Конспект открытого урока по программе «Учимся познавать окружающий мир» "Открытие Америки. Коренные жители Америки"
«Открытие Америки. Коренные жители Америки». Учебная задача: -знать и понимать свои особенности, уметь сравнивать отличительные черты своей личности и других детей; -учиться договариваться с другими детьми, работать в команде.
Необходимые материалы: цветные карандаши, фломастеры, пластилин, картон, клеенка.
Ход урока.
I Объявление темы занятия.
Учитель: Ребята, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом занятии. Дети: Мы говорили о животных и растениях Америки. Учитель: Да, мы говорили о диковинных растениях, о животных, которые обитают в Америке. А кто же еще живет в Америке? Дети: Люди живут, человек. Учитель: Конечно, люди. Так вот, сегодня мы будем говорить о том, какие народы живут в Америке. II Рефлексия обучающимися границ своего незнания. Учитель: Может быть, кто-нибудь из вас знает, кто же живет в Америке? Дети: Американцы.(негры, индейцы) Учитель: Да, американцы. А какие они, американцы? Ведь американцами называют всех жителей Америки, но они очень разные. Знаете ли вы, какие народы появились в Америке первыми? Дети: Нет (индейцы). Учитель: О том как, происходило заселение двух Америк, мы узнаем позже.
II Целеполагание занятия. Изучение нового материала.
Учитель: Посмотрите на эту картинку. На ней изображены люди. Могут ли эти люди жить в Америке? Да, но они очень разные. Сегодня мы будем учиться сравнивать отличительные черты своей личности и других людей. Посмотрите внимательно на картинку и друг на друга. В чем вы видите разницу во внешности этих людей? Дети: В цвете кожи (темная и светлая), волосы (светлые, темные, прямые, жесткие, кудрявые), нос, разрез глаз. Учитель: Да, вы молодцы. Все заметили. Опишите мне внешность первого человека. Дети: Очень темная кожа, жесткие кудрявые волосы, приплюснутый широкий нос. Учитель: Да, это отличительные черты внешности всех негров, коренных жителей Африки. Опишите другого человека. Дети: Светлая кожа, светлые глаза, узкий нос, прямые волосы, он похож на нас. Учитель: Верно, это типичные черты европейцев, то есть жителей Европы, в том числе и нас. Опишите внешность последнего человека. Дети: Смуглая, красноватая кожа, длинные темные волосы, миндалевидные глаза, нос крючком. Учитель: Правильно, это типичная внешность индейцев, коренных жителей Америки. Как вы думаете, с чем связана разница во внешности людей? Дети: С климатом, с тем, что в Африке и в Америке жарко. Учитель: Верно, смуглая кожа не сгорает на солнце, а жесткие волосы берегут от солнечного удара негров и индейцев, узковатый разрез глаз защищает глаза индейцев от пыли в душных прериях, пустынях. Как вы думаете, какие же первые народы появились в Америке? Дети: Индейцы. Учитель: Верно. Это племена людей, которые издавна населяли Америку, они и являются коренными ее жителями. Посмотрите, как они выглядят. Мужчины украшают свое лицо боевой раскраской для устрашения врагов, еще ракраска на лице показывает то, что перед вами уважаемый человек, сильный и смелый воин. Волосы индейцы украшают перьями птиц, чем длиннее и красивее перья, тем более уважаемый воин перед нами, а может быть это вождь племени. Женщины ходят в длинных платьях. Носят серьги, украшают лицо, расписывая его краской. Эти народы издавна занимались охотой, рыбалкой, собирательством ягод, жили в лесах Америки, строя себе жилища из веток деревьев и шкур животных – вигвамы, одни племена воевали с другими за чужие земли, индейцы укращали диких лошадей – мустангов, разводили скот. (презентация, картинки). А что же было потом? Когда же там появились другие народы?
Было это очень давно в 15 веке, 500 лет назад. В те времена люди много путешествовали по земле, чтобы открывать новые земли. Мореплаватели из европейской страны Португалии доплыли до удивительной и необычной для белых людей страны - Индии. Индия была богата различными специями – солью, перцем, корицей, разными пряностями, которые ценились в Европе дороже золота. Путешественники из соседней с Португалией страны – Испании – тоже захотели попасть в Индию. Но в сторону этой волшебной страны вдоль Африки их не пускали португальцы. Поэтому, зная уже в то время, что земля круглая, мореплаватели из Испании решают приплыть в Индию с другой стороны, со стороны Атлантического океана. И вот король Испании отправляет в экспедицию мореплавателя Христофора Колумба на трех кораблях искать новый путь в Индию. (Посмотрите на портрет Колумба, презентация). В августе 1492 года каравелы "Санта Мария" , "Нинья" и "Пинта" отправляются в путь. Успешно миновав Канарские острова экспедиция поворачивает на запад в безбрежный океан вручив свою судьбу ветрам и морским течениям. Проходит два месяца путешествия. Каравелы в общем-то небольшие корабли - примерно как современный речной трамвай. Подходят к концу запасы пресной воды и продовольствия. Назревает бунт. Колумб взвешивает возможность возвращения назад. Внезапно его внимание привлекает стая птиц. Он узнаёт попугаев - явно сухопутных птиц. Они не могут улететь далеко от берега. Приказ – курс на запад. И через час экипаж флагмана слышит крик вперёдсмотрящего матроса: "Земля!" Так 12 октября 1492 произошло открытие европейцами нового континента – Америки. Они пока думают ,что нашли новый путь в Индию и не знают о величии этого события. Позже сюда придут Америго Веспуччи и Фернандо Магеллан, Джордж Кэботт и Фернандо Десото, Жак Картье и Шарль Шамлейн. Америка станет вначале местом ссылки, затем вожделённой землёй обетованной для миллионов людей из Европы, Азии и Африки. Но все они шли вслед за Колумбом. Шли годы, все больше европейцев заселяло Европу. Но коренным жителям – индейцам жилось плохо от такого соседства. Европейцы, признавая свое превосходство и считая свою расу, свой цвет кожи лучшей , хотели покорить и подчинить себе индейцев. Но гордый народ не захотел преклонить колени перед белыми людьми – началась война. К сожалению, европейцы, которые в то время уже изобрели ружья (а индейцы имели только лук, топоры, копья), были сильнее, почти совсем истребили индейцев. Сейчас индейцы живут на отгороженных территориях в Америке – резервациях, их осталось очень мало. А как же появились в Америке негры – жители Африки? Дело в том, что в то время жители Европы завоевывали земли Африки, а порабощенных африканцев европейцы привозили к себе на родину в качестве своих рабов. Так, привезены были негры и в Америку своими хозяевами – белыми людьми, которые считали негров неполноценной расой, народом, только из-за того, что у них был другой цвет кожи. Через некоторое время после переселения в Америку негры будут воевать с белыми людьми за свою свободу. И рабство в стране отменят. Негры станут свободными людьми. Но индейцы – коренные жители Америки – окажутся на грани вымирания. Учитель: А как вы думаете, есть ли какой-то лучший и худший цвет кожи, можно ли говорить о том, что европейцы лучше, умнее негров или индейцев, а те должны им подчиняться? Дети: Нет. Учитель: Конечно, нельзя человека судить по цвету кожи. Все мы разные. Нет хороших и плохих народов. Есть хорошие и плохие люди. Не важно, какого цвета у тебя кожа, важно, какой ты, твои поступки. А как вы думаете, чего не умели и не захотели сделать индейцы и европейцы? Дети: договариваться, жить дружно. Учитель: конечно, чтобы жить в мире, чтобы не было войн, необходимо учиться договариваться с другими детьми, учиться работать в команде. Этому мы будем учиться в следующих заданиях. Игры народов Америки:
Поймай мешок
Инвентарь: мешочек с песком, вес которого подбирается в зависимости от возраста игроков. Место проведения: спортзал, открытая площадка. Минимальное количество игроков: 6-8. Вид: общегрупповая. Развивает: координацию, силу, реакцию. Игра индейцев Аляски. Игроки встают в круг и перебрасываются мешочком с песком. Не поймавший его выбывает из игры и покидает круг. Победителем считается последний оставшийся в кругу игрок.
Поезд
Инвентарь: стулья или круги, начерченные на земле. Количество – на одного меньше числа играющих. Место проведения: просторная комната, открытая площадка. Минимальное количество игроков: 7-8. Вид: с водящим. Развивает: реакцию, ловкость, скорость. Аргентинская игра. Выбирают одного водящего. Он – паровоз. Остальные – вагоны. Каждый игрок-вагон строит себе депо: очерчивает небольшой круг. У паровоза своего депо нет. Он идёт от одного вагона к другому. К кому он подходит, тот следует за ним. Так собираются все вагоны. Когда все вагоны собраны, паровоз дает сигнал (например, свистит в свисток) и все бегут в круги-депо, паровоз тоже. Игрок, оставшийся без места, становится водящим. В "домашнем" варианте в качестве депо можно использовать стулья. Кому стульев не хватило, тот и водит.
Рефлексия новых знаний. (работа в рабочих тетрадях)
На страничке тетради изображены контуры европейского, чернокожего и индейского ребенка, держащихся за руки. Задание: раскрась детей разных народов, обведи изображение коренного жителя Америки красным карандашом.
Творческая работа.
Учитель: Так какие же народы появились в Америке первыми? Дети: Индейцы. Учитель: правильно.Помимо того, что индейцы были хорошими воинами, охотниками, они еще и прекрасно рисовали, делали красивые скульптуры. (Картинки из презентации). Посмотрите, какие цвета преобладают в искусстве индейцев? (черные, красные, зеленые). Да, цвета очень сочные, яркие, как природа в Америке. И посмотрите, какие крупные человеческие глаза у животных. Сейчас мы попробуем сделать рыбку из пластилина в таком стиле. Этапы выполнения работы. 1. Приготовьте пластилин ярких цветов. 2.Отломите кусочек, разомните его в руках, скатайте шарик, вытяните его. Это тельце рыбки. 3. Отломите кусочек пластилина другого цвета, скатайте 3 шарика, приплюсните их пальцами, сделайте из них хвостик и 2 плавника. 4. Из пластилина третьего цвета сделайте рыбке глазки. 5. Разделитесь на 2 (3) команды. Для этого договоритесь с соседями по партам, кто в какой команде будет. 6. Поместите своих рыбок, каждая команда в отдельное море (море – лист картона – готовит учитель). Договоритесь, как будет называться ваше море.
– Что нового узнали на занятии? ( о жителях Америки, индейцах, о том, кто открыл Америку, как появились другие народы) - Чему учились? (сравнивать себя, свою внешность, свой характер, свою личность с другими людьми, учились договариваться, работать в команде). 1.1. Участие детей в целеполагании, формулировке личностного смысла урока (занятия) 1.2. Рефлексия обучающимися границ своего знания – незнания 1.3. Осознанность постановки и решения учебных задач учащимися 1.4. Решение учебных задач предполагает освоение ориентировочной основы учебного действия третьего вида 1.5. Учащиеся ориентируются на получение образовательного продукта с диагностично заданными свойствами.