Пятница, 26 Апр 2024, 13:55
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Поурочные планы 2;3;4 класс [281]
Тематическое планирование [208]
Контрольные работы [140]
Проверочные работы диктанты сочинения конспекты [6742]
Внеклассное чтение [140]
Тесты [276]
Классный час (начальная школа) [132]
Открытый урок (начальная школа) [73]
Разное (для начальных класов) [214]
Экология [2]
школьный курс
Новости управления образования [0]
Новости ММЦ [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Для начальных классов » Поурочные планы 2;3;4 класс

Урок русского языка в 3 классе по теме "Обобщение и систематизация знаний о частях слова"
Материал разработала и прислала: Цицилина Татьяна Николаевна,
учитель начальных классов
МОУ Лицей № 90
город Краснодар
E-mail автора: ivan9714@mail.ru

Цели:
1) обобщить и систематизировать знания уч-ся о частях слова (местонахождении в слове, способе нахождения, значении);
2) упражняться в составлении слов по схемам;
3) подготовить уч-ся к теме "Разбор слова по составу";
4) развивать у уч-ся память, мышление, внимание, речь;
5) воспитывать интерес к русскому языку, чувство коллективизма и индивидуальности уч-ся, взаимопомощи.

Оборудование: разрезные карточки - части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) в конвертах по одному на каждую парту, рисунок словесного поезда, рисунок кота, схема разбора слова по составу, плакат для гимнастики для глаз

Ход урока:

1.Орг.момент.

Запись даты урока в тетрадях.

Эпиграф к уроку (на доске): "Способность видеть чудесное в обыкновенном

- несомненный признак мудрости", Р.У Эмерсон.

2.Повторение изученного материала.

Минутка чистописания.

Учитель. Выписать каллиграфическим почерком буквы, буквосочетания, которые являются определёнными частями слова (Учитель говорит: "Окончание в слове "вьюги"?", дети записывают "и" и т.д.)

вьюги, зимний, морозит, снег_ , снегири, снеговик, льдина, пушистй, играть, измениться

Записали: и ий ит ир ик ин ист игр из

Работа в парах.

Учитель. Произошла путаница: окончание, корень, суффикс, приставка перепутали свои места в слове. Помогите всем частям слова найти свои места.

Уч-ся вытаскивают карточки со схематическим изображением частей слова и выкладывают их по порядку на столах.

Учитель. Придумайте к данной схеме слово, запишите и разберите его по составу.

На доске запись:

искристый, земля, лежит, красный, на, снег, учебник

Учитель. Это предложение? (Набор слов.) Составьте предложение. (Законченная мысль.) Что вы делаете?

Уч-ся. Подбираем слова по смыслу, изменяем окончания слов для связи слов в предложении.

На земле лежит искристый снег.

Учитель. Выделите окончания. Вообще, у всех слов есть окончания? (Нет, шоссе, кофе, кино не изменяются; весело, быстро, громче не имеют окончания - это суффиксы у наречий).

Словарная работа.

Учитель. Выписать словарные слова из словариков в учебнике или по памяти к схемам (схемы записаны на доске):

1 ряд 2 ряд 3 ряд
(схемы-значки частей слова)

Работа проводится в форме соревнования. Как только слово подобрано -можно выходить и записывать. Не по очереди. Можно выходить по несколько раз.

Проводится фронтальная проверка. Побеждает тот ряд, у которого получилось больше слов и правильно.

Гимнастика для глаз.

Задание: выбрать любую понравившуюся линию и проследить глазами её

(линии нарисованы на плакате, линии разного цвета):

З.Сообщение темы и цели урока.

На доске плакат. Найдите в данной записи тему нашего урока (Развитие концентрации и устойчивости внимания).

ВЗБРТКЧАСТИПРЕЬДНПРВРПАЛОЛРАИМКЕОРОЛ

ОИКПЕЬТЮВЁСЛОВАРП

Ответ: "Части слова".

4.Обобщение знаний о частях слова.

На доске плакат - рисунок словесного поезда (из учебника).

Учитель. Рассмотрите рисунок. Вы видите необычный поезд - словесный. Почему паровоз и первые два вагончика соединены цепью, а последний вагон - окончание - прицеплен за крючок? Почему такие же вагончики с крючками стоят на запасном пути? (Т.к. окончание - это изменяемая часть слова.)

Расскажите, что вы знаете о каждой части слова (по плану-схеме разбора по составу: 1)окончание, 2)основа, 3) корень, 4)приставка, 5) суффикс). Что хранится в корне? А в основе слова?

Уч-ся. (Используют правила в стихах, изученные ранее).

1.
Часть слова, которая изменяется,
Окончанием называется.
Остальную же часть слова
Именуем мы основой.

2.
Корень слова - значимая часть.
Над словами родственными
Держит власть.
Выясни умело линию родства -
Однокоренные подбери слова.

3.
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
А при помощи приставки
Образуются слова.

4.
3а корнем суффиксу
Нашлось местечко,
Заняв его, конечно,
Натворил он дел.

5.
Помни при разборе слова
Окончанье и основу
Первым делом находи,
После корня будет суффикс,
А приставка - впереди.

(Можно использовать материал о частях слова из книги "Весёлая грамматика" В. Волиной стр.125 - 168.)

Учитель. Когда говорят о чём-то главном, важном, просят выделить самое основное, говорят: "Зри в корень!", т.е. "Смотри в корень!"

Если говорят о причинах чего-то плохого, скажут "корень зла".

Если надо что-то основательно переделать, говорят "коренная переработка", "коренные изменения".

Учитель. Рассмотрите рисунок (в учебнике: суффиксы цепляются за кота).

Что происходит со словом "кот"? Запишите слова, которые получились. Разберите их по составу.

Кот , котище, котик , котята, коток , котишко, котёнок.

Что общего у этих слов? (Одинаковый корень, однокоренные, имена существительные, отвечают на вопрос кто?, обозначают предмет.) Из каких частей может состоять основа слова? ( Корень, суффикс, приставка.)

Физминутка.

Учитель.

Задание: если основа названного мной слова будет состоять только из одного корня - присесть, кроме корня в слове есть другие части, т.е. приставка или суффикс, - встать.

Мороз, снеговик, лед, шубка, вьюга, следы, снежки, прокатиться, новый, год, заморозки.

Работа по учебнику "Русский язык, 3 кл" \ Бунеева, О.В. Пронина.

Учитель. Упр. № 198, стр. 134. Читаем задание. Самостоятельно в учебнике простым карандашом разобрать слова по составу. Найдём каждому слову пару - соответствующий "поезд" - схему и соединим их линией. Запишем слова в тетради по порядку: к схеме 1, к схемам 2, 3, 4. И разберём по составу.

5.Дом.задание. Упр. № 5, стр. 141. Прочитаем задание (аналогичное).

6. Итог урока. Выставление отметок уч-ся. Благодарность за работу на уроке.

Учитель. Какова была тема урока? Для чего нужно знать части слова, уметь находить их в слове. (Чтобы образовывать новые слова, грамотно писать, проникать в историю слова - этимологию, развивать свою речь.)

Задание: составить слово по подсказкам:

1. В слове есть окончание и основа. Оно состоит из трёх частей.
2. Корень тот же, что и в словах: обмен, изменить, меняла (-мен-).
3. В приставке две буквы "е" (пере-).
4. Суффикс тот же. Что и в словах травка, шубка (-к-).
5. Окончание - первая буква алфавита (-а).
Ответ: "переменка".

А сейчас - перемена, урок окончен, отдыхайте.

Конец.

Литература:

1.Волина В.В. Весёлая грамматика. -М.: Знание, 1995.
2.Бетенькова Н.М. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. - М.: ООО "Издательство Астрель": ООО "Издательство ACT", 2002.
3.Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений. Составители: М.Н. Ильина, Л.Г. Парамонова, Н.Я. Головнева. - Спб, "Дельта", 1999.
4.Бетенькова Н.М. Орфография и грамматика в рифмовках. - М.: ООО "Издательство ACT": ООО "Издательство Астрель", 2002.
5.Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2001.
б.Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на ур.русск.яз.2 класс (1-3). - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.
7.Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Русский язык. 3 класс (1-4). Методические рекомендации для учителя. - М.: "Баласс", 2001.
Категория: Поурочные планы 2;3;4 класс | Добавил: almar71 (05 Апр 2012)
Просмотров: 3396 | Теги: Урок, частях, систематизация, языка, по, классе, теме, знаний, обобщение, Русского | Рейтинг: 1.2/ 12 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Пятница
26 Апр 2024
13:55


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz