Урок математики в 1 классе Программа для начальных классов «Школа России». Учебник: «Математика», 1 класс. Авторы: М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. Тема урока: «Решение задач». Цели урока: 1. Обучающая: упражнять в умении определять тип задач и решать их. 2. Развивающая: развивать логическое мышление, связную речь. 3. Воспитывающая: - формировать интерес к русским народным сказкам; - прививать навыки культурного общения. Задачи урока: Упражнять в умении составлять и решать задачи. Уметь считать в пределах 20. Решать примеры на сложение и вычитание. Определять равенство и неравенство. Называть геометрические фигуры: прямая, отрезок, ломаная. Тип урока: тренировочный. Оснащение урока: куклы - герои сказки «Гуси - лебеди», таблицы - задания, учебник, печатная тетрадь, магнитофон, аудиозапись. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная. Ход урока. I. Организационный момент. - Заливается звонок, начинается урок. - Проверим: все ли ученики находятся в классе. (Счёт цепочкой в прямом и обратном направлении.) II. Сообщение темы урока. - Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие по сказке. Её герои приготовили различные задания, которые помогут нам закрепить умение составлять и решать задачи. III. Устный счёт. 1. Работа по числовому ряду. а) - На полянке стоит домик. Я буду называть предметы, а вы должны сосчитать их количество и найти цифру, которая обозначает это число. - Сколько окон в доме? 2 - Сколько цветочков на клумбе? 7 - Сколько бабочек летает? 5 - Сколько птичек? 4 - Сколько кустов? 3 - Сколько досок в заборе? 10 - Какой номер дома? 8 б) - Прочитайте числовой ряд, который у вас получился. (2,7,5,4,3,10,8) - Назовите чётные числа. (2,4,10,8) - Назовите нечётные числа. (7,5,3) - Назовите самоё маленькое число. (2) - Назовите самое большое число. (10) - Какое число можно назвать лишним и почему? (10 - двузначное) (убрать число) в) 3 ряд - расставить числа в порядке убывания; 2 ряд - расставить числа в порядке возрастания; 1 ряд - (работает с учителем) каждое число увеличить на 1. - Что значит увеличить на 1? (Увеличить на 1, это значит прибавить.) (2+1=3, 7+1=8, 5+1=6, 4+1=5, 3+1=4, 8+1=9) Проверка. - Что значит в порядке убывания? (Начинать с самого большого числа, заканчивать самым маленьким - 8,7,5,4,3,2.) - Что значит в порядке возрастания? (Начинать с самого маленького числа, заканчивать - самым большим - 2,3,4,5,7,8.) 2. Решение примеров. - Сорвите цветочек, прочитайте пример и назовите результат. Условие - читать примеры разными способами. (3+2=5 10 - 3=7 8 - 4=4 8+0=8) (8 - 8=0 0+9=9 6 - 1=5) 3. Сравнение чисел. - Поймайте бабочку, назовите числа и сравните их. (7*9 ; 4*2 ; 6*6 ; 5* 8 ; 3*3) - На какие две группы можно разделить эти выражения? (Эти выражения можно разделить на равенства и неравенства.) IV. Работа по теме урока. 1. Отгадывание сказки. - Послушайте внимательно начало сказки и попробуйте отгадать её? «Собрались как - то родители на базар и наказывают дочке: «Береги, Маша, братца, не ходи со двора». Только они за порог - Маша побежала на улицу играть, а братца посадила под окошко. (На беду пролетали гуси - лебеди, подхватили они мальчика и унесли со двора.) (Русская народная сказка «Гуси - лебеди».) 2. Решение задачи. - Давайте узнаем, сколько лет ребятам. Решим задачу на странице 11, № 4. - Прочитайте задачу. (Маше 8 лет, а Ваня на 2 года моложе. Сколько лет Ване?) - О ком говорится в задаче? (В задаче говорится о Маше и Ване.) - Что есть в задаче? (В задаче есть условие и вопрос.) - Что такое условие? (Условие - это то, что нам известно.) - Прочитайте условие задачи. (Маше 8 лет, а Ваня на 2 года моложе.) - Что известно из условия задачи? - Каким другим словом можно заменить слово моложе? (меньше) - Прочитайте вопрос задачи. (Сколько лет Ване?) - Что такое вопрос? (Это то, что нам неизвестно, но требуется найти.) - Что требуется найти в задаче? (В задаче требуется найти, сколько лет Ване.) - Составьте решение задачи. (8 - 2 = 6) - Что такое 8 в задаче? (Сколько лет Маше.) - Что такое 2 в задаче? (На сколько Ване меньше лет.) - Что значит на 2 меньше? (Это столько же, сколько Маше, но без 2.) - Какое арифметическое действие выбрали для решения? (вычитание - ) - Почему? (Сказано, что на 2 года моложе, т.е. меньше.) - Назовите ответ. (Ответ: Ване - 6 лет.) - Как называется задача? (Задача на увеличение числа на несколько единиц.) 3. Прямая линия. «На беду пролетали гуси - лебеди, подхватили они Ванюшу и унесли. Вернулась Маша домой, глядь - а брата нет! И звала она его и искала - нигде нет. Выбежала девочка в чистое поле, увидела вдалеке гусей - лебедей. Догадалась, что они похитили её брата, и бросилась их догонять». - Как называется эта линия? (Эта линия называется прямая.) - Что вы можете сказать о прямой? (У прямой нет начала и нет конца.) 4. Физминутка. (Движения под музыку.) 5. Составление задачи по рисунку. - Шла, шла Маша и кого встретила на пути? (Маша встретила печку.) - Как должна Маша обратиться к печке, чтобы она ей сказала, куда полетели гуси - лебеди? (Здравствуйте, печка, скажите, пожалуйста, куда полетели гуси - лебеди?) - В общении друг с другом мы должны быть всегда доброжелательными, уважительными и употреблять «волшебные слова». - Какие «волшебные слова» вы знаете? (Спасибо, пожалуйста, до свидания и т.д.) - Печка приготовила вам задание. Составьте задачу по рисунку и решите её. (В чашке лежат 6 пирожков. На противне 4 пирожка. Сколько всего пирожков?) - О чём говорится в задаче? (В задаче говорится о пирожках.) - Положите столько квадратиков, сколько пирожков в чашке. - Сколько положили квадратиков? (6) - Положите столько треугольников, сколько пирожков на противне. - Сколько положили треугольников? (4) - Какое будет решение задачи? (6+4=10) - Что показывает 6? (6 показывает, сколько пирожков в чашке.) - Что показывает 4? (4 показывает, сколько пирожков на противне.) - Почему выбрали действие сложение? (Требуется узнать, сколько всего.) - Что показывает 10? (10 показывает - всего пирожков.) - Назовите ответ задачи. (Ответ: 10 пирожков.) - Как называется задача? (Задача на нахождение суммы.) 6. Отрезок. - Помогла печка Маше, показала дорогу. - Что должна сказать печке Маша за помощь? (Маша должна сказать печке «спасибо».) - Пошла Маша дальше. Как называется линия? (Линия называется отрезок.) - Что называют отрезком? (Отрезок - это прямая имеющая начало и конец.) 7. Физминутка. (Движения по музыку.) 8. Составление задачи по выражению. - Кто встретился Маше? (Маше встретилась яблонька.) - Как Маша должна попросить яблоньку о помощи? - Яблонька тоже приготовила задание. Составьте задачу по выражению. (На яблоне висело 9 яблок, 2 яблока упало. Сколько яблок осталось на дереве?) - О чём говорится в задаче? (В задаче говорится о яблоках.) - Что известно? (Нам известно, что было - 9 яблок, упало - 2 яблока.) - Что требуется найти? (Сколько осталось яблок на дереве?) - Сколько яблок осталось? (Осталось 7 яблок.) - Как называется задача? (На нахождение остатка.) 9. Ломаная. - И яблонька помогла Маше. - Поблагодарите яблоньку за помощь. (Спасибо, яблонька, за помощь.) - Как называется линия, по которой Маша пошла дальше? (Это линия ломаная.) 10. Физминутка. (Движения под музыку.) 11. Решение примеров. - Встретилась Маше молочная речка, кисельные берега. Задание от речки - в учебнике страница 10, № 4 - выполнить задание. - Что требуется в этом номере? (Вставить в примеры знаки +, — .) (6*2=8 9*1=10 8*3=5) (4*3=7 7*5=2 6*4=2) - Прочитываем примеры цепочкой. - Молодцы, вы справились с заданием, и речка помогла Маше, показала дорогу. 12. Работа в тетради. - Вот Маша зашла в дремучий лес. Стоит избушка Бабы - Яги, а у окошка сидит Ваня. Если вы решите примеры в тетради (стр. 5, № 6), то спасёте брата. 1. Один ученик выполняет номер у доски. 2. Остальные на местах (самостоятельная работа). Проверка. V. Итог урока. - Вернулась Маша домой вместе с братом Ваней, а тут и родители приехали, спросили, чем занимались дети на уроке?