Суббота, 20 Апр 2024, 04:56
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю биологии

Начало изучения Биологии
Биология — науки о живой природе и закономерностях, ею управляющих. Биология изучает все проявления жизни, строение и функции живых существ, а также их сообществ. Она выясняет происхождение, распространение и развитие живых организмов, связи их друг с другом и с неживой природой.

Живому миру характерно необычайное разнообразие. В настоящее время обнаружено и описано примерно 500 тыс. видов растений и более 1 млн, видов животных, более 3 тыс. видов бактерий и сине-зеленых водорослей, сотни тысяч грибов. Число еще не описанных видов оценивается по меньшей мере в 1—2 млн. Выявление и объяснение общих явлений и процессов для всего многообразия организмов — задача общей биологии.

Основные признаки живого. Каждый организм представляет собой совокупность упорядочение взаимодействующих структур, образующих единое целое, т. е. является системой. Живые организмы обладают признаками, которые отсутствуют у большинства неживых систем. Однако среди этих признаков нет ни одного такого, который был бы присущ только живому. Возможный способ описать жизнь — это перечислить основные свойства живых организмов.

1. Одна из наиболее примечательных особенностей живых
организмов — это их сложность и высокая степень организации.
Они характеризуются усложненным внутренним строением и со­
держат множество различных сложных молекул.

2. Любая составная часть организма имеет специальное на­
значение и выполняет определенные функции. Это относится не
только к органам (почки, легкие, сердце и т. д.) и клеткам, но
и к внутриклеточным структурам и молекулам.

3. Живые организмы обладают способностью извлекать, пре­
образовывать и использовать энергию окружающей среды -
либо в форме органических питательных веществ, либо в виде
энергии солнечного излучения. Благодаря этой энергии и веще­
ствам, поступающим из окружающей среды, организмы поддер­
живают свою целостность (упорядоченность) и осуществляют раз­
личные функции, возвращают же в природу продукты распада
и преобразованную энергию в виде тепла, т. е. организмы спо­
собны к обмену веществом и энергией.

4. Организмы способны специфически реагировать на изме­
нения окружающей среды. Способность реагировать на внешнее
раздражение — универсальное свойство живого.

5. Живые организмы хорошо приспособлены к среде обита­
ния. Они прекрасно соответствуют своему образу жизни. Доста­
точно ознакомиться со строением крота, рыбы, паразитического
червя, чтобы представить в общих чертах, как они живут. Осо­
бенности строения, функций и поведения данного организма, от­
вечающие его образу жизни, называются адаптациями (приспо­
соблениями),

6. Самая поразительная особенность живых организмов -
способность к самовоспроизведению, т. е. размножению. Потом­
ство всегда сходно с родителями. Существуют механизмы пере­
дачи информации о признаках, свойствах и функциях организ­
мов из поколения в поколение. В этом проявляется наследствен­
ность. Как установлено, механизмы хранения и передачи наслед­
ственных свойств одинаковы для всех видов. Однако сходство
родителей и потомков никогда не бывает полным: потомки, буду­
чи похожи на родителей, всегда в чем-то отличаются от них.
В этом состоит явление изменчивости, основные законы которой
также общие для всех видов. Таким образом, живым организ­
мам свойственны размножение, наследственность и изменчи­
вость.

7. Для живого характерна способность к историческому раз­
витию и изменению от простого к сложному. Этот процесс назы­
вают эволюцией. В результате эволюции возникло все многооб­
разие живых организмов, приспособленных к определенным
условиям существования (см. форзац II).

Уровни организации жизни. Для живой природы характерны разные уровни организации ее структур, между которыми существует сложное соподчинение. Жизнь на каждом уровне изучают соответствующие разделы биологии: молекулярная биология, цитология, генетика, анатомия, физиология, эволюционное учение, экология.

Самый нижний, наиболее древний уровень жизни — это уровень молекулярных структур. Здесь проходит граница между живым и неживым. Выше находится клеточный уровень жизни. И клетка, и заключенные в ней молекулярные структуры в главных чертах строения у всех организмов сходны.

Органно-тканепый уровень характерен только для многоклеточных организмов, у которых клетки и образованные из них части организма достигли высокой степени структурной и функциональной специализации.

Следующий уровень — это уровень целостного организма. Как бы ни различались организмы между собой, их объединяет то, что они все состоят из клеток.

Вид, объединяющий сходные в основных чертах организмы, составляет более сложный уровень организации жизни. Здесь

действуют свои законы —законы внутривидовых отношений организмов.

Наконец, еще более высоким уровнем является уровень биоценозов, т. е. сообществ всех видов, населяющих ту или иную территорию или акваторию. На этом уровне действуют законы межвидовых отношений.

Совокупность всего живого, населяющего Землю, составляет биосферу. Это высший уровень организации жизни. Законы, ха рактерные для более высоких уровней организации живого мира, не исключают действия законов, присущих более низким уровням.

Общая биология изучает законы, характерные для всех уровней организации жизни.

Методы изучения биологии. Для изучения живой природы биологи применяют различные методы. Наблюдение позволяет выявить объекты и явления. Сравнение дает возможность установить закономерности, общие для разных явлений в живой природе. 8 эксперименте или в опыте создается ситуация, помогающая выявить те или иные свойства биологических объектов. Исторический метод позволяет на основе данных о современном органическом мире и его прошлом познавать процессы развития живой природы. Кроме этих основных методов применяется много других.

При изучении биологических объектов используется самая различная техника: микроскопы, ультрацентрифуги, разнообразные химические анализаторы, компьютеры и множество других приборов, позволяющих раскрыть тайны живой материи. Свой вклад в изучение биологии вносят специалисты, казалось бы, далекие от биологии: химики, физики, математики, инженеры и многие другие.

Значение биологии. Биологические знания лежат в основе медицинских и сельскохозяйственных наук. Биология решает важнейшие практические задачи. Одна из них— производство продовольствия. Для того чтобы обеспечить питанием все увеличивающееся население нашей планеты, необходимо иметь высокопродуктивные сорта сельскохозяйственных растений и породы животных, а также совершенные методы их выращивания. Эти проблемы нельзя решить, не зная законов биологии, прежде всего законов наследственности, и не опираясь на них в агрономии и зоотехнике.

Очень важна задача разработки методов предупреждения и лечения болезней человека, особенно таких тяжелых, как сердечно-сосудистые, рак, СПНД. Решение этой задачи требует глубокого исследования жизненных процессов и механизмов, ими управляющих, как в отдельных клетках, так и в организмах и сообществах.

Важнейшая задача нашего времени, которая встала перед человечеством,— охрана природы и приумножение ее богатств.
Эта задача продиктована тем, что под влиянием хозяйственной деятельности человека идет процесс загрязнения окружающей среды, вследствие чего происходит сокращение численности и даже гибель видов животных и растений. Загрязнение окружи тощей среды отрицательно влияет на здоровье человека.

Остановить развитие промышленности и рост городов невозможно. Но совершенно необходимо предотвратить угрозу, кото рую несет этот процесс природе и самому человеку, что такж< требует глубокого знания законов общей биологии.

Прогресс биологии в XX в., ее возросшая роль среди други>. наук и для существования человечества определяют и ее значи тельно более высокий уровень сравнительно с тем, какой они имела 30—40 лет назад. По уровню биологических исследований можно судить о материально-техническом развитии общества, так как биология становится реальной производительной силой, а также научной основой рациональных отношений между человеком и природой.
Категория: Учителю биологии | Добавил: Okay (28 Фев 2012)
Просмотров: 1955 | Теги: изучения, Начало, биологии | Рейтинг: 1.0/ 8 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Суббота
20 Апр 2024
04:56


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz