Пятница, 29 Мар 2024, 10:05
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Поурочные планы 2;3;4 класс [281]
Тематическое планирование [208]
Контрольные работы [140]
Проверочные работы диктанты сочинения конспекты [6742]
Внеклассное чтение [140]
Тесты [276]
Классный час (начальная школа) [132]
Открытый урок (начальная школа) [73]
Разное (для начальных класов) [214]
Экология [2]
школьный курс
Новости управления образования [0]
Новости ММЦ [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Для начальных классов » Внеклассное чтение

«МИР изменчивый и постоянный» 3 класс Внеклассное чтение, сольфеджио, живопись. Тема: Образ весны в литературе, музыке и живописи
«МИР изменчивый и постоянный»
3 класс
Внеклассное чтение, сольфеджио, живопись.
Тема: Образ весны в литературе, музыке и живописи на примере стихотворения С.А. Клычкова "Ранняя весна"
Составитель: Русанова Елена Викторовна

Цель:
● познакомить обучающихся с творчеством С.А.Клычкова, учить анализировать содержание лирического произведения;
Задачи:
образовательные:
● формировать умение анализировать ритмический рисунок стихотворения и определять его размер;
воспитательные:
● способствовать воспитанию у младших школьников любознательности,
наблюдательности;
● воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения литературы и искусства.
развивающие:
● развивать навык правильного и выразительного чтения, речь, чувство ритма, воображение;
● развивать творческое воображение, речь;
● учить сравнивать, обобщать, делать выводы.

Ход урока:

Эмоционально-художественный уровень (погружение в тему)

- Сегодня у нас необычный урок, проведем его вместе с учителем музыки.
А почему мы решили так сделать, вы скажите чуть позже, когда прочтете эпиграф к нашему уроку.

“Поэзии и музыки союз! Для наших душ союз вдвойне священный”
Ульям Шекспир.

- Как вы понимаете это высказывание?
- Связь между музыкой и поэзией полно раскрывает, дополняет какой-то образ.
- Давайте вспомним, а кто еще помогает нам создать тот или иной образ?
- Нам помогают еще и художники.

Философско-эстетический уровень
- Вспомните репродукции, каких картин мы рассматривали на прошлом уроке литературного чтения?
- Репродукции О. Ренуара “Лягушатник” и К. Моне “Сена у Буживаля”.
- Образ, какого времени года создали эти художники?
- Они создали образ поздней весны.
- Какой образ весны предстал перед французскими художниками импрессионистами?
- Светлый, чистый, воздушный, легкий.
- Удалось создать образ весны художникам?
- С помощью чего передают этот образ весны художники?
- Они старались передать игру света-тени, своей необычной техникой, точечного мазка, художники хотели передать необычные оттенки природы.
(Задача импрессионистов - передать движение и ускользающий миг. Показать мир изменчивый и постоянный. Для этого они отказались от смешанных цветов, писали чистыми яркими красками, густо нанося их отдельными мазками. Нужный тон достигался оптическим смешением красок во время созерцания картины).

- Жизнь природы изменчива, она полна интересных событий и собственного смысла и достойна того, чтобы о ней было рассказано. О весне много создано произведений искусства - музыки, стихотворений, картин.
– Послушайте замечательный романс С.Рахманинова на стихи Ф.И.Тютчева «Весенние воды», и ответьте на следующие вопросы:
– О каком времени года идет речь?
– Какие средства использовал композитор в музыке для отображения данного времени года? (Мажорный лад, непрерывное движение звуков мелкими длительностями, высокий подвижный женский голос – сопрано).

(Показ портретов С.Рахманинова и Ф.И.Тютчева)
После прослушивания дети дают ответы на поставленные вопросы.

Логически-понятийный уровень

– Мы рассмотрели образ весны, который создали художники, музыканты. Сегодня на уроке мы рассмотрим, как тема весны представлена в творчестве С.А.Клычкова на примере стихотворения «Ранняя весна».

Сергей Антонович КЛЫЧКОВ (собств. Лешенков)

(1889–1937, по др. данным 1940)
Клычков (настоящая фамилия – Лешенков) Сергей Антонович (1889-1940), поэт, прозаик. Родился 1 июля (13 н.с.) в деревне Дубровке Тверской губернии в семье сапожника. Учился в сельской школе, тогда уже "пописывал стишки". Позднее прошел курс обучения в Москве в училище И.И.Фидлера. В 1906-1908 начинает публиковать свои стихи ("Мужик поднялся", "Вихрь", "Гимн свободе" были опубликованы в альманахе "На распутье" в 1906). В 1908 поступил на историко-филологический факультет Московского университета, учился вместе с С.Соловьевым, оказавшим определенное влияние на Клычкова. В этом же году был в Италии, где познакомился с М.Горьким и А. Луначарским.
В 1911 в Москве вышел первый сборник стихотворений Клычкова "Песни" имевший большой успех у читателей, критиков, а главное, у мастеров поэтического цеха. О поэзии Клычкова писали Н.Гумилев, В.Брюсов, М.Волошин. В одном из его писем этого времени есть такие слова: "Я знаю теперь, что у меня талант... Только в этом для меня соль и значение моей беспутной жизни!"
В 1913 выходит второй сборник "Потаенный сад", встреченный так же восторженно, как и первый. Тогда же он познакомился с С.Есениным, дружба с которым продолжалась многие годы. Впоследствии они были соавторами нескольких произведений – "Кантаты", киносценария "Зовущие зори" и т.д.
Первая мировая война меняет жизнь Клычкова. Он призван в армию, служит на Балтике, затем в школе прапорщиков в Финляндии. В гражданскую войну поэт дважды приговаривался к расстрелу: один раз махновцами, другой раз белыми. Случайно Клычков остался жив.
Революцию встретил с восторгом ("Как не петь и не молиться..."). В 1918 выходит поэтический сборник "Дубравна", в 1919 – "Кольцо Лады", в 1923 – "Гость чудесный". Все эти и последующие сборники стихов говорят о плодотворности избранного им фольклорно-романтического направления.
После гибели С.Есенина активизировалась кампания нападок на крестьянских поэтов, она не миновала и Клычкова. Своей статьей в защиту поэзии "крестьянкой купницы" ("О зайце, зажигающем спички") он навлек на себя особое негодование борцов с "кулацкой литературой". В 1930 вышла его последняя книжка стихов "В гостях у журавлей", злобно встреченная критикой.
Клычков вынужден был заняться переводами. В 30-е годы выходят его переложения эпических произведений народов СССР. В сборник избранных переводов Клычкова "Сараспан" вошли марийские народные песни, произведения Г.Леонидзе, В.Пшавелы, А.Церетели и др.
В июле 1937 Клычков был арестован и вскоре (в октябре того же года) расстрелян. Посмертно реабилитирован.

– Подумайте, почему стихотворение названо «Ранняя весна»? Какие признаки наступления весны в природе описывает автор? Что изменяется с приходом весны? А что осталось неизменчивым, постоянным?

(Чтение стихотворения учителем наизусть).
С.А.Клычков
Ранняя весна
Сегодня вечером над горкой
Упали с криками грачи,
И старый сад скороговоркой
Будили в сумраке ручьи.
Церковный пруд в снегу тяжелом
Всю ночь ворочался и пух,
А за соседним частоколом
Кричал не вовремя петух.
Пока весь снег в тумане таял,
Я слушал, притаясь к окну:
В тумане пес протяжно лаял
На запоздавшую луну…

– Что вы почувствовали, когда слушали стихотворение?

Вторичное чтение стихотворения обучающимися (про себя).

– А теперь давайте внимательно прочитаем текст стихотворения и поразмышляем над его содержанием; представим себе картину, описанную автором.

Выборочное чтение.
– Прочитайте строки, в которых говорится о том, в какое время суток происходит действие.
– От какого лица ведется повествование? Докажите словами из текста.
– Где рассказчик видит описанную картину?
– Что он видит? Какие звуки он слышит? (Прочтите).
– Что сказано о ручьях?
– Каким вам представляется пруд? Какой художественный прием использовал автор?
– Почему петух кричит не вовремя, по мнению автора?

Словарно-лексическая работа
Частокол – изгородь из заостренных колышков.

– Почему рассказчик слушал, притаясь?
– Как вы считаете, почему стихотворение заканчивается многоточием?
– Какие художественные приемы использовал автор в этом стихотворении? Приведите примеры. (Эпитеты, метафоры, олицетворение).
– Какие чувства передает автор?
– Когда поздно вечером все засыпают, наступает тишина и покой. Почему же в этом стихотворении все персонажи ведут себя беспокойно? Что не дает им уснуть? (Наступление весны.) В природе происходят изменения.
- А что остается постоянным?
– Какое состояние природы нужно передать при чтении?

Упражнение в выразительном чтении стихотворения
Анализ чтения стихотворения учащимися.

Логически-понятийный уровень
Сольфеджио и литературное чтение

– Как вы думаете, для чего мы изучаем ритм стихотворения?
- Стихотворения помогают услышать ударные и безударные слоги, осознать протяженность слогов и их соразмерность. Ритм разных слов передаётся с помощью нескольких групп длительностей. Из них складывается ритм стихов и песенок точно так же, как дом строится из отдельных кирпичиков. Эти ритмические группы получили название РИТМОБЛОКИ. Когда композитор выбирает какое-либо стихотворение для своей новой песни или романса, он в первую очередь обращает внимание на мелодику слова (поддаются ли слова распевам), расставляет ударение (мы это называем выделением сильной доли). Затем у него вырисовывается размер, который становится основным размером нового романса. И кто знает, ребята, может быть кто-то из вас станет композитором и будет писать музыку для песен и романсов, а я буду исполнять на уроках сольфеджио ваши произведения.

Сольфеджио

– Дайте определение понятиям, которые помогут нам в работе над ритмом.
На доске таблица с терминами:
Размер Ритм
Такт Тактовая черта
Затакт Лад

Размер – это две цифры, которые ставятся после ключа. Верхняя цифра обозначает, сколько долей в такте, а нижняя – какими длительностями выражены эти доли.
Такт – это расстояние от одной сильной доли до следующей.
Тактовая черта – это вертикальная черта, которая ставится поперек нотного стана и разделяет такты между собой.
Затакт – это неполный такт, который начинается со слабой доли. Последний такт при этом тоже неполный, но он начинается с сильной доли. Если соединить затакт и последний такт, то получится полный такт.
Ритм – это чередование длинных и коротких длительностей в произведении.
Лад – это когда звуки ладят между собой во главе с тоникой.

Анализ ритма стихотворения С.А.Клычкова «Ранняя весна»
– С какой доли начинается первое слово стихотворения? (Ударение падает на второй слог, а это значит, что стихотворение начинается из-за такта.)
– Давайте попробуем поставить ударение в первых словах каждой строки. Все ли они начинаются с затакта? (В первом слове каждой строки ударение падает на второй слог. Значит, ритм каждой строки начинается с затакта).
– Какая длительность находится в затакте? (Восьмая).
– Продирижируйте и подберите размер к данному стихотворению?
– Сколько тактов будет в каждой строке? (3 такта).
– Рассмотрите карточки с ритмическими рисунками. Каждая карточка изображает один такт. Расположите их в нужном порядке.

На доске:

Правильное расположение тактов:
Сегодня вечером над горкой

– Проверьте, ритм второй строки такой же или отличается от данного?

Ритм второй строки отличается последним тактом.

(Аналогично проводится работа над ритмом следующих строк стихотворения).

– Проверьте, есть ли строки с одинаковым ритмическим рисунком? (Первая и третья строка, вторая и четвертая и т.д.).
– Какое настроение у этого стихотворения? Веселое, радостное или грустное, печальное? В каком ладу вы написали бы мелодию к данному стихотворению? (Мнение детей разделилось).
– Мы пришли к выводу, что мелодию к данному стихотворению можно написать и в мажоре, и в миноре.

Творческая рефлексия
- Вот и подошла к концу наша встреча с прекрасным. Я хочу отметить, что каждый из вас сегодня был настоящим своеобразным творцом.

- Вы чувствовали, сопереживали, мыслили, пытались понять суть произведения.

- Сегодня, когда вы будете идти домой, посмотрите на ожившую природу глазами С.А.Клычкова.

Живопись
- А сейчас мы "оживим" наш "Весенний пейзаж" (художники выходят к полотну).

Философско-эстетический уровень
– Что сегодня на уроке вызвало у вас особый интерес?
- С.Клычков писал стихотворения о весне, С.Рахманинов – музыку, художники изображали весну на своих картинах. Мы увидели, что в поэзии, музыке и изобразительном искусстве существуют удивительные возможности, для того, чтобы высказаться о любви к родной природе. Этот мир не вращается вокруг одной-единственной линии, он изменчив и постоянно обновляется. Каждый день что-то происходит, открываются все более удивительные и ранее неизвестные вещи!

Творческая рефлексия
Напишите мелодию к данному стихотворению в одноименных тональностях: Ре мажор – Ре минор.
Нарисуйте иллюстрацию к данному произведению (по желанию).

Учитель начальных классов: Русанова Елена Викторовна
Преподаватель сольфеджио: Капчинская Виктория Альбертовна
Преподаватель живописи: Бурмистрова Татьяна Анатольевна
Категория: Внеклассное чтение | Добавил: almar71 (22 Мар 2012)
Просмотров: 1886 | Теги: чтение, класс, Тема:, внеклассное, изменчивый, сольфеджио, Образ, живопись., «Мир, постоянный» | Рейтинг: 1.0/ 8 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Пятница
29 Мар 2024
10:05


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz