Урок русского языка в 1 классе по теме "Перенос слов"
МОУ Шумовская основная общеобразовательная школа Большечерниговского района Самарской области
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 1 КЛАССЕ
"ПЕРЕНОС СЛОВ"
Разработала Власова Светлана Юрьевна учитель начальных классов
п.Шумовский
Тема: ПЕРЕНОС СЛОВ Тип урока: изучение нового материала Форма проведения: игра – путешествие в сказку ЦЕЛИ: познакомить учащихся с правилами переноса слов; -формировать умение переносить слова с учётом их особенностей; -развивать мыслительные операции сравнения, анализа. Ход урока 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. - Сегодня на уроке мы узнаем с вами замечательную историю, которая произошла с одной маленькой и очень доброй девочкой в стране ЗНАНИЙ. Она давно мечтает с нами познакомиться, потому что искренне верит, что вы станете ей верными друзьями и помощниками.
2. КАЛЛИГРАФИЧЕСКАЯ МИНУТКА - Отгадайте : Кто один имеет рог? Ну, конечно… (носорог) - Выделите первый звук в этом слове. Какой буквой мы обозначаем его на письме? Сейчас мы запишем эту букву. Я прошу обратить ваше внимание на уклон и ровность прямых линий, наличие соединительного «узелка» между вертикальными прямыми. Спишите с доски эту букву. Нн Нн Нн носорог налим Никита Нева - Что необычного вы заметили при написании слов? ( некоторые слова записаны с большой буквы) - Почему их пишут с заглавной буквы? ( Это название реки и имя мальчика)
3. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА К ВОСПРИЯТИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА (Изучение нового материала начинается с грамматической сказки.) В чудесной стране, которой правила Грамматика, была улица, на которой жили Слоги. Слоги жили очень дружно, и поэтому в стране Знания было много… Слов. Каждый день слоги образовывали новые Слова, а Слова переселялись на словесные деревья. Оказываясь рядом на одном дереве, соединялись в предложения. Вот и в этот раз Слова на одном дереве решили составить предложение.
(на доске прикреплено дерево, на котором расположены слова" НАШЕМ, РЕБЯТА, В, КЛАССЕ, ДРУЖНЫЕ")
- А вы можете это сделать? (Предложение сначала составляется устно, затем записывается. Учитель пишет на доске таким образом, чтобы какое-нибудь слово, например, слово « ребята», не поместилось на строчке)
4. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА 1)(Продолжение грамматической сказки.) Вот и у Слова произошло то же самое, у них не хватало строчки, чтобы записать всё предложение. - Что же делать?- заплакало Слово.- Ведь без меня не получится предложение, а если будет написана только часть слова, то никто ничего не поймёт. Слово плакало так громко, что его услышала маленькая добрая девочка Чёрточка: - Не плачь, я помогу тебе. И, действительно, помогла. Но сначала она сказала Слову: - Разделись на слоги. И Слово разделилось. (Учащиеся делят слово на слоги, называя их) Тогда Чёрточка сказала: - Я могу встать между любым из вас, а оставшуюся часть перенести на другую строчку.
-Как могла бы перенести Чёрточка слово «ребята»? ( ре-бята, ребя-та) -С тех пор маленькая Чёрточка всегда помогала Словам. Не уместится Слово «ДРУЖБА», а Чёрточка встанет и перенесёт его. 2) Упражнения на закрепление нового материала. -Где должна встать Чёрточка? (делятся слова: ШКОЛА, ДЕВОЧКА, БАБУШКА) (предварительно показываются картинки и дети показывают сигнальными карточками количество слогов) 3) Формулируем правило и сопоставляем его с правилом в учебнике -Сейчас мы разучим с вами маленькое стихотворение, чтобы заучить наше правило Если знать мы будем слоги, Не запутаемся в слове. Мы его перенесём, По строке опять пойдём.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Буратино потянулся Раз нагнулся, два нагнулся. (Все движения имитируются) Руки в стороны развёл – Ключик, видно, не нашёл, Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать!
4) (Продолжение грамматической сказки) Словам очень понравилась маленькая Чёрточка, и они стали приглашать её и тогда, когда та была не нужна. Идёт Слово «Аня» и просит перенести его. -Нет! Тебя нельзя перенести! -Но почему? Ведь у меня два слога. - Может быть, вы, ребята, объясните почему? Добрая Чёрточка решила так: одной букве будет очень неуютно, тоскливо на строчке, поэтому одну букву нельзя переносить и нельзя оставлять на строчке.
5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА а) Выборочный диктант А сейчас из каждой пары слов мы выберем только одно слово то, которое можно перенести. Ольга – Оля Ирина – Ира Пётр – Петя ёлка – ель шары – шар б) Списывание с печатного текста загадки Чёрточка просит нас внимательно списать текст и разделить для переноса те слова, которые можно переносить Хоть я не снег, а таю, Не птица, а летаю. (ДЫМ)
6. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ - Чёрточка хочет узнать, кто же из нас был самый внимательный на уроке, кто сможет найти лишнее слово в каждом столбике. Кто догадался, по каким признакам мы должны обнаружить это слово? (оно не переносится) Игра «Третий лишний» заяц голова юла медведь нос кубик лев рука мяч
7.ИТОГ УРОКА - Какую историю мы узнали с вами сегодня на уроке? (Слова можно переносить с одной строчки на другую) - Как можно переносить слова? (Слова переносятся по слогам) - Что ещё мы должны знать о переносе слов ? (Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на другую строку) -Молодцы, ребята, Чёрточка очень рада за ваши успехи. Она непременно придёт к вам завтра на урок.