Первые города появились на нашей планете около 5 тыс. лет назад. Разрастаясь, они вбирали в себя все новые участки окружающей территории вместе с обитавшими там видами животных и растений. Кто-то из них не мог приспособиться к новым условиям, но были и такие, кому удавалось выжить. А некоторым новые условия пришлись даже по вкусу. Так, постепенно, происходило формирование флоры и фауны городской среды, которую сейчас принято называть урбанизированной (от лат. urbanus – городской).
Как экологическая система, урбоценоз имеет весьма сложную структуру. В нем можно выделить застроенную часть (дома, дороги, коммуникации и прочее) и незастроенные участки, на которых сохранились остатки в той или иной степени измененных природных сообществ или были созданы искусственные насаждения. Пригодность таких незастроенных участков для жизни различных животных и растений определяется размером территории, ее окружением, степенью антропогенной нагрузки, продолжительностью существования в черте города, изолированностью от других местообитаний и т.п.
Рассмотрим особенности таких участков, которые наиболее значимы для обитающих в городе мелких млекопитающих. Почему именно их? Дело в том, что эту группу вполне можно рассматривать в качестве организмов-биоиндикаторов, численность и видовой состав которых позволяет оценивать состояние городской среды без использования дорогостоящих приборов и проведения трудоемких экспертиз. Мелкие млекопитающие – насекомоядные и грызуны* – очень удобны для проведения экологических исследований. Они достаточно многочисленны, очень чувствительны к изменениям окружающей среды. Кроме того, они физиологически более близки к человеку, чем, например, земноводные или птицы, т.е. более сходно реагируют на пылевое и химическое загрязнение, шум, вибрацию и другие неблагоприятные факторы.
Самые известные грызуны-«горожане» средних широт нашего полушария – серая (Rattus norvegicus) и (в некоторых, особенно портовых, городах) черная (Rattus rattus) крысы и домовая мышь (Mus musculus). Это так называемые виды синантропы (от греч. syn – рядом, вместе; antropos – человек), приспособившиеся жить рядом с человеком и вполне освоившие среду обитания, созданную им (человеком) для себя.
Другая группа – животные гемисинантропы (от греч. hemy – полу), те, которые могут с успехом обитать как в природных местообитаниях, так и в непосредственной близости от человека. Из таких видов в наших городах обычны полевая (Apodemus agrarius), лесная (A.sylvaticus) и малая лесная (A.uralensis) мыши. Нередко встречаются в городах и восточноевропейская (Microtus rossiaemeridionalis) и обыкновенная (Microtus arvalis) серые полевки, белка (Sciurus vulgaris), а из насекомоядных – малая белозубка (Crocidura suaveolens).
А вот желтогорлую мышь (Apodemus flavicollis), мышь-малютку (Micromys minutus), рыжую (Clertrionomys glariolus) и пашенную (Microtus agrestis) полевок и полевку-экономку (M.oeconomus) в городах встретишь нечасто. Еще более редки в городской среде обыкновенный хомяк (Cricetus cricetus), водяная полевка (Arvicola terrestris), крот (Talpa europea). К крайне редким в городах видам относится кутора (Neomys fodiens), малая бурозубка (Sorex minutus), ондатра (Ondatra zibetica) и лесная мышовка (Sicista betulina). Все эти животные в целом избегают соседства с человеком, за что получили название экзоантропов (от греч. exo – снаружи). Для жизни им нужны относительно нетронутые, естественные биотопы.
Именно на разделении мелких млекопитающих города на эти три группы и основана оценка состояния окружающей среды. Если на каком-то участке грызуны и насекомоядные не встречаются вовсе или они представлены исключительно синантропами – крысами и домовыми мышами, – это свидетельствует о крайнем неблагополучии биотопа. Если на незастроенной территории преобладают животные-гемисинантропы – это место можно охарактеризовать как биотоп, испытывающий довольно значительную антропогенную нагрузку, но нормально функционирующий в условиях городской среды. В случае же присутствия на территории экзоантропных видов, можно утверждать, что данный биотоп практически сохранил в себе черты, присущие ественной экосистеме.
Немаловажным показателем экологического благополучия любого биотопа является и разнообразие обитающих здесь видов животных. Чем оно ниже, тем в более плачевном состоянии находится экосистема.
Нами – группой исследователей Института проблем экологии и эволюции Российской Академии наук – в течение ряда лет проводилось изучение видового состава и численности мелких млекопитающих в г. Москве. В конечном итоге мы выделили 15 типов городских биотопов, пригодных для жизни грызунов и насекомоядных. Они перечислены в таблице. Как видно по приведенным в этой таблице цифрам, наименее привлекательны для зверьков городские газоны, бульвары, скверы и деградирующие парки. Здесь наблюдается самый бедный видовой состав и низкая численность, преобладают грызуны-синантропы.
Более пригодными для обитания мелких млекопитающих можно считать регулярные парки, дворы плодоовощных баз, кладбища, агроценозы (парниковые овощные и цветочные хозяйства), луга, полосы отчуждения вдоль железных дорог и сады.
И, наконец, самыми лучшими с точки зрения экологии территориями городского ландшафта являются лесопарки и ландшафтные парки, густые заросли бурьянов и берега рек.
Рассмотрим характеристики этих важных для экологического здоровья города биотопов более подробно.
Парки – широкое понятие, включающее в себя большой спектр разнообразных естественных и искусственных древесно-кустарниковых биотопов. Парки в целом выполняют очень важную функцию в сохранении биоразнообразия флоры и фауны городов. Многие экологи называют их «зелеными рефугиумами» (от лат. refugium – убежище) урбанизированных территорий.
Регулярные парки – как правило, искусственно созданные, состоящие из геометрически правильных газонов, клумб, цветников, ровных дорожек, парковой мебели. Нередко они украшены водоемами и фонтанами. Кроме травянистых растений в таких парках обычно сажают декоративные кустарники и некоторые виды деревьев. Ландшафтные парки крупнее и больше похожи на естественные биотопы. Чаще всего они представляют собой остатки лесов, вошедших в черту города. Нередко искусственные посадки, лужайки и водоемы в этих парках почти полностью имитируют природную среду и подчиняются рельефу местности. Лесопарки – довольно обширные территории, покрытые естественной древесно-кустарниковой растительностью. Прежде это были обычные леса, но после вхождения в состав города в них, конечно, произошли определенные изменения. Тем не менее, данный тип биотопа более всего соответствует понятию «природная лесная экосистема».
В категорию деградирующих в принципе могут попасть любые из перечисленных парков, если они постоянно испытывают чрезмерную антропогенную нагрузку. Сначала на вытоптанной уплотненной почве исчезает травяной покров, потом начинают засыхать деревья и кустарники (выживают лишь самые устойчивые к антропогенному воздействию породы – разные виды тополей, карагана, или желтая акация, и некоторые другие). Естественно, что быстрее всего такие изменения могут произойти с регулярными парками в силу их сравнительно небольших размеров и специфики растительного покрова – декоративные растения более чувствительны к вытаптыванию и нуждаются в постоянном уходе.
Не меньшее значение для экологического благополучия городов имеют и реки. Их берега, поросшие разнообразной растительностью, вносят большой вклад в обогащение разнообразия городской фауны. Этот тип биотопов часто образно называют «зелеными коридорами», так как они обеспечивают связь природных территорий, окружающих город, и биотопов внутри него. Таким образом, сохраняя и улучшая состояние зеленых территорий городов, особое внимание следует уделять паркам и берегам рек.
Проблемы урбоэкологии (городской экологии) сегодня волнуют миллионы людей. В нашей стране этому вопросу уделяется большое внимание, о чем, например, свидетельствует количество проводимых в последнее время конференций: «Экологические проблемы экополисов» (1999 г.), «Животные в городе» (2000 и 2002 гг.), «Проблемы фауны городов» (2001 г.). Остается надеяться, что такое пристальное внимание положительно скажется на деле сохранения экологически здоровой окружающей среды, которая является нашим общим домом со всеми живущими и растущими рядом с нами.