4 марта 1997 года ровно в 5 часов ДМВ стартом ракеты-носителя "Старт 1.2" - с КА "Зея" на борту началась история нового российского космодрома с гордым названием "Свободный".
Впервые вопрос о необходимости создания и выборе места расположения нового российского космодрома был поставлен Военно-Космическими Силами перед руководством Министерства обороны России в конце 1992 года. Основной причиной послужило то, что в результате распада СССР космодром Байконур оказался вне территории России: реализация отечественных космических программ оказалась зависимой от другого государства, если применительно к гражданским космическим системам это, в принципе, допустимо, то в отношении военных космических систем это исключено: стратегическая значимость решаемых ими задач требует твердых гарантий их решения. Специалисты ВКС провели оценку возможности перевода на территорию России запусков КА, выполняемых с космодрома Байконур в интересах Министерства обороны РФ.
Была спланирована и в настоящее время осуществляется работа по переводу запусков КА ракетами-носителями легкого и среднего классов на космодром Плесецк, но особую остроту имеет вопрос запусков ракет-носителей тяжелого класса. Стартовые комплексы РН "Протон" имеются только на Байконуре. Поиски возможного решения данной задачи без использования территории иностранного государства и обусловили необходимость проведения в 1993 году рекогносцировочных работ по выбору возможного места расположения стартового комплекса ракет-носителей тяжелого класса на территории России.
а основе доклада командующего ВКС генерал-полковника В.Л.Иванова 1 февраля 1993 года была издана директива Генерального штаба о проведении рекогносцировки возможных мест дислокации нового космодрома. В соответствии с ней была образована рекогносцировочная комиссия под председательством начальника штаба ВКС генерал-лейтенанта С.Н.Ермака, в которую вошли представители Генерального штаба, РВСН, ВВС, ВМФ, Дальневосточного военного округа, Центрального проектного института Минобороны, а также Российского космического агентства и ведущих организаций по основным объектам инфраструктуры космодромов — КБ транспортного машиностроения, КБ "Салют", КБ общего машиностроения и КБ "Мотор". Комиссия проделала большую аналитическую работу, в рамках которой была проведена оценка всех вероятных вариантов решения задач запуска космических ракет-носителей тяжелого класса с территории России, выбраны возможные места размещения стартового комплекса (СК) для тяжелых РН; выработаны требования к СК и объектам инфраструктуры. О сложности и масштабности проделанной работы можно судить по основным требованиям и ограничениям к месту расположения космодрома. Они, в частности, включают в себя: обеспечение максимально широкого спектра требуемых наклонений орбит, включая минимальное, соответствующее географической широте места запуска, а также 63-65°, 71-72°, 81° и 97°; эффективность выведения полезных нагрузок на геостационарные орбиты; отсутствие активных участков полета ракет-носителей над территориями иностранных государств и, прежде всего, над территориями США и Канады, имеющих систему предупреждения о ракетном нападении, а также над густонаселенными областями страны, городами и промышленными центрами; отсутствие необходимости расположения районов падения отделяющихся частей ракет-носителей на территориях иностранных государств или в их территориальных водах, в нейтральных водах с активным судоходством и рыболовством, вблизи крупных населенных пунктов страны, важных народнохозяйственных объектов и на территории уникальных государственных заповедников; близость развитых железнодорожных магистралей, других путей сообщения (морских, речных, автомобильных и воздушных); наличие производственных и сырьевых ресурсов; возможность расположения (создания) необходимых объектов инфраструктуры и ее последующего развития.
На основе проведенного анализа территории России комиссия пришла к выводу, что потенциально пригодными для реализации поставленных задач являются только южные районы дальневосточного региона и острова Сахалин. Несмотря на столь значительную территорию России, более близких к центральной части страны мест, пригодных для размещения космодрома не имеется.
Так, регион юга европейской части России, в восточной части которого находится полигон Капустин Яр, широко освоен, что затрудняет размещение такого крупного объекта как космодром, и не удовлетворяет требованиям обеспечения запусков: трассы запусков на низкие наклонения проходят над территорией иностранного государства (Республики Казахстан), а на высокие - над крупными городами и промышленными центрами.
Регионы юга Сибири и Забайкалья в основном представляют собой труднодоступную гористую местность, и оттуда невозможны запуски на орбиты с низкими наклонениями, необходимые, в первую очередь, для геостационарных ИСЗ, поскольку при этом активные участки полета ракет-носителей проходили бы над территориями МНР и Китая.
Для размещения космодрома также оказались подходящими и не все районы Дальневосточного региона. К сожалению, непригодной с географической точки зрения оказалась южная часть Дальневосточного региона - район около городов Владивосток и Уссурийск. Географическая широта данного района (в диапазоне 43-44°с.ш.) является для Российской Федерации одной из самых южных Для сравнения можно заметить, что это даже южнее района космодрома Байконур на 2-3°. Но возможные азимуты пусков для данного района ограничиваются всего лишь 46-59°. При запусках на более высокие наклонения трассы, и соответственно районы падения отделяющихся частей ракет-носителей, будут проходить над территорией Китая, а на более низкие наклонения, включая опорное для запусков на геостационарную орбиту, - над территорией Японии.
Расположенная севернее от данного района местность - Сихотэ-Алиньский горный массив - практически недоступна и не освоена. Минимально необходимые условия для размещения космодрома имеются лишь в диапазоне от левобережья реки Амур до города Советская Гавань, где заканчивается Байкало-Амурская магистраль, и обеспечиваются все наклонения запусков ракет-носителей, а районы падения их отделяющихся частей приходятся на акватории Тихого океана и Охотского моря, что не требует отчуждения территорий на суше. Ближайшим к центральным районам России в западной части этой области на Транссибирской магистрали располагается район города Свободный Амурской области, откуда также обеспечиваются возможности запусков на все необходимые наклонения. Основным требованиям и ограничениям по размещению космодрома удовлетворяет и территория острова Сахалин, особенно его южная оконечность в районе поселков Озерский и Новиков, расположенная на широте 45°, но этот район крайне удален от остальной территории России, не имеет железнодорожного сообщения, и там отсутствуют производственная и строительная база и ресурсы. Таким образом, задача выбора места расположения космодрома была сведена к двум основным районам: город Советская Гавань и город Свободный.
На заключительном этапе работы комиссии была проведена окончательная оценка, с выездом в районы выбранных мест, в результате которой в качестве места расположения нового российского космодрома по критерию эффективность/стоимость был выбран район города Свободный Амурской области. Полученные выводы рекогносцировочной комиссии был отражены в акте, утвержденном начальником Генерального штаба МО РФ.
Одним из факторов, обусловивших выбор района города Свободный, стало наличие значительной инфраструктуры, оставшейся после сокращения ракетной дивизии. В современных ценах ее общая стоимость составляет более 1.3 триллиона рублей. В соответствии с выводами рекогносцировочной комиссии директивой Министра обороны Российской Федерации от 30 ноября 1993 года объекты и часть войсковых частей и подразделений данной ракетной дивизии были переданы в состав Военно-Космических Сил, и на их базе был образован Главный центр испытаний и применения космических средств.
Одновременно вопрос о необходимости развертывания работ по созданию космодрома был внесен в Правительство России. Его рассмотрение длилось два года. Было составлено дополнительное оперативно-стратегическое и технико-экономическое обоснование нового космодрома. Дважды вопрос о его создании рассматривался в Государственной Думе. Широкая дискуссия по этому вопросу развернулась в средствах массовой информации и среди населения Амурской области. С подобной ситуацией Военно-Космические Силы столкнулись впервые. Происшедшие изменения в правовой и социальной сферах жизни обусловили необходимость большей открытости военной деятельности, публичного обсуждения вопроса, включая изучение влияния космодрома на экологию. Пришлось на ходу осваивать новые формы работы: в конечном итоге это удалось.
Вышедший 1 марта 1996 года Указ Президента Российской Федерации о создании 2-го Государственного испытательного космодрома Министерства обороны Российской Федерации - космодрома Свободный - закрепил принятие решения, узаконил космодром в правовом отношении, и подвел черту трехлетнему периоду в обсуждении вопроса. Это позволило включить работы по космодрому в Государственный оборонный заказ и Программу вооружения. Перед Военно-Космическими Силами Указом Президента России были поставлены следующие задачи: обеспечить подготовку к пуску в 1996-1997 годах ракет-носителей легкого класса "Рокот" и "Старт"; разработать эскизный проект космодрому со стартовым комплексом ракет-носителей тяжелого класса "Ангара"; разработать и представить во II квартале 1997 года предложения по дальнейшему проведению работ на космодроме Свободный.
Комплекс ракеты-носителя "Рокот", ранее базировавшийся на космодроме Байконур, был рекомендован для размещения на новом космодроме еще на этапе рекогносцировочных работ, так как для него имелась вся основная необходимая инфраструктура. Он создан на основе МБР, аналогичных тем, которыми была оснащена базировавшаяся в районе города Свободный ракетная дивизия. С целью обеспечения развертывания на космодроме данного комплекса были сохранены от уничтожения 5 шахтных пусковых установок и все необходимое для подготовки и проведения пусков оборудование. Однако позднее принятие решения по космодрому, сложная экономическая обстановка в стране и связанное с ним недостаточное финансирование Вооруженных Сил, обусловили медленный темп работ по комплексу "Рокот".
Более оперативно удалось осуществить проект с размещением на космодроме комплекса ракет-носителей семейства "Старт". Этому способствовали отсутствие необходимости капитального строительства и плодотворное сотрудничество с НТЦ "Комплекс" Государственного предприятия "Московский институт теплотехники". Тем не менее, для реализации этого проекта была проделана немалая работа. На космодроме были созданы техническая и стартовые позиции для ракет-носителей и космических аппаратов, развернут измерительный комплекс космодрома в составе пристартового и выносного измерительных пунктов, система связи, организованы поля падения для отделяющихся частей ракет-носителей, проведено обучение боевых расчетов подготовки и запуска и многое другое. Оценить весь проделанный объем работ могут только специалисты, чьими руками это делалось. Комплекс ракет-носителей "Старт", как и комплекс "Рокот" и все другие комплексы космических ракет-носителей, представляет интерес как для военных, так и гражданских запусков. Комплекс "Старт" создавался НТЦ "Комплекс" на внебюджетной основе. Планами его использования предусматривалось осуществить в конце 1996 года запуск американского КА фирмы "Earth Watch", предназначенного для дистанционного зондирования Земли. Однако данный КА не был готов к запуску в положенное время и учитывая принципиальную целесообразность открытия нового российского космодрома запуском отечественного, а не иностранного КА было принято решение о первоочередном запуске КА "Зея", созданного по заказу Военно-Космических Сил. Данный космический аппарат хотя и создан по заказу военного ведомства, имеет большое значение для всей космонавтики, так как предназначен для отработки новейших общих принципов контроля запусков космических ракет-носителей и управления космическими аппаратами на орбитах. Космический аппарат "Зея" был выведен на расчетную орбиту, и в настоящее время с ним ведется работа. Сегодня можно констатировать, что первый запуск с нового российского космодрома оказался полностью успешным, а у России появился новый космодром.
Большая заслуга в этом всех специалистов космодрома, специалистов Государственного предприятия "Московский институт теплотехники" и НТЦ Комплекс - разработчиков и координаторов создания комплекса ракеты-носителя, НПО прикладной механики - разработчиков КА "Зея", РНИИ космического приборостроения - головного НИИ, отвечающего за создание измерительного комплекса космодрома, их смежников, инструкторской группы 53-го Государственного испытательного полигона МО. Все они входили в совместный боевой расчет, осуществивший подготовку и запуск. Много сил приложил к рождению космодрома Секретарь Совета обороны Российской Федерации Юрий Михайлович Батурин, который присутствовал на первом запуске. Он лично изучил все аспекты вопроса создания космодрома и способствовал выходу соответствующего президентского Указа. Большой личный вклад в рождение и становление космодрома "Свободный" внес бывший командующий Военно-Космическими Силами генерал-полковник Владимир Леонтьевич Иванов. Оно стало возможным во многом благодаря его напору и целеустремленности. Нельзя не отметить роль нынешнего командующего ВКС генерал-лейтенанта Валерия Александровича Гриня, руководство которого пришлось на первый пуск с нового космодрома, а также начальника оперативного управления штаба ВКС генерал-майора Вячеслава Георгиевича Безбородова, принимавшего самое непосредственное участие в проведении обоснований по космодрому и подготовке директивных документов по нему.
Первым начальником космодрома (первоначально Главного испытательного центра) стал генерал-майор Александр Николаевич Винидиктов. Он был командиром расформированной здесь 27-й ракетной дивизии РВСН и не покинул данный объект, а перешел на службу в ВКС. Его организаторские способности, знание обстановки и людей, настрой на новое дело также во многом послужили основой успеха.