Элективный курс по биологии На образование как целостную государственную структуру, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится, помимо прочих, задача сохранения физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения. Данная программа предусматривает расширение и углубление знаний учащихся по биологии, развитие интереса к предмету и формирование ценностного отношения к собственному здоровью. Рассчитана она на учащихся 9-х классов, изучающих анатомию, физиологию и гигиену человека. Содержание курса отличается от базового дополнительным материалом, а также практическими занятиями, направленными на укрепление здоровья обучаемых. Курс предусматривает работу старшеклассников с дополнительной литературой, подписными изданиями, что способствует совершенствованию навыков самостоятельной деятельности. В ходе работы применяются следующие виды деятельности: составление схем, графиков, экскурсии, практические работы. Планируется социологическое исследование, которое предполагает работу с местным населением. Ученик получает зачет при условии изучения теоретической части курса, прохождении практики и написании реферата. Динамика интереса фиксируется при помощи анкетирования на первом и последнем занятии, собеседования после освоения программы.
Целями данного курса являются:
– пропаганда здорового образа жизни, формирование ценностного отношения к собственному здоровью при помощи углубления знаний по анатомии и физиологии человека; – создание условий для формирования и развития у учащихся умения самостоятельно приобретать и применять знания, описывать результаты наблюдений, выдвигать гипотезы, делать выводы, обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии.
Задачи:
1. Воспитывать в детях потребность быть здоровыми. 2. Научить, как ухаживать за своим телом, избежать болезней, повысить иммунитет. 3. Убеждать учащихся в негативном воздействии на молодой организм психоактивных веществ (табачный дым, алкоголь, наркотики). 4. Уметь оказать первую медицинскую помощь в критических ситуациях.
Разделы программы (26 часов)
I. Факторы риска. Психическое здоровье (4 часа). Влияние табакокурения, алкоголя и наркотиков на системы органов человека. Группы риска. Венерические и ВИЧ-заболевания.
II. Питание и здоровье (5 часов). Режимы питания, основные группы питательных веществ. Рациональное меню. Энергетическая ценность продуктов питания и меню. Гигиена ротовой полости. Экскурсия в стоматологический кабинет. Практические работы: “Определение норм питания”, “Составление схем раздельного питания”.
III. Гигиена кожи (3 часа). Гигиенические мероприятия по уходу за кожными образованиями. Виды закаливания, как стимуляция иммунной системы. Личная гигиена подростков. Социологическое исследование “Народные средства в гигиене кожи”. Предусматривается опрос населения п.Приполярный с последующим выступлением по результатам исследования.
IV. Опорно-двигательная система (2 часа). Методы определения состояния и выявления нарушений опорно-двигательной системы. Комплекс упражнений по профилактике плоскостопия и искривления позвоночника.
V. Гигиена зрения (2 часа). Наиболее часто встречающиеся нарушения: близорукость и дальнозоркость. Причины. Состояние зрения школьников п.Приполярный. Комплекс упражнений по снятию напряжения глаз.
VI. Влияние на здоровье средств массовой информации (I час).