Конспект урока окружающего мира в 3 классе по программе Школа 2100 "Александр-освободитель"
Цели: образовательные: • познакомить с преобразованиями Александра II, которые открыли дорогу для нового развития России. развивающие: • пополнить словарный запас детей новыми историческими терминами; • развивать образное, логическое мышление и воображение учащихся; • развивать память и внимание детей. воспитательные: • прививать интерес к прошлому нашей страны; • воспитывать чувство гордости за Россию. Оборудовании: карточки с историческими терминами, компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация. (Приложение 1) Ход урока: I. Самоопределение к деятельности. Цель: включить учащихся в учебную деятельность. II. Актуализация знаний. Цель: повторить материал прошлых уроков. - С какой эпохой мы сейчас с вами знакомимся? - Какова была тема прошлого урока? (“Гроза двенадцатого года”) - Какая же гроза нависла над Россией? - Когда это произошло? - Как называлась война 1812 года? (на слайде 1: 1812 г. Отечественная война) - Почему эта война так называлась? - Как об этом говорится в задании на с.37(Р. т.) ? -Давайте проверим кроссворд из этого задания дальше. - Мы говорили, что на борьбу с вражеской армией поднялся весь народ России. Скажите, как назывались простые люди, создавшие отряды для борьбы с захватчиками? (партизаны) - Кто командовал русской армией? (на слайде – портрет М. И. Кутузова) - Как звали императора Франции, чьи войска вторглись в Россию? (на слайде – портрет Наполеона) - Как называется поле, на котором произошло самое кровопролитное сражение за всю историю войны? А само сражение? (на слайде – иллюстрация Бородинского сражения) III. Постановка проблемы. Определение темы урока. Цель: создать проблемную ситуацию, сформулировать тему урока, выдвинуть гипотезы. - Ребята, портреты Наполеона и Кутузова вам хорошо знакомы. - Как вы думаете, кто изображен на третьем портрете? Ваши версии? (Слайд 2 – портрет Александра II) - Вы правы, судя по внешнему виду – это император, а точнее император - освободитель. Как вы догадались, это тема сегодняшнего урока. (Слайд 2) Запишите ее в тетрадь. - Какие вопросы у вас возникли, когда вы узнали тему урока? (Учитель записывает на доске вопросы детей. Предполагаемые вопросы: - Как звали императора? - Когда он правил? - Почему его назвали освободителем? Попробуйте ответить на свои вопросы. Ваши версии? - Где мы можем проверить свои версии? (в учебнике) - Итак, открываем учебники… IV. Совместное “открытие” новых знаний. Цель: проверить гипотезы с помощью учебника посредством побуждающего диалога. 1. Чтение вслух 1 абзаца на с.84 . Вопросы после чтения: - Нашли ли мы ответы на поставленные вопросы?( Да. Императора звали Александр II) - А на другие вопросы мы можем ответить? Тогда я помогу. - Когда правил Александр II? (на слайде: Александр II, 1856-1881) - А почему же его прозвали освободителем, нам предстоит узнать в ходе урока. - Какие противоречия в рассказе вы заметили? -Чем объяснить, что за первые 50 лет построена одна железная дорога, а за следующие – десятки? Слайд 4 с фильмом Вы вспомнили железную дорогу. - Что видели на ней? (рельсы, шпалы..) - Из каких материалов всё изготавливалось? - Что необходимо для того, чтобы двигаться? (уголь) - Откуда брать все материалы, топливо, технику ? (искать, а затем изготавливать на заводах) - А кто занимается всем этим? ( Рабочие) - Сколько их надо? А они есть в России? Почему? На слайде 5 : отмена крепостного права - Что вы знаете о крепостном праве? - Когда оно было отменено? на слайде 6 : 19 февраля 1861 года) - Как вы думаете, это было важным событием для России? Почему? (дети высказывают свои мнения) - Если крепостное право мешало развитию всей России, значит она отставала в своем развитии? От кого? (От Европы) - Давайте выясним, что говорится о Европе и России второй половины XIX века. 2. Чтение страниц учебника про себя (с. 84-85; 1 абзац параграфа «Отмена крепостного права» ) Вопросы после чтения: - Что узнали о России и Европе того времени? (Слайд 7 - Европа: много железных дорог; много фабрик и заводов; производили и продавали разные товары. Россия: одна железная дорога; мало фабрик и заводов; покупали товары в Европе) - Смотрите, как отличалась по своему развитию Россия от Европы во второй половине XIX века. - Но при чем же здесь крепостное право? (дети высказывают свои версии) - А почему же крепостное право мешало развитию России? - Как вы понимаете выражение: “работать из-под палки”? - А как обстояли дела в Европе? (Продолжение показа слайда 3 - Россия: крепостные крестьяне; Европа: вольнонаемные рабочие) - Александр II 19 февраля 1861 года отменил крепостное право. Крестьяне стали свободными. Значит, они зажили хорошо? (Дети высказывают свои версии) - Прочитаем, как об этом говорится в учебнике? 5. Чтение вслух параграфа «Отмена крепостного права» до конца (с. 85) Вопросы после чтения: - Что узнали о жизни крестьян после отмены крепостного права? (Хорошо зажили только богатые крестьяне, большинство же с трудом могли прокормить свои семьи) Чтение стихотворения - Почему так произошло? Ваши версии? 6. Рассказ учителя и подготовленных учеников - Богатство крестьянина зависело от того, каким количеством земли он владел. Бывшие же хозяева крестьян, дворяне-помещики (на доске), при освобождении значительную часть земли оставили себе. Из-за этого крестьяне остались малоземельными. (на доске) Они с трудом могли прокормить семью, даже работая не покладая рук. В российских деревнях часто случался голод. По-прежнему дворяне-помещики жили в богатых и красивых домах, а большинство крестьян, как и до отмены крепостного права, - в темных избах. - Какой у вас возник вопрос? (Александр II зря освободил крестьян? Жизнь в России не изменилась?) - Выскажите ваши версии. - Найдите ответы на вопросы в учебнике. 7. Чтение текста на с. 86- 87 «Россия обновлённая» Вопросы после чтения: - Изменилась ли жизнь в России? - Кто такие “капиталисты”? (на доске) - Кем становились крестьяне? - Найдите главное предложение в этом абзаце. (Россия стремительно догоняла развитые Европейские страны) V. Первичное закрепление. Цель: ответить на вопросы в процессе фронтальной работы; сформулировать основную мысль урока. - Почему же Александра II прозвали освободителем? -Когда это произошло? - Это важно было для России? Почему? - Как изменилась жизнь в России во второй половине XIX века? - Сделайте вывод о правлении Александра II? - Прочитаем вывод на с. 45. (показ слайда 9) VI. Самостоятельное применение знаний. Цель: применить полученные знания при выполнении задания в тетради. Выполнение задания 2 на с. 39 в рабочей тетради. (проверка по эталону - слайд) VII. Рефлексия деятельности. Цель: подвести итог урока; учить детей самоанализу и самооценке. - Какие вопросы у вас возникли в начале урока? - Смогли ли вы найти на них ответы? - Что нового узнали? - Как по-другому бы вы озвучили тему сегодняшнего урока? (Реформы Александра II) - Оцените свою работу на уроке? - Как работал класс в целом? - Спасибо за урок! Домашнее задание. С. 85-87 (читать, отвечать на вопросы), с. 40, № 3-4(р.т)