Урок русского языка в 3 классе по теме "Обобщение и систематизация знаний о частях слова"
Материал разработала и прислала: Цицилина Татьяна Николаевна, учитель начальных классов МОУ Лицей № 90 город Краснодар E-mail автора: ivan9714@mail.ru
Цели: 1) обобщить и систематизировать знания уч-ся о частях слова (местонахождении в слове, способе нахождения, значении); 2) упражняться в составлении слов по схемам; 3) подготовить уч-ся к теме "Разбор слова по составу"; 4) развивать у уч-ся память, мышление, внимание, речь; 5) воспитывать интерес к русскому языку, чувство коллективизма и индивидуальности уч-ся, взаимопомощи.
Оборудование: разрезные карточки - части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) в конвертах по одному на каждую парту, рисунок словесного поезда, рисунок кота, схема разбора слова по составу, плакат для гимнастики для глаз
Ход урока:
1.Орг.момент.
Запись даты урока в тетрадях.
Эпиграф к уроку (на доске): "Способность видеть чудесное в обыкновенном
- несомненный признак мудрости", Р.У Эмерсон.
2.Повторение изученного материала.
Минутка чистописания.
Учитель. Выписать каллиграфическим почерком буквы, буквосочетания, которые являются определёнными частями слова (Учитель говорит: "Окончание в слове "вьюги"?", дети записывают "и" и т.д.)
Учитель. Это предложение? (Набор слов.) Составьте предложение. (Законченная мысль.) Что вы делаете?
Уч-ся. Подбираем слова по смыслу, изменяем окончания слов для связи слов в предложении.
На земле лежит искристый снег.
Учитель. Выделите окончания. Вообще, у всех слов есть окончания? (Нет, шоссе, кофе, кино не изменяются; весело, быстро, громче не имеют окончания - это суффиксы у наречий).
Словарная работа.
Учитель. Выписать словарные слова из словариков в учебнике или по памяти к схемам (схемы записаны на доске):
1 ряд 2 ряд 3 ряд (схемы-значки частей слова)
Работа проводится в форме соревнования. Как только слово подобрано -можно выходить и записывать. Не по очереди. Можно выходить по несколько раз.
Проводится фронтальная проверка. Побеждает тот ряд, у которого получилось больше слов и правильно.
Гимнастика для глаз.
Задание: выбрать любую понравившуюся линию и проследить глазами её
(линии нарисованы на плакате, линии разного цвета):
З.Сообщение темы и цели урока.
На доске плакат. Найдите в данной записи тему нашего урока (Развитие концентрации и устойчивости внимания).
ВЗБРТКЧАСТИПРЕЬДНПРВРПАЛОЛРАИМКЕОРОЛ
ОИКПЕЬТЮВЁСЛОВАРП
Ответ: "Части слова".
4.Обобщение знаний о частях слова.
На доске плакат - рисунок словесного поезда (из учебника).
Учитель. Рассмотрите рисунок. Вы видите необычный поезд - словесный. Почему паровоз и первые два вагончика соединены цепью, а последний вагон - окончание - прицеплен за крючок? Почему такие же вагончики с крючками стоят на запасном пути? (Т.к. окончание - это изменяемая часть слова.)
Расскажите, что вы знаете о каждой части слова (по плану-схеме разбора по составу: 1)окончание, 2)основа, 3) корень, 4)приставка, 5) суффикс). Что хранится в корне? А в основе слова?
Уч-ся. (Используют правила в стихах, изученные ранее).
1. Часть слова, которая изменяется, Окончанием называется. Остальную же часть слова Именуем мы основой.
2. Корень слова - значимая часть. Над словами родственными Держит власть. Выясни умело линию родства - Однокоренные подбери слова.
3. Перед корнем есть приставка, Слитно пишется она. А при помощи приставки Образуются слова.
4. 3а корнем суффиксу Нашлось местечко, Заняв его, конечно, Натворил он дел.
5. Помни при разборе слова Окончанье и основу Первым делом находи, После корня будет суффикс, А приставка - впереди.
(Можно использовать материал о частях слова из книги "Весёлая грамматика" В. Волиной стр.125 - 168.)
Учитель. Когда говорят о чём-то главном, важном, просят выделить самое основное, говорят: "Зри в корень!", т.е. "Смотри в корень!"
Если говорят о причинах чего-то плохого, скажут "корень зла".
Если надо что-то основательно переделать, говорят "коренная переработка", "коренные изменения".
Учитель. Рассмотрите рисунок (в учебнике: суффиксы цепляются за кота).
Что происходит со словом "кот"? Запишите слова, которые получились. Разберите их по составу.
Что общего у этих слов? (Одинаковый корень, однокоренные, имена существительные, отвечают на вопрос кто?, обозначают предмет.) Из каких частей может состоять основа слова? ( Корень, суффикс, приставка.)
Физминутка.
Учитель.
Задание: если основа названного мной слова будет состоять только из одного корня - присесть, кроме корня в слове есть другие части, т.е. приставка или суффикс, - встать.
Работа по учебнику "Русский язык, 3 кл" \ Бунеева, О.В. Пронина.
Учитель. Упр. № 198, стр. 134. Читаем задание. Самостоятельно в учебнике простым карандашом разобрать слова по составу. Найдём каждому слову пару - соответствующий "поезд" - схему и соединим их линией. Запишем слова в тетради по порядку: к схеме 1, к схемам 2, 3, 4. И разберём по составу.
6. Итог урока. Выставление отметок уч-ся. Благодарность за работу на уроке.
Учитель. Какова была тема урока? Для чего нужно знать части слова, уметь находить их в слове. (Чтобы образовывать новые слова, грамотно писать, проникать в историю слова - этимологию, развивать свою речь.)
Задание: составить слово по подсказкам:
1. В слове есть окончание и основа. Оно состоит из трёх частей. 2. Корень тот же, что и в словах: обмен, изменить, меняла (-мен-). 3. В приставке две буквы "е" (пере-). 4. Суффикс тот же. Что и в словах травка, шубка (-к-). 5. Окончание - первая буква алфавита (-а). Ответ: "переменка".
А сейчас - перемена, урок окончен, отдыхайте.
Конец.
Литература:
1.Волина В.В. Весёлая грамматика. -М.: Знание, 1995. 2.Бетенькова Н.М. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. - М.: ООО "Издательство Астрель": ООО "Издательство ACT", 2002. 3.Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений. Составители: М.Н. Ильина, Л.Г. Парамонова, Н.Я. Головнева. - Спб, "Дельта", 1999. 4.Бетенькова Н.М. Орфография и грамматика в рифмовках. - М.: ООО "Издательство ACT": ООО "Издательство Астрель", 2002. 5.Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2001. б.Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на ур.русск.яз.2 класс (1-3). - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. 7.Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Русский язык. 3 класс (1-4). Методические рекомендации для учителя. - М.: "Баласс", 2001.