Цели урока: ознакомить со стихами и рассказами о маме;развивать мышление, навыки выразительного чтения, обогащать словарный запас; воспитывать уважение к маме,желание ей помочь. Оборудование: выставка книг;выставка детских рисунков «Моя мама»; на доске- пословицы о маме;аудиозапись песни «Мама»из музыкального фильма «Мама»(по сказке «Волк и коза»);кинофильм или диафильм по сказке О. Уайльда «Звёздный мальчик».
Ход урока I. Организационный момент II. Постановка целей 1.Прослушивание аудиозаписи песни «Мама». 2.Беседа. - Прочитайте тему урока. Что вы заметили?(Это слова из песни.) - О ком мы будем читать стихи и рассказы?(О маме,об отношении к маме.) III. Изучение нового материала 1.Беседа. - Прочитайте пословицы: На свете всё сыщешь,кроме отца и матери. Лучше матери друга не сыщешь. При солнышке-тепло,при матери-добро. Без матушке родной и цветы цветно не цветут. Нет лучшего дружка,чем родная матушка. Сердце матери лучше солнца греет. Как вы понимаете их смысл?(Мама всегда поможет,выручит в любой беде-она лучший друг. Когда мамы нет,мы без неё скучаем,и нам всё не врадость. Когда тебе грустно, у тебя неприятности,мама тебя успокоит,развесилит.) Какое стихотворение о маме вы читали на уроках чтения?(Е. Благинина. Посидим в тишине.) Какая главная мысль стихотворения?(Мама очень много для нас делает. Надо беречь здоровье мамы,помогать ей,давать отдохнуть.) Сегодня вы подготовили стихи и рассказы о маме. Давайте послушаем их,выделим в них главную мысль,поймём,как дорога человеку мама. 2.Чтение стихов и рассказов с детьми. Обсуждение произведения З. Воскресенской «Мама». Почему это слово самое прекрасное на Земле?(Его первым произносят дети. Мама-самый близкий и дорогой человек. Мамы нужны и малышам, и взрослым.) Почему человеку всегда нужна любовь матери?(Мама ни к чему не останется равнодушной,она поддержит и в горе,и в радости.) Обсуждение произведения С. Михалкова «А что у вас?». Какова главная мысль этого стихотворения? Прочитайте строчки из стихотворения наизусть.(Мамы разные нужны,/Мамы всякие важны.) А кем работают ваши мамы?Покажите портрет мамы на выставке. (Дети показывают мамин портрет и рассказывают о мамах.) Обсуждение произведения Б. Емельянова «Мамины руки». Чем девочка обидела маму?(Она сказала,что у мамы жёсткие руки.) Почему же бабушка сказала что у мамы «золотые руки»?Как вы понимаете это выражение?(Мама всё умеет:она и работает,и готовит,и шьёт,и вяжет.) А что хорошо делают ваши мамы,расскажите.(Рассказы детей о мамах.) Какова главная мысль этого рассказа?(Мамины руки -золотые,они всё умеют делать,но остаются самыми нежными,ласковыми.) Обсуждение произведения А. Барто «Разлука» Какое настроение в этом стихотворении у мальчика?(Грустное. Он скучает без мамы.) Почему он делает уроки,моет руки?Ведь мама не видит этого.(Он хочет сделать маме приятное,чтобы мама порадовалась,когда придёт.) Расскажите,как вы себя чувствовали, когда мама надолго уезжала? Какова же главная мысль этого стихотворения?(Когда мама уезжает,в доме без неё становится скучно и холодно.) Обсуждение произведения Н. Саконской «Разговор о маме». За что же мы любим маму?(За то,что когда нам плохо,она нас успокоит,поддержит. За то,что ей можно всё рассказать,и она поймёт,потому что она наш лучший друг.) Почему, когда мама сердится,на неё нельзя обижаться?(Она желает нам добра.) Обсуждение произведения Е. Благининой «Вот какая мама». Как вы понимаете выражение «золотая мама»?(Мама всё умеет,старается отдать нам всё самое хорошее.) Замечали ли вы, что мама самое вкусное всегда отдаёт,оставляет вам?Почему? (Мама радуется,когда нам хорошо,когда у нас всё есть.) А вы заботитесь о своей маме?Как? Обсуждение произведения Б. Емельянова «Надо и не хочется». Бывало ли такое,что ваша мама заболела? Как вы себя чувствовали?(Нам было жалко маму. Хотелось её погладить,помочь ей.) Почему же мама ушла на работу?(Она была очень ответственной,нехотела ни кого подводить.) Почему мальчик и девочка занялись делами,хотя им расхотелось?(Мама ушла на работу,хотя и болела. Им было стыдно ничего не делать.) Бывает ли так ,что вам что-нибудь не хочется делать?Что говорит мама? Как вы поняли,какова главная мысль рассказа?(Когда бывает лень что-нибудь делать,надо себя пересилить. Ведь мама всегда о нас заботится,даже когда болеет.) Обсуждение произведения Л. Воронковой. «Что сказала бы мама» Почему мама так сказала бы сыну?(Мамы гордятся нашими поступками,хотят,чтобы мы были добрыми,честными.) Бывало ли такое с вами? Почему мама понимает нас как никто другой?(Мама знает нас лучше всех.Она нас учила ходить,говорить,учит нам добрым поступкам.) (Чтение детьми других рассказов и стихов о маме,выделение главной мысли). IV. Итог урока Какие стихи и рассказы о маме тронули ваше сердце? Какой праздник весной бывает первым?(Женский день 8 марта.) Какой самый приятный подарок для мамы вы бы сделали? Сейчас я вам прочитаю немецкую народную сказку «Кукушка»(Учитель читает сказку) Чем обидели дети маму?(Они были равнодушны к ней.) Какова главная мысль этой сказки?(Мама-самый близкий и дорогой человек. Надо помогать ей,беречь её.)