В игре принимают участие две команды. Каждая придумывает себе название и выбирает капитана.
Перед началом игры проводятся конкурсы среди зрителей и болельщиков. Выбираем Мудрейшего – он будет подсчитывать набранные командами баллы.
Вопросы:
– Какой процесс называется фотосинтезом? – Какие вы знаете типы корневых систем? – Какие органические удобрения вы знаете? – Какие органы имеют цветковые растения?
Выбираем Хранителя времени, который не глядя на часы, с большей точностью определит, что прошла одна минута.
Конкурс 1. «Ботаническая эстафета»
Выполняется мелом на доске либо фломастером на ватмане. Время на выполнение задания –1 мин. За каждое правильное название – 5 баллов.
Капитаны по очереди отвечают на вопросы. За каждый ответ, в зависимости от его полноты, – до 5 баллов.
– Как устроен микроскоп? – Каково строение растительной клетки? – Какие бывают виды корней; типы корневых систем? – Расскажите о строении листа. Какой лист называется сложным? – Какое жилкование имеют листья растений? – Какие виды стеблей вы знаете? – Почему нужно охранять зеленые растения? – Какое участие вы можете принять в охране природы?
Конкурс 3. «Ромашка»
Команды по очереди отрывают лепестки ромашки и разгадывают загадки, написанные на их обратной стороне. Время на обдумывание – 15 сек. За каждый правильный ответ – 3 балла.
Что не сеяно родится? (Трава.)
Берега зеленые, вода красная, рыбки черные. (Арбуз.)
Вырос в поле дом, полон дом окон, все ставни заколочены. (Колос.)
Ходит дом ходуном на столбе золотом. (Рожь.)
Шарик бел, весь мир одел. (Хлопок.)
Сижу на дереве, кругла как шар, сладка как мед. (Вишня.)
Сидит на палочке в красной рубашечке, брюшко камешками набито. (Шиповник.)
Красненька матрешка, беленько сердечко. (Редис.)
Конкурс 4. «Что это за растение?»
Команде зачитывается описание растения. Если команда правильно отвечает после 1-го предложения – 5 баллов, после 2-го – 4 балла, после 3-го – 3 балла, после 4-го – 2 балла. Общее время на обдумывание ответа не должно превышать 1 мин.
Задание 1-й команде. (Картофель.)
Его нередко называют «вторым хлебом».
Его родина – горы Центральной и Южной Америки.
В Россию это растение попало в XVIII в., во время правления Петра I.
Тогда крестьяне недоверчиво-враждебно называли его «чертовым яблоком».
Задание 2-й команде. (Помидор, или томат.)
Французы до сих пор именуют его «пом де тер», что значит «земляное» яблоко.
Дикие родичи этого растения до сих пор сохранились в горах Перу.
В России в 1781 г. это растение выращивали только в частном ботаническом саду Демидова в Москве.
Различные салаты, соленья, маринады, пасту, сок и многое другое получаем мы из плодов этого южноамериканского растения. Вот уж поистине «золотое яблоко».
Конкурс 5. «Третий лишний»
Используются иллюстрации «Лесная аптека». Время на обдумывание – 30 сек. За правильный ответ – 3 балла.
1. Овес, одуванчик, пшеница. (Ответ. Одуван-чик – двудольное растение, у него стержневая корневая система.)
2. Картофель, горох, кукуруза. (Ответ. Кукуруза – однодольное растение, у него параллельное жилкование листьев.)
3. Клевер, лилия, земляника. (Ответ. Лилия – однодольное растение, у него параллельное жилкование листьев.)
Конкурс 6. «Чудо-дерево»
1. Выполняется мелом на доске либо фломастером на ватмане. Время на выполнение задания – 1 мин. За каждое правильное название – 3 балла.
Сочные плоды: _________________________
Сухие плоды: __________________________
2. Отвечают капитаны. За правильный ответ – 3 балла.
Какие плоды называются сочными? Сухими?
Конкурс 7. Для болельщиков
Болельщики называют строчки из песен, в которых упоминаются растения. (3 мин.)
Конкурс 8. «Биологический детектив»
Время на размышление – 15 сек. За правильный ответ – 3 балла.
Вопрос первой команде.
Рассказывают, что давным-давно в Греции жил прекрасный юноша. Он был настолько высокого мнения о собственной красоте, что боги его за это наказали: до конца своих дней юноша был обречен постоянно любоваться собственным отражением в воде. А после его смерти на этом месте вырос прекрасный цветок, который и назван в память о юноше. Что это за цветок? (Нарцисс.)
Вопрос второй команде.
Зрелищные сооружения и амфитеатры в Древнем Риме строились с применением древесины этого дерева, устойчивой к гниению. На сваях из его древесины стоит Венеция, на таких же сваях строился Санкт-Петербург. Двери и оконные рамы Зимнего дворца и много других построек Петербурга, деревянные части соборов Московского Кремля, храм Василия Блаженного изготовлены из древесины этого же дерева. Какого? (Лиственницы.)
Подведение итогов
Мудрейший сообщает количество набранных командами баллов. Отмечается самый активный и любознательный болельщик. Участникам игры КВН вручаются призы.