
– стручками (2–3–5–7);
– бобами и стручками (5–2–7–3).

6. Оплодотворение у цветковых растений называется двойным потому, что:

– в нем участвуют два спермия, яйцеклетка и центральная клетка (14–15–9–4);
– оно происходит подряд два раза (4–15–9–14);
– в результате образуется два зародыша (9–14–4–15).

7. Из оплодотворенной яйцеклетки развивается:

– плод (20–23–19–24);
– семя (23–24–19–20);
– зародыш семени (19–20–24–23).

8. Плоды одуванчика распространяются при помощи:

– ветра (3–8–11–12–14);
– животных (11–3–8–12–14);
– талой воды (12–14–11–3–8).

А. Точечный рисунок к заданию 3


Б. Правильно выполненное задание 3


Правильные ответы (порядок соединения точек):

(1): 13–16–17–14; (2): 4–1–6–5; (3): 4–10–18–19; (4): 23–22–21–3; (5): 5–7–2–3; (6): 14–15–9–4; (7): 19–20–24–23; (8): 3–8–11–12–14.

Конкурс «Ромашка»

На лепестках «ромашки» – номера вопросов; команды по очереди отрывают по лепестку и отвечают. За каждый правильный ответ – 2 балла.

1. В начале цветения огурцов распускаются цветки, так называемые пустоцветы, а затем появляются цветки с «огурчиками». Можно ли получить урожай огурцов при отсутствии пустоцветов? Ответ поясните. (Нет, т.к. не будет опыления.)

2. Весной на одних деревцах ивы распускаются желтые цветки, собранные в соцветия сережки, а на других деревцах того же вида появляются неприглядные зеленые сережки. С чем связаны различия между ивами одного вида? (Ива – двудомное растение, это мужское и женское растения.)

3. Почему безветренная погода во время цветения ржи и пшеницы может стать причиной снижения урожайности ржи, а на урожай пшеницы не влияет? (Рожь – ветроопыляемое, а пшеница – самоопыляемое растение.)

4. Вдали от полей из оброненной зерновки кукурузы выросло мощное растение с метелкой и початками. Однако плоды у этого растения не образовались. Почему? (Кукуруза перекрестно опыляется ветром.)

5. Осенью во время уборки картофеля учительница попросила учеников принести для урока несколько плодов этого растения. На следующий день один из них принес пакет с клубнями. Правильно ли выполнил ученик задание? (Клубни – это видоизмененные побеги, я плоды картофеля – это ягоды.)

6. Плод этого растения употребляется в свежем, сушеном и моченом виде. Дикие предки его растут на Кавказе и в Средней Азии. Плоды полезны, содержат вещества, выводящие из организма ядовитые тяжелые металлы. Как называется этот плод? (Яблоко.)

7. Почему американский ботаник А.Имс говорил, что плод – это зрелый цветок? (Плод возникает из цветка.)

8. Какие растения среди цветковых имеют самое продолжительное цветение? (Орхидеи.)

9. Ни одно растение не играло в истории культуры человечества такой роли, как это. Его первым стали выращивать ради красоты. В древности его посвящали богам: греки – богине любви Афродите, римляне – богу молчания Гарпократу. Что это за растение? (Роза.)

10. Какой цветок является символом Солнца и символом Японии? (Хризантема.)

11. Какой цветок назван именем мифического героя, который вечно любуется собой, глядит на себя и не может наглядеться? (Нарцисс.)

12. Назовите цветы, в названии которых заключены имена. (Иван-да-марья; василек; маргаритка; иван-чай, марьянник и т.д.)

13. Цветы какого растения открываются только тогда, когда на них садится шмель? (Львиный зев.)

Конкурс «Вегетативное размножение»

Распределить растения по видам вегетативного размножения, используя цифровые обозначения. За каждый правильный ответ – 1 балл. (В данном конкурсе дети показывают не только теоретические знания, но и активно применяют свои практические навыки и жизненные наблюдения.)

Способы вегетативного размножения:

а – усами; б – черенками; в – прививкой; г – делением куста; д – отводками; е – корневищами; ж – луковицами; з – клубнями; и – корневыми отпрысками; к – корневыми шишками; л – листьями.

Названия растений:

1 – смородина; 2 – слива; 3 – яблоня; 4 – лилия; 5 – георгин; 6 – ирис; 7 – картофель; 8 – земляника; 9 – бегония; 10 – ландыш; 11 – чеснок; 12 – груша; 13 – узамбарская фиалка.

Ответы: а – 8; б – 1; в – 3, 12; г – 1; д – 1; е – 6, 10; ж – 4, 11; з – 7; и – 2; к – 5; л – 9, 13.

Конкурс «Закончи фразу»

На карточках записаны начала фраз, которые нужно завершить. За каждый правильный ответ – 1 балл.

1. Вегетативное размножение – это ... (Увеличение числа особей с помощью вегетативных органов – корня, стебля, листа.)

2. Стеблевой черенок – это ... (Отрезок побега с несколькими узлами и почками.)

3. Отводок – это ... (Отделенный от растения укоренившийся боковой побег.)

4. Прививка – это ... (Пересадка черенка или почки привоя на подвой.)

5. Органом семенного размножения является... (Цветок.)

Конкурс «Математический»

Задание – решить биологическую задачу. Оценка – 3 балла. (Межпредметная связь с математикой.)

Задание для первой команды

С одного дерева грецкого ореха собрали 160 кг плодов. 100 орехов весят 1 кг. Все собранные орехи были высеяны в специально подготовленном питомнике. Сколько саженцев грецкого ореха вырастят садоводы, если из 100 орехов прорастает 90? (14 400 саженцев.)

Задание для второй команды

Из одного зерна озимой мягкой пшеницы может вырасти 5 колосьев. Допустим, в колосе 50 зерен. Предположим также, что все зерна всхожие. Сколько зерен получилось бы от 1 зерна от посева в 1-м году, во 2-м году? (1-й год – 250; 2-й год – 62500.)

Задание для третьей команды

5000 односемянных плодов березы весят примерно 1 г. На 1 га леса высевают 150 кг плодов березы. Подсчитайте число высеянных при этом плодов. (750 000 000)

Конкурс «Золушка»

Разделить на две кучки плоды и семена, смешанные на столе: пшеница, горох, грецкий орех, фасоль, подсолнечник. Оценка – 5 баллов.

(Ответ: плоды – грецкий орех, подсолнечник, пшеница; семена – фасоль, горох.)

Конкурс «Ботаническое лото»

Командам выдаются карточки с понятиями (приведены здесь в качестве ответов) и карточки с их определениями. Задание: подобрать для каждого понятия соответствующее определение. За каждый правильный ответ – 1 балл.

1. Перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика ... (Опыление.)

2. Процесс слияния половых клеток ... (Оплодотворение.)

3. Половые клетки ... (Гаметы.)

4. Женская половая клетка ... (Яйцеклетка.)

5. Мужская половая клетка ... (Спермий.)

6. Из какой части цветка развиваются плоды? (Из завязи.)

7. Из чего развиваются семена ...(Из семязачатка.)

Конкурс «Ты – мне, я – тебе»

Каждый член команды по очереди задает вопрос участнику другой команды. Этот конкурс позволяет учащимся не только проявить самостоятельность, но и на некоторое время почувствовать себя учителем, т.к. нужно правильно сформулировать вопрос и оценить правильность ответа своего соперника. За каждый правильный ответ – 1 балл, если ответ неправильный, балл получает ученик, задававший вопрос.

Конкурс «Блиц–опрос»

Каждая команда за короткое время должна ответить на максимальное количество вопросов. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Вопросы для первой команды

1. Название какого растения связано со звоном? (Колокольчик.)

2. Почему цветы, которые распускаются ночью, имеют белую окраску? (Белый цвет в темноте лучше заметен для насекомых.)

3. Какое растение имеет самые крупные цветки? (Раффлезия.)

4. Тонкие стебли, на которых развиваются цветки, называются ... (Цветоножки.)

5. Цветки, имеющие и пестики и тычинки, называются ... (Обоеполыми.)

6. Слияние спермия с яйцеклеткой называется... (Оплодотворением.)

7. Соцветие ромашки – ... (Корзинка.)

8. Картофель вегетативно размножается ... (Клубнями.)

9. Мужская половая клетка называется ... (Спермий.)

10. Часть пестика цветка, из которой развивается семя, – ... (Семязачаток.)

11. Плод апельсина, лимона – ... (Померанец.)

12. Из яйцеклетки, слившейся со спермием, образуется ... (Зародыш.)

13. Оплодотворенная яйцеклетка называется ... (Зиготой.)

Вопросы для второй команды

1. Название какого растения говорит о его долголетии? (Столетник.)

2. Какое растение дает самый лучший мед? (Липа.)

3. Какой цветок приходится «дедушкой» розе? (Шиповник.)

4. Какие бобы растут на акации? (Плоды. /Плод акации – боб.)

5. Чашечка и венчик образуют ... (Околоцветник.)

6. Главные части цветка – ... (Пестик и тычинки.)

7. Цветки, имеющие только пестики или только тычинки, называются ... (Однополыми.)

8. Соцветие кукурузы – ... (Метелка и початок.)

9. Лук вегетативно размножается ... (Луковицами.)

10. Часть пестика цветка, из которой развивается околоплодник, – ... (Стенка завязи.)

11. Плод рябины – ... (Яблочко.)

12. Плод гороха, фасоли – ... (Боб.)

13. Из центральной клетки, слившейся со спермием, развивается ... (Эндосперм.)

Вопросы для третьей команды

1. Лепестки образуют ... (Венчик.)

2. Какое оплодотворение у цветковых растений: простое или двойное? (Двойное.)

3. Какие цветы боятся дождя? (Бумажные.)

4. Почему многие цветы издают аромат днем, а некоторые ночью? (Для привлечения насекомых-опылителе, дневных или ночных.)

5. Какие яблоки растут на груше? (Плоды. /Плод груши – яблоко.)

6. Чашелистики цветка образуют ... (Чашечку.)

7. Пестик состоит из ... (Рыльца, столбика, завязи.)

8. Перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика цветка называется ... (Опыление.)

9. Плод подсолнечника – ... (Семянка.)

10. Женская половая клетка – ... (Яйцеклетка.)

11. Плод огурца, кабачка – ... (Тыквина.)

12. В какой части тычинки образуется пыльца? (В пыльнике.)

13. Удлиненная часть пестика – ... (Столбик.)

Подведение итогов урока и выставление оценок.


Обобщающий урок-игра по теме: «Класс Насекомые»

Оборудование: задания для конкурсов; бочонок и фишки с цифрами от 1 до 12; секундомер.

Конкурс «Разминка»

Команды по очереди отгадывают загадки. Если ответ неправильный, право ответа переходит к другой команде. За каждый правильный ответ – 1 балл.

1. Гудит мохнатенький, летит за сладеньким. (Шмель.)

2. Не зверь, не птица, а нос, как спица.

Летит – кричит, сядет – молчит.

Кто его убьет, свою кровь прольет. (Комар.)

3. Черненький хоботок воткнулся в потолок. (Муха.)

4. Висит яичко – приткнуто к тесничке,
Кто его пошевелит, тот и убежит. (Осиное гнездо.)

5. Черен – не ворон, карий – не мерин,
Шесть ног без копыт, с рогами – не бык. (Жук.)

6. Мала, а проворна, где бывает, там повелевает,
В шатер взойдет, богатыря перевернет. (Блоха.)

7. Летит – урчит, на землю падет, землю дерет. (Жук.)

8. Пища моя сладка, а мщение ужасно. (Пчела.)

9. Сам мал, незаметно хожу, но больше себя ношу. (Муравей.)

10. Летит, но не птица. Не ест ни ржи, ни жита,
А ест коня да оленя до красного дня. (Слепень.)

11. Рыж, да не конь, рогат, да не бык,
Дома не любят и на базаре не купят. (Таракан.)

12. Над нами вверх ногами ходит – не страшится и никого не боится. (Муха.)

13. Не солнце, не огонь, а светит. (Светлячок.)

14. Вдруг появляется черная туча,
Ветер не дует, но туча летуча,
Дождик с нее урожай не умножит,
Ливень живой все вокруг уничтожит. (Саранча.)

15. Летит по-птичьи, а ревет по-бычьи. (Овод.)

16. Пришли мужики в лес без топоров, срубили избу без углов. (Муравьи.)

Конкурс «Последняя буква»

Первая команда называет любое насекомое, следующая команда называет насекомое, название которого начинается на последнюю букву названия предыдущего насекомого и так далее. За каждое название – 1 балл.

Конкурс-филворд «Отряды насекомых»

Найти в таблице названия 15 отрядов насекомых, соединяя буквы справа налево, слева направо, сверху вниз, снизу вверх, под углом, но не по диагонали. За каждый найденный отряд – 2 балла.

Ответы: подёнки; стрекозы; прямокрылые; пухоеды; термиты; палочники; вши; равнокрылые; жуки; клопы; перепончатокрылые; блохи; бабочки; двукрылые; таракановые.

Конкурс «Аукцион»

Каждая команда загадывает насекомое, остальные команды с помощью различных вопросов должны угадать, какое насекомое загадано. Оценка – 5 баллов за правильный ответ. Если насекомое не угадано, 5 баллов получает команда, загадывавшая насекомое.



Конкурс «Зоошутка»

Отгадать, из частей каких насекомых составлено фантастическое животное. Оценка – 8 баллов.



Ответы: голова мухи; усики и хоботок бабочки; переднеспинка пчелы; брюшко стрекозы; ноги комара; передние крылья кузнечика; задние крылья бабочки махаона.

Конкурс «Ловля насекомых»

Распределить насекомых по отрядам. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Отряды:

а – Прямокрылые;
б – Равнокрылые;
в – Стрекозы;
г – Полужесткокрылые, или Клопы;
д – Жуки;
е – Перепончатокрылые;
ж – Бабочки;
з – Двукрылые.

Представители:

1 – совка; 2 – пчела; 3 – саранча; 4 – цикада; 5 – щелкун; 6 – красотка; 7 – адмирал; 8 – комнатная муха; 9 – гладыш; 10 – наездник; 11 – тля; 12 – дневной павлиний глаз; 13 – жужелица; 14 – медведка; 15 – муравей; 16 – вредная черепашка; 17 – большое коромысло; 18 – пилильщик; 19 – лютка; 20 – моль; 21 – кузнечик; 22 – водомерка; 23 – комар; 24 – усач; 25 – бражник; 26 – слепень; 27 – шмель; 28 – ягодный клоп; 29 – сверчок; 30 – навозник; 31 – оса; 32 – овод; 33 – капустница; 34 – рогохвост; 35 – божья коровка; 36 – стрелка.

Ответы:

а – 3; 14; 21; 29;
б – 4; 11;
в – 6; 17; 19; 36;
г – 9; 16; 22; 28;
д – 5; 13; 24; 30; 35;
е – 2; 10; 15; 18; 27; 31; 34;
ж – 1; 7; 12; 20; 25; 33;
з – 8; 21; 23; 26; 32.

Конкурс «Дорисуй насекомое»

Первый участник команды начинает рисовать любое насекомое (назвав его), через 10 секунд, по сигналу, передает рисунок следующему – тот продолжает рисовать, через 10 секунд передает следующему и так далее до последнего члена команды. Конкурс позволяет проверить художественные способности учащихся. Оценка – 10 баллов.

Конкурс «Заморочки из бочки»

Команды по очереди вытаскивают из бочонка номерки и отвечают на вопрос под этим номером. Если ответ неправильный, другие команды могут ответить и заработать дополнительные баллы. За каждый правильный ответ – 2 балла.

1. В.И. Вернадский писал: «Вес одной стаи, однажды перелетевшей через Красное море в начале века, превышал вес всех металлов, когда-либо выплавленных человеком со дня его появления до наших дней». О ком идет речь, к какому отряду относится это животное? (Саранча, отряд Прямокрылые)

2. И.А. Крылов, используя сюжеты древнегреческих басен Эзопа и переводя французского баснописца Лафонтена, допустил ошибку в переводе одной из басен. А так как он был не силен в энтомологии, ошибка так и не была исправлена. О каком насекомом идет речь и в чем заключается ошибка? (Стрекоза; она не прыгает и не поет, речь в оригинале шла о цикадах.)

3. Римляне свято верили, что представители этого отряда – оторвавшиеся цветки растений. О каком отряде идет речь? Какое у него научное название? (Бабочки; Чешуекрылые.)

4. Если голодную муху поднести к раствору сахара так, чтобы она коснулась его лапками, то у нее выдвинется хоботок для сосания. Когда же раствор сахара заменяют водой, муха никак не реагирует. Почему? (У мухи на лапках находится орган вкуса.)

5. Рой пчел, вылетевший из улья, поместили в дупло дерева. Пчелы выжили, построили соты и начали выращивать потомство. Тутовый шелкопряд, переселенный в природные условия, погиб. В чем причина? (За многие поколения разведения в неволе бабочки тутового шелкопряда утратили способность летать и потому легко доступны всем хищникам. Строение же и образ жизни диких и домашних пчел практически не изменились.)

6. В XIX в. в Англии процветал очень интересный бизнес. Большое количество частных фирм скупало по всей Европе жуков-навозников и экспортировало их в Австралию. Чем можно объяснить такой повышенный интерес австралийцев к этим насекомым? (В Австралию завезли овец и коров, а местных редуцентов для переработки их навоза не было.)

7. В Европе это насекомое знают как божью овечку или солнечного теленка. А как зовем его мы? (Божья коровка.)

8. Эта кровососущая африканская муха считается самой опасной среди представителей семейства настоящих мух, т.к. является переносчиком трипаносом – возбудителей смертельной для человека сонной болезни. В Африке эту муху называют глоссиной. Под каким названием ее знаем мы? (Муха цеце.)

9. Этим маленьким букашкам К.Линней дал название, которое в переводе с латинского звучит как «муравьиные коровы». А как их называем мы? (Тли.)

10. Бабочки этого семейства летают быстрее всех своих сородичей. Их вид в полете с расправленными крыльями напоминает современный реактивный самолет. Питаются они нектаром, высасывая его на лету, даже не садясь на цветки. Кто они? (Бражники.)

11. Нашествие этих насекомых издавна считалось одним из самых страшных бедствий – наряду с чумой и холерой, наводнениями и войнами. Так, в 125 г. до н.э. в римских колониях Киренаике и Нумидли после опустошительного нашествия этих насекомых от голода умерло 200 тыс. человек. (Саранча.)

12. При малейшей опасности этот жук подворачивает брюшко и из отверстий, расположенных на его конце, выстреливает во врага едким горячим веществом (температура его 100 °С). При этом раздается громкий хлопок. Брюшко жука очень подвижно, и он может «стрелять очередями». Как называется этот жук? (Жук-бомбардир.)

Конкурс «Насекомые фамилии»

Участникам команд за 3 минуты предлагается написать фамилии, произошедшие от названий насекомых. (Межпредметная связь с русским языком и литературой.) За каждую реально существующую фамилию – 1 балл.

Конкурс-головоломка «Признаки насекомых»

Найдите начало головоломки и по ходу часовой стрелки, пропуская одинаковое количество слогов, прочитайте, что в ней зашифровано.



Ответ: у насекомых три пары ног и у большинства одна или две пары крыльев.

Конкурс «Математический»

Каждая команда должна за 2 минуты решить задачу. (Межпредметная связь с математикой.) Оценка – 5 баллов.

Задача для первой команды

Десять колорадских жуков в течение 30 суток объедают 200 см2 листьев картофеля. Одна личинка съедает примерно 50 см2 листьев. Какую площадь листьев съедят 1000 колорадских жуков? Сколько личинок колорадского жука могут уничтожить такую площадь листьев картофеля? (1000 жуков за 30 суток – 20 000 см2; 4000 личинок.)

Задача для второй команды

Тли очень плодовиты. Весной каждая самка рождает 35–50 «дочек». Через 7–10 суток «дочки» приносят по 35–50 «внучек» (50 x 50 = 2500). В течение 7–10 суток «внучки» приносят по 35–50 «правнучек» (2500 x 50 = 125 000). Так за лето получается 15–20 поколений. Подсчитайте, сколько тлей могло бы получиться за 3 летних месяца и за 1 месяц. Почему тли при своей колоссальной плодовитости не покрыли весь земной шар?

(В течение месяца (за 3–4 поколения) может народиться 169 062 500 000 000 тлей. Не покрывает земной шар такая масса только потому, что несметное их количество по разным причинам гибнет.)

Задача для третьей команды

Чтобы собрать 1 кг меда, пчеле нужно принести 120–150 тысяч взятков нектара. За каждым взятком она летит 3 км. Сколько километров необходимо пролететь пчеле, чтобы собрать 1 кг меда?

(1 взяток – 3 км; 1 кг меда – 120–150 тысяч взятков, следовательно, от 360 до 450 тыс. км.)

Конкурс «Ты – мне, я – тебе»

Команды задают друг другу по 5 вопросов. Если отвечающая команда дает неправильный ответ, балл присуждается команде, задававшей вопрос. Конкурс позволяет детям потренироваться формулировать вопросы и оценивать правильность ответов на них. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Конкурс «Шифровки»

За 1 минуту командам предлагается сложить из выданных карточек с буквами название насекомого. Конкурс носит развлекательный характер. Оценка – 3 балла.

Команды получают карточки с буквами, составляющими слова «капустница», «водомерка», «пилильщик».

Конкурс «Гонка за лидером»

Каждая команда за 2 минуты должна ответить на максимальное количество вопросов. За каждый правильный ответ – 1 балл.

1. Одомашненное насекомое отряда Чешуекрылые, дающее натуральный шелк. (Тутовый шелкопряд.)

2. Одна из самых крупных ночных бабочек, пятна на ее крыльях напоминают по окраске пятна на хвостовых перьях павлина. (Большой ночной павлиний глаз, грушевая павлиноглазка.)

3. Органы дыхания насекомых. (Трахеи.)

4. Крупный пластинчатоусый жук, летающий весной по вечерам в светлых березовых лесах. (Майский жук.)

5. Отряд насекомых, к которому принадлежат мухи, комары, оводы. (Двукрылые.)

6. Какой ротовой аппарат у саранчи? (Грызущий.)

7. Где у кузнечика ухо? (На ноге.)

8. К какому отряду относятся пилильщик, оса? (Перепончатокрылые.)

9. Сколько крыльев у мухи? (Два.)

10. Зачем бабочкам видеть инфракрасные лучи? (Для ориентировки в полете.)

11. Что такое прополис? (Пчелиный клей.)

12. Чем знаменита муха цеце? (Переносит возбудителя сонной болезни.)

13. Что у саранчи в кубышке? (Яйца.)

14. Кто из шестиногих и грызет, и сосет, и лижет? (Мухи.)

15. Мелкие бескрылые насекомые-паразиты, сосут кровь у млекопитающих и являются переносчиками опасных заболеваний. (Вши.)

16. Стрекоза-«старушка» (Бабка.)

17. Органы выделения насекомых. (Мальпигиевы сосуды.)

18. Двукрылое насекомое, живущее в домах. (Комнатная муха, также мушка дрозофила.)

19. Мелкое насекомое, живущее чаще большими колониями на побегах растений, питается их соком и тем самым наносит ощутимый вред. (Тля.)

20. Небольшой мягкотелый жук, имеющий органы свечения из фотогенных клеток, оплетенных трахеями и нервами. (Светляк, светлячок.)

21. Какой ротовой аппарат у жуков? (Грызущий.)

22. Чем стрекочет кузнечик? (Трением ноги о крыло.)

23. К какому отряду относятся водомерка и вредная черепашка? (Клопы.)

24. У каких насекомых личинки безголовые? (У мух.)

25. Чем комар может быть полезен? (Опылением растений, комары – корм для птиц, их личинки – корм для рыб.)

26. Кто такие усачи? (Жуки.)

27. Что божьи коровки зимой делают? (Спят.)

28. Какие жуки получили свое название от известных крупных млекопитающих? (Жук-олень; жук-носорог.)

29. Общественные насекомые, распространенные преимущественно в тропиках, питаются древесиной, портят деревянные сооружения – дома, телеграфные столбы, мебель и т.д. (Термиты.)

30. Кровососущее двукрылое насекомое, личинки которого развиваются в воде. (Комар.)

31. Небольшая бабочка, гусеница которой питается шерстяными тканями и мехом. (Моль.)

32. Крупное насекомое из отряда прямокрылых, вредитель сельского хозяйства. (Саранча.)

33. Знаменитый жук из семейства пластинчатоусых, катающий шары из навоза. (Скарабей.)

34. Какой ротовой аппарат у бабочек? (Сосущий.)

35. Сколько крыльев у жука? (Четыре – две пары.)

36. К какому отряду относятся медведка и сверчок? (Прямокрылые.)

37. Как называется личинка бабочки? (Гусеница.)

38. Зачем кузнечику сабля? (Это яйцеклад.)

39. Кто же нас кусает – слепни или оводы? (Слепни.)

40. Благодаря чему мухи держатся на потолке и ползают по оконному стеклу? (На лапках у них есть присоски.)

Подведение итогов урока и выставление оценок
Категория: Учителю биологии | Добавил: almar71 (14 Апр 2012)
Просмотров: 4263 | Теги: уроков, обобщающих, проведение, организация, по, биологии | Рейтинг: 1.0/ 15 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Пятница
26 Апр 2024
14:20


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz