Водолечение - лечение водой, закаливание, религия и история
Водолечение в различных культурах
Среди всех физических методов водолечение, несомненно, занимает первое место по своей древности, признанию полезности всеми народами и во все времена; в самых ранних, дошедших до нас отрывках истории человечества, вода всегда считалась символом чистоты и очищения; этот культ воды был одинаков у мифических и исторических народов.
Значение купания с гигиенической точки зрения, оценка его как средства чистоты и удовольствия, питье минеральных вод, — обо всем об этом остались памятники в литературе, скульптуре и всего важнее — архитектуре; ванна ценилась в старину, как воздух, свет и пища и принадлежала к неизбежным частям культурного обихода.
Из древнейшей литературы видно, что индусы применяли ванну, как потогонное средство при простудных болезнях; по их мнению, она помогала при чахотке и всех болезнях, связанных с истощением; они различали 14 видов вод, среди которых есть упоминания о щелочных, морских и др., имевших точные показания (Аюр Веда, Сузрута).
В гигиене египтян морская вода играла выдающуюся роль: известно, что Эврипид, сопровождая Платона, заболел в Египте и выздоровел только тогда, когда «пророки» погружением в море исцелили его; в главном памятнике египетской медицинской литературы — папирусе Эберса — о ванне, как лечебном средстве, нет прямых указаний, но имеется много косвенных данных, что их жрецыврачи знали лечение ваннами и очень ценили его.
Евреи, ученики египтян во всех отношениях, позаимствовали все, что можно, у своих мудрых господ, знали о пользе ванн при проказе, и у них, подобно всем народам Востока, омовение применялось не только как гигиеническое воздействие, но и как религиозное предписание.
Великие ученые древности о водолечении
Пифагор и его школа так высоко ценили влияние воды на больных, что перенесли всю современную им технику из Египта в Грецию и там она пышно расцвела в учениях гиппократовой школы; в трактате: "Corpus Hippocraticus, de aere, aguis et locis" уже встречаются твердые научные обоснования и ясное понимание сущности его физического воздействия.
Гиппократово правило, что всякие резкие перемены вредны для человеческого тела и что во всех его отправлениях должна быть известная гармония, — было перенесено им в технику водолечения и описано в виде схемы последовательных очень нежных переходов одной t° к другой; там целые главы отведены техническим подробностям: что в каждом отдельном случае нужно делать до ванны и после нее; время, когда ее должно делать и как часто; сколько времени покоиться, когда пить и есть.
Вода, по мнению Гиппократа, действует на тело смачиванием, охлаждением и разогреванием; она может принести тепло и отнять его; она создает раздражение и реакцию; влияет химически и механически; теплая вода успокаивает нервную систему, устраняет дрожь и судороги, приводит сон; соленая вода делает кожу теплой и сухой; его излюбленной процедурой была теплая ванна, применявшаяся при лихорадочных болезнях, как потогонное и почти при всех болезнях органов пищеварения и дыхания; холодные компрессы он назначал во многих хирургических случаях: при переломах, вывихах, ранениях и кровотечениях.
Он правильно установил, что холодная вода возбуждает, теплая расслабляет и что вообще она помогает при многих болезнях, где все другое перестало помогать. Исследования Зудгофа (Sudhoff) показывают, что грекам в это время были хорошо известны не только общие и частичные ванны, но даже и полуванны.
Аристотель, следующий за Гиппократом медицинский авторитет древности, говорит о водах и водолечении больше с естественно-исторической точки зрения, описывая источники, их происхождение и различный состав, зависимость от атмосферных условий и строения почвы; практическое применение их при различных болезнях упоминается вскользь и между прочим.
Настоящим наследником гиппократовых традиций в водолечении явился Асклепиад из Прузы, греческий врач, переселившийся в Рим; вылечить быстро, верно и приятно — было его девизом, а любимыми средствами у него были: вода, диета и движение; он отказался от тогдашних расслабляющих приемов лечения и соединил применение холодной воды с растираниями и гимнастикой, для закаления организма и повышения обмена веществ.
Во времена Галена мы видим не только применение ванн при лихорадочных болезнях, но и паровых при ревматизме, солнечных, песочных и грязевых при ревматизме и подагре, как о том упоминает Плиний.
Хотя сам Гален (130 г. нашей эры), главный авторитет греко-римской школы, оставшийся таковым и на все средневековье, писал почти исключительно о лечении простой пресной водой и только вскользь упоминает, что вода с озера Лесбоса и соленая вода Митилены полезна при отеках и ожирении; ту же пользу он видел и от грязевых ванн.
Древние здравницы, вода и религия
В громадной Римской империи этого периода уже было много водяных курортов, устроенных с выдающейся роскошью и комфортом; больная и богатая публика того времени сама, без помощи врачей, умела находить пользу в теплых источниках Фермопил и охотно посещала очаровательный уголок Байи, в окрестностях которого расположена масса местечек с серными, солеными и щелочными источниками, которые Ливии описал под общим именем Aguae Cumanae.
И в далеких римских колониях были превосходные лечебные учреждения, частию погибшие во время мрака и невежества средневековой суматохи и передвижения племен, частию сохранившиеся до наших дней, как Ахен, Карлсбад, Виши и мн. др. Виши были богато оборудованным курортом в римские времена, на что указывают, кроме названия Vicus callidus, развалины древних писцин, часто попадающихся и до сих пор во время построек и раскопок.
В самом Риме развалины древних бань Каракаллы (211 г. нашей эры), их обширность и роскошь указывают, как велика была тогда потребность в водолечении, но вместе с тем делают ясным, до какой степени далеки были врачи и публика от истинно научных приемов. Но постепенное падение Римской империи поколебало основные принципы и такого простого, естественного стремления к чистоте и здоровью, мало-помалу уронило приемы, которые не имели ничего общего с ленью и распущенностью этого времени.
Еще менее можно сказать доброго о мрачном средневековья, с его неправильно понятым религиозным пренебрежением к телу, его здоровью и красоте; когда, несмотря на влияние арабов, успехи медицины были в полном смысле слова «шаг на месте»: врачи цитировали Гиппократа, Аристотеля, Галена, но больше вникали в отдельные слова, чем в их смысл, и сами дальше не шли: не хотели и не могли; правда, в некоторых местах у Авиценны упоминается об изменениях пульса в ваннах, о применении паровых и потогонных процедур о вреде злоупотребления минеральными водами, но все это между прочим и не с большими подробностями, чем о помещенном рядом описании клистиров.
Постепенное падение любви к естественным приемам лечения и увлечение лекарствами тогдашней «химии», — к XIII в. почти изгнали из советов врачей воду, особенно холодную, и страх перед ней был так велик, опасение «простудиться» так пугало, что даже древний обряд крещения в это время из погружения был переделан в обливание; но и это небольшое количество воды разрешалось зимою подогревать, чтобы не простудить крещаемого.
И только после крестовых походов распространение сыпей, венерических заболеваний и особенно проказы дало толчок к чистоте и повело за собой размножение общественных бань и ванн; но всетаки с основной идеей, что лишь в теплых и горячих приемах можно найти исцеление, так как страх перед холодной водой продолжал быть так велик, что при устройстве ванн больше всего хлопотали о том, как бы холодная струя ключевой или речной воды не смогла туда попасть.
В это время церкви и монастыри начали открывать с профилактической и лечебной целью купальные учреждения и потельные камеры (stubae), с тем, чтобы такой видимой заботливостью о телах прихожан привлечь их к себе и удержать их в «истинной» вере, тогда так сильно колебавшейся; подобный способ действия был далек от того, чтобы стать научным, а лечебные его основания не стали определеннее от религиозной подкладки.
Развитие водолечения
Собрание всех предписаний врачей и мыслителей того времени, как Michael Savonarola, Joh. de Dondis, Petrus de Albano, появилось в XIV в. в виде альманаха: «Collectio de balneis», научная ценность которого не велика. Только в XVI в., с появлением великого реформатора медицины — Парацельса, бальнеология стала выбираться из закрывавшего ее тумана; его неоплатонические и мистические воззрения оставили, правда, многое закутанным в риторику и гипотезы об «основных элементах» того времени (серу, ртуть и соли), но его практический гений, без всякого химического анализа, уверенно указал на ложность галеновых и арабских шаблонов и дал ему возможность составить бальнеологические и диетические предписания для лечения хронических болезней, сифилиса и пр.; во всяком случае он построил мост, по которому позднейшие врачи могли пройти от схоластики к логике и от алхимии — к химии; и они действительно пошли и притом настолько быстро и уверенно, что в XVII в. Бекон Веруламский мог уже говорить о возможности делать искусственные минеральные воды, а в 1682 г. Фовэ (Fauvet) сделал анализ вод Виши, в 1685 г. Горст (Horst) - Зельтерса, Штраус (Joh. Christ. Strauss) — Карлсбада и мн. др.
В конце XVII в началось освобождение от предвзятых идей и в деле наружного водолечения: Гидо (Guidot) ввел холодные души в Англии; Робертсон (Robertson) применял холодные ванны и погружение; Лок (Locke) рекомендовал питье воды, купанье и плаванье; Флойер (Floyer) написал книгу Psychrolusia, которая выдержала в Лондоне 6 изданий в течение 1702-1732 гг.; в ней он, после подробной истории вопроса, старается доказать безвредность холодной воды и даже страхом перед ней пытается объяснить громадное развитие рахита, который тогда и получил название английской болезни; он рекомендует холодные ванны как средство для укрепления и вновь обращает внимание на холодные обливания и основывает школу, ученики которой пропагандируют идеи великого, по тому времени, учителя.
К XVIII же веку относится начало лечебного применения морских купаний; именно, отец немецкого морского лечения Фогель (Samuel Gottlieb v. Vogel, 1750—1830) из Роштока написал книгу «О пользе и применении морских купаний».
Но только в XIX в., после ряда работ великих химиков, Берцелиуса, Либиха и Фрезениуса, установилось и расширилось применение источников, при свете точных цифр; открылось много новых курортов, выработались клинические показания и стали получаться уже не случайные успехи при лечении болезней.
Но все-таки, несмотря на множество излечений тех болезненных форм, которые прежде считались неизлечимыми, вода не становилась популярной, пока не появился Присниц (Vincenz Priessniz), крестьянин из Грефенберга, — этот восторженный, но малообразованный эмпирик; его успехи и постоянная удача сделали то, что в 1840 г. у него уже было более 1600 человек пациентов со всех частей света и множество врачей съезжались из дальних стран посмеяться над деревенским знахарем, а уезжали убежденными пропагандистами нового лечения, так как инстинктивно чувствовалось, что этот близкий к природе естественный метод был ближе и к науке, чем их клистиры и микстуры. Немного спустя явился проф. Винтерниц (Wilhelm Winternitz) из Вены, которому гидротерапия обязана столь многим из того, что ею сделано научного и технически правильного.
Его простое и ясное изложение на лекциях любимого дела, душу которого он понял и с которым слился, как с собственной жизнью, заставляло всех слушателей делаться фанатичными проповедниками этого ясного учения во всех странах, куда они впоследствии возвращались, и этому, конечно, много помогали те 200 печатных работ по водолечению самого Винтерница, которые на всех языках разносили по земле истины учения простого, логичного и не мешавшего никакому другому ни лечению, ни теории.
Устроенная им водолечебница при университетской клинике в Вене и большой санаторий около Вены (Kal-tenleutgeben) послужили образцовыми учреждениями для устройства подобных заведений почти во всем мире; имена Фирордта, Эрба, Нотнагеля, Штрюмпеля и Лейдена, широкой рукой назначавших в своих клиниках водолечение, — показали всем, что теперь, водолечение навсегда ушло из рук Присницев, Кнейпов, Мюллеров и им подобных и стало достоянием не таинственной веры, но простого знания, доступного всем желающим учиться; во Франции работы Дкщарден-Бомеца, Шарко и др. поставили дело водолечения на твердую клиническую почву.