КОНСПЕКТ УРОКА по литературному слушанию для 1–го класса по программе «Начальная школа XXI века»
МОУ Щелканская СОШ Руднянский район Волгоградская обасть
КОНСПЕКТ УРОКА по литературному слушанию для 1 –го класса по программе «Начальная школа XXI века»
Тема урока: «Рассказы для детей. В Чаплина «Мушка»
Автор: Рубцова Светлана Викторовна - учитель начальных классов
Тема урока: « Рассказы для детей. В.Чаплина « Мушка»
Учебные задачи: 1. учить воспринимать произведения о сверстниках и выражать своё отношение к ним и их поступкам; 2. закрепить понятие «рассказ»; 3. учить выделять особенности рассказа; 4. учить воссоздавать образы героев (описание внешнего вида, поведения);
Учебные умения: 1. высказывать своё отношение к героям и их поступкам; 2. самостоятельно определять тему и жанр;
Учебный материал: рассказ В. Чаплиной «Мушка», портрет, модели жанров, книги В. Чаплиной.
1. Организационный момент. Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. - Какой у нас урок? - Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным? Я желаю сохранить хорошее настроение весь урок и призываю вас к активной работе.
2.Повторение изученного. -Вспомните, какие литературные жанры произведений вы знаете? (повесить на доску: рассказ, сказка, стихотворение) -Какими фигурами их обозначаем на модели? -А темы произведений? (повесить на доску: о Родине, о природе, о детях, о животных) -Каким цветом обозначаем на модели? -А сейчас я буду читать отрывки из произведений, прочитанных нами ранее, а вы должны узнать это произведение, назвать его автора , жанр, тему и найти соответствующую модель. 1. « Привет тебе мой край родной, С твоими тёмными лесами, С твоей великою рекой И неоглядными полями !...» (стихотворение о Родине «Привет» Спиридон Дмитриевич Дрожжин, )
2. «За какие-нибудь десять дней мы одолели всю русскую азбуку, могли уже свободно читать и «папа» , и «мама», и оставалась у нас невыученной одна только самая последняя буква - …» ( рассказ «Буква «ты»» Леонида Пантелеева, )
3. «Шёл Ёжик домой. По дороге нагнал его Заяц и пошли они вместе. Вдвоём дорога короче. До дома далеко – идут, разговаривают. …» ( сказка Владимира Сутеева «Палочка – выручалочка», )
Молодцы! С этим заданием вы справились.
3.Постановка учебной задачи ( через проблему). -А что вы можете сказать об этой модели? ( выслушиваю ответы детей) -На этот вопрос нам предстоит ответить на уроке, а поможет в этом разобраться новое произведение. -Слушайте внимательно. Во время слушания вам нужно будет определить жанр и тему произведения.
4. Слушание рассказа В. Чаплиной «Мушка». (читает учитель)
6. Лексическая работа. -Встретились ли вам непонятные слова?
7. Моделирование. -А теперь вам надо решить поставленную перед вами задачу - назвать жанр этого произведения. У каждого на партах лежат модели жанров. Выберите нужную и докажите, почему вы её выбрали? (это рассказ, поэтому надо выбрать , т. к. рассказывается о реальных событиях, т.е. происходящих на самом деле или могли бы происходить)
-Какова тема произведения? (о животных, о детях)
Вывод: все ответы правильные, т.к.этот рассказ о дружбе девочки с собачкой, т.е. 2 темы. Вот здесь мы и воспользуемся новой схемой.
-Какими цветами надо раскрасить прямоугольник? Почему?
-Что ещё вы должны показать на модели? ( автора и название)
8. Работа в тетради. -Чтобы это узнать, откройте тетради на стр. 56. Прочитайте автора.
-Да, этот рассказ написала В.В. Чаплина (показываю портрет). Она написала много поучительных рассказов для детей о дружбе человека и животных, о самих детях. Запишите в верхней рамке фамилию автора.
Прочитайте название рассказа. Запишите в нижней рамке. ( Мушка )
Вывод: итак, мы с вами составили модель этого произведения. -Что в ней нового?
Физминутка.
9.Анализ произведения. Работа с текстом. -А теперь поработаем по содержанию. Задание №1 (по тетради) -Назовите героев этого рассказа. Прочитайте. Задание №2 (по тетради) -Как выглядела собачка? Прочитайте. -Что ещё можете сказать о собачке? ( всё время поджимала хвост от любого крика, хотелось куда – нибудь спрятаться) -С кем её сравнивали во дворе? ( с зайцем ) -Почему Мушка всего боялась? ( часто обижали раньше, когда она жила на улице, т. е. она до этого была бездомная, у неё не было хозяина, друга, её никто раньше не любил
-А какой Мушка показана в конце рассказа? ( смелая, храбрая, отважная) -Какой поступок Мушки это доказывает?
-Ещё раз послушайте, как об этом героическом поступки Мушки пишет Чаплина. ( зачитывает отрывок хорошо читающий ученик ) -Что заставило маленькую, пугливую собачку броситься на большую и страшную собаку? ( преданность, любовь к девочке) -Как вы думаете, Мушка перестала бояться эту собаку? ( нет ) -Послушайте, как об этот говорится в рассказе. ( зачитывает отрывок хорошо читающий ученик) -А что же можно сказать о девочке Люде? ( добрая, любит животных, пожалела бездомную собачку) -А о чём хотела сказать Чаплина в своём рассказе? ( выслушиваются ответы ) Вывод: у Мушки появился друг, Люда. Она пожалела бездомную собачку, взяла к себе. И собачка привязалась к ней. И в трудную минуту любовь, преданность оказались сильнее страха, и пугливая Мушка встала на защиту девочки.
9. Творческая работа. -А сейчас творческая работа. -Какие эпизоды вам понравились? Какой эпизод был особенно напряжённым, тревожным? -Вот вам сейчас предстоит нарисовать понравившийся эпизод из рассказа. Потом все ваши рисунки мы соберём в нашу книжку – самоделку. 10. Итог урока. -Какое произведение вы сегодня слушали? -Какова тема этого произведения? -Какой урок вы для себя взяли?
Любите собак, самых верных и преданных друзей человека. Не допускайте, чтобы они оказались бездомными по вашей вине.
11. Домашнее задание. 1)Всем раскрасить рисунок в тетради на стр.56. 2)Некоторым ребятам (называю фамилии) придумать свою историю о дружбе человека и собаки и на следующий урок мы вас послушаем. 3)А остальным найти в библиотеке и прочитать рассказы В.В. Чаплиной.