СРАВНЕНИЕ ЧИСЕЛ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА СРАВНЕНИЕ Цели урока: формировать умение учащихся сравнивать числа (находить, на сколько одно число больше или меньше другого), продолжать работу над задачами на сравнение и задачами на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц; развивать навыки счета, наблюдательность; прививать интерес к предмету. Ход урока I. Организационный момент. II. Каллиграфическая минутка. 9 8 7 9 8 7 1 2 3 1 2 3 III. Устный счёт. «Цепочка».
IV. Сравнение чисел. Учитель предлагает учащимся выполнить задание 2 (с. 11 учебника, часть 2) и задание 1 (с. 6 в тетради № 2). Учащиеся выполняют задание 2 (с. 11 учебника). – Рассмотрите рисунки. – Сколько зеленых кругов? (6.) – Сколько розовых треугольников? (4.) – Какое из чисел больше: 6 или 4? – Какое из чисел меньше? – Обоснуйте ваш ответ. – Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого? (Надо из большего числа вычесть меньшее.) – На сколько кругов больше, чем треугольников? (На 2.) – На сколько треугольников меньше, чем кругов? (На 2.) Аналогично проводится работа по следующему рисунку в учебнике. Далее учащиеся выполняют задание 1 (с. 6 в тетради № 2). – Рассмотрите рисунки. – Что хотите сказать? (На первом рисунке кругов меньше, чем треугольников; на втором – треугольников меньше, чем квадратов.) – Прочитайте неравенство, соответствующее первому рисунку. (Пять меньше восьми.) – На сколько пять меньше восьми? (На 3.) – Как узнали? (Из восьми вычли пять.) – Запишите это числовым выражением. (8 – 5 = 3.) – Прочитайте неравенство, соответствующее второму рисунку. (Семь больше четырех.) – На сколько семь больше четырех? (На 3.) – Обоснуйте ваш ответ. (Из семи вычесть четыре, получится три.) – Запишите соответствующее числовое выражение. (7 – 4 = 3.) V. Работа над задачами. Учитель или учащиеся читают задачу 1 (с. 11 учебника, часть 2). – Что сказано в условии задачи? – О чем спрашивается в задаче? – Как узнаете, на сколько больше лошадок? (Из четырех вычтем три.) – Как узнаете, на сколько меньше верблюдов? (Так же: из четырех вычтем три.) – Сделайте к задаче рисунок или схему.
– Запишите решение. (4 – 3 = 1.) – Ответьте на поставленные вопросы. (Лошадок на 1 больше, чем верблюдов. Верблюдов на 1 меньше, чем лошадок.) Далее рассматриваются задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц (задания 3, 4, с. 11 учебника, часть 2). Одну из задач целесообразно разобрать ф р о н т а л ь н о, другую дети могут решить с а м о с т о я т е л ь н о с последующей фронтальной проверкой. VI. Решение выражений. На д о с к е записаны числовые выражения из задания 5 (с. 1 учебника, часть 2). – Рассмотрите примеры каждой пары. – Что заметили? – Не вычисляя, в каждой паре найдите пример с бóльшим значением. – Почему так считаете? – Проверьте вычислением справедливость вашего мнения. VII. Работа с геометрическим материалом. Учащиеся выполняют задания на смекалку (с. 10, 11 учебника, часть 2). 1. Провести в треугольнике 2 отрезка так, чтобы получилось 3 треугольника.
2. Какую фигуру вырезали из квадрата? (Фигуру № 3.) VIII. Итог урока. – Чему научил вас сегодняшний урок? – Какое задание было для вас самым интересным? – Какое показалось самым трудным?