Урок математики в 1 классе ТЕМА: Вычитание вида: 8- ,9- Цели: ознакомить с вычитанием вида 8- , 9- ;отработать ранее изученные приёмы сложения и вычитания; развивать умения анализировать, рассуждать переносить ранее полученные знания на новый материал, логически мыслить. Оборудование: У детей: сигнальные карточки, задания для индивидуальной работы. У учителя: наглядные пособия по составу чисел 8,9; мультимедийный проектор, экран, презентация. ХОД УРОКА: Организационный момент Эй, ребята встаньте в ряд, Готов к уроку наш отряд? 2.Повторение изученного материала А) Написание цифры 8 - Назовите дату сегодняшнего урока. - Запишите её в тетради. - Почему этот день особенный? ( первый день весны, первый весенний месяц) - Какой праздник мы с нетерпение ждём в марте? ( 8 марта) - Число 8 в марте особенное, давайте вспомним, как правильно пишется цифра 8 (показ образца на слайде, ручкой в воздухе, запись в тетради) - Назовите предыдущее числа 8. -назовите последующее числа 8. Б) Математический диктант - Перед этим праздником мы всегда думаем: А какой подарок маме мы подарим в этот день? Есть для этого немало замечательных идей! - Об одной из этих идей мы узнаем, выполнив математический диктант. ( учитель читает задания , учащиеся записывают только ответы)
- Найти сумму чисел 3 и 2. -1 слагаемое 4, 2 слагаемое 2. Найти сумму. - Какое число надо прибавить к 4, чтобы получилось 7? - Найти разность 10 и 3. - Какое число надо вычесть из 6,чтобы получилось 2. - Коле 6 лет, а Тане 5 лет. На сколько лет Коля старше Тани? - Из цветной бумаги мальчик вырезал 5 цветов, а девочка на 3 больше .Сколько цветов вырезала девочка? ( у детей в тетради записаны ответы: 5 4 6 3 7 4 1 8 ) Проверка: слайд: листок самопроверки - Покажите у кого все ответы верные. (дети показывают солнышко) -Назовите наибольшее число этого числового ряда. (8) - Обведите его красным карандашом и вспомните состав числа 8. 5 6 3 7 4 1 8 (По ходу ответов учитель заселяет домик с числом 8)
- Какой пары не хватает? ( 6 и 2) - Мы хорошо справились с заданием. Замените ответы на соответствующие буквы по таблице. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 о д с н р и у к ф ю - Какое слово получилось? (рисунок) - Конечно, что может быть лучше работы, выполненной вашими руками. - Сегодня на уроке мы постараемся нарисовать такой рисунок, а поможет нам математика. Новый материал. 1. - Устно составьте возможные выражения из числа 8 . ( на доске появляются выражения 8-4= 8-3= 8-7= 8- 6= 8-1= 8-2= 8-5= - Значение каких выражений мы без труда можем найти? ( выражения 8-1=7. 8-2=6, 8-3= 5 убираются с доски) - Какой приём нам нужно использовать для нахождения значений оставшихся выражений? - Ответ на этот вопрос мы и будем искать на уроке. 2. Используя знания состава числа 8, составьте любое выражение с ответом 8. ( дети предлагают , учитель записывает на доске один из вариантов) 5+3=8 - Назовите компоненты действия сложения. -Найдите 1 слагаемое, вспоминая правило. (на доске 8-3=5) - Найдите 2 слагаемое. (8-5=3) - Что вы заметили ? (один из примеров нами решен ) - Что сначала нам нужно было сделать? ( Вспомнить состав числа 8) - А затем? (Вспомнить правило нахождения неизвестного слагаемого) - Значит при нахождении значений выражений мы будем пользовать эти правилом. 3. Решение , с комментированием 8-5= 8-6= 8-4= 8-7= Переворачивая ответы, получается слово «роза» Какой же рисунок без цветов? ( на доске появляются цветы) Физкультминутка 4. Перенос полученных знаний - Скажите, как изменится наше правило, если мы будем искать значения этих выражений? 9-7= 9-5= 9- 8= 9-4= 9-6= - Давайте вспомним состав числа 9 ( учащиеся ,работая в парах ,заполняют домик с числом 9) Осуществляется проверка с помощью сигнальных карточек. - От ваших солнышек в классе стало особенно светло и тепло. Пусть их частичка появится на нашем рисунке. - А теперь давайте найдём значения выражений. (Работа с комментированием) Выставляюся листочки на рисунке. 3. Закрепление 1. Неправда ли красиво получилось? - Но какой же праздник без праздничного стола? Давайте поможем мамам накрыть на стол. - Стр. 31 задача №3 - Прочитайте задачу. - Рассмотрев рисунок, повторите условие задачи. - Каков вопрос задачи? - Как узнать на сколько одно число больше или меньше другого? - Запишите решение задачи. - Прочитайте решение. проверка сигнальные карточки. - Объясните, как из 8 вычли 6. 2. – Вот и стол накрыт. Не хватает только праздничного торта. - Испечём свой необычный торт. Выдаются индивидуальные карточки Раскрасьте торт в соответствии с ответами выражений.
Итог урока -Чему научились? - На следующем уроке мы будем вычитать из числа 10. - Поднимите руку, кто может справиться без моего объяснения. - Что необходимо помнить при вычитании из 10?