Понедельник, 14 Окт 2024, 01:30
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Поурочные планы 2;3;4 класс [281]
Тематическое планирование [208]
Контрольные работы [140]
Проверочные работы диктанты сочинения конспекты [6742]
Внеклассное чтение [140]
Тесты [276]
Классный час (начальная школа) [132]
Открытый урок (начальная школа) [73]
Разное (для начальных класов) [214]
Экология [2]
школьный курс
Новости управления образования [0]
Новости ММЦ [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51640


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Для начальных классов » Поурочные планы 2;3;4 класс

План-конспект урока окружающего мира в 3 классе по учебнику "Мир вокруг нас" автора А.А.Поглазова
Материал прислала: Яковлева Ирина Николаевна,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории
МОУ СОШ №25, г. Бийска, Алтайского края

ТЕМА: "ПОЧВА"

ЦЕЛЬ:

Познакомить с процессом образования почвы.
Показать значение почвы для растений и живых организмов.
Выделить основное свойство почвы - плодородие.
ЗАДАЧИ:

1.Дать представление о составе и видах почвы. Показать значение перегноя.
2. Развивать познавательный интерес к предмету, внимание, наблюдательность.
3. Развивать умение ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы.
4. Воспитывать бережное отношение к национальному достоянию - почве, коммуникативные качества, сотрудничество; в процессе постановки опытов - аккуратность.
ОБОРУДОВАНИЕ:

-посылка (срез почвы);
- плакат "Федор студеный";
- планирование;
- карточки с текстом "Минеральные соли"(24 шт.);
- контрольный лист "Состав почвы", "Виды почв" (24 шт.)
- образцы почв (раздаточный материал 12 шт.);
- стеклянные стаканы (12 шт.);
- стеклянные палочки (24 шт.);
- плакат "Телеграмма";
- виды почв (таблица)
- коробочки;
- штатив;
- лупы;
- сухое горючее;
- чашка фарфоровая;
- демонстрационный столик;
- толковый словарь;
- карточки для домашнего задания;
ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

- Представьте, что вы работаете в некой учебной лаборатории. В связи с этим сегодня на уроке вы не просто ученики, а научные сотрудниками.

- Поэтому будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны.

-Какое сегодня число?

- Откройте календарь погоды. Дайте характеристику погоды на 22 ноября.

- Ребята, существует много народных примет, по которым люди определяют какое будет лето, урожай.

- В календарях погоды обведите 24 ноября.

- Этот день по народной примете называется "Федор студеный" (внимание на плакат). Федора студеного начинает морозить и студить. Федор студит - землю студит.

- Как Вы понимаете эту народную примету? (выслушиваются ответы детей) В народе примечали: если в этот день температура воздуха от 0 до - 5, то зима ожидается без сильных морозов, а если температура воздуха ниже -5, то ждать зиму с крепкими морозами.

II. Планирование. Целеполагание.

1.

- В нашу лабораторию пришла посылка (передают сверток).

- Интересно, что это? (показ среза земли, взятого с обрыва)

- Ребята поступила просьба изучить данный материал.

- Как Вы считаете, что же это? (выслушиваются высказывания учащихся, в ходе которых звучит слово "Почва")

-Кто догадался, над какой темой будем работать сегодня на уроке?

- Действительно, тема урока - "Почва" (на доску вывешивается карточка "Почва")

- Научные сотрудники работают по плану.

- Я предлагаю и Вам составить план работы на уроке.

- Согласны?

- С чего начнем? (Выслушиваются ответы детей. Если ученики затрудняются в формулировке первого пункта плана, учителю следует задать вопрос)

- Знаете ли Вы, что такое почва?

- Итак, прежде всего, надо дать научное определение почве. (На доске появляется табличка "Что такое почва?")

- Что еще хотели бы узнать о почве?

- Какими свойствами она обладает? ( На доску вывешивается следующая табличка "Свойство почвы")

- Как Вы считаете, везде ли почвы одинаковые? (Нет)

- Значит, с чем познакомимся?

- Кто догадался?

- Правильно.

- С видами почв. (Ниже вывешивается табличка "Виды почв")

- А знаете ли Вы, зачем человеку почва и как он ее использует? (Выслушиваются ответы детей, и в результате на доске появляется следующая табличка "Почва человеку")

"Что такое почва?"

"Свойства почвы

"Виды почв"

"Почва человеку"

- Зачем человеку нужны знания о почве? (Выслушиваются ответы детей)

2.

- Приступим к работе, следуя составленному плану.

- Так, что же такое почва?

- Как Вы думаете, что поможет ответить на этот вопрос?

- Правильно. Посылка.

- Внимательно рассмотрите верхний слой.

- Какого он цвета.

- Сделайте вывод.

- Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой.

(На доску вывешивается вывод, сделанный детьми "Почва - это верхний, темный, рыхлый слой земли")

-Ответили на первый пункт плана? (Да)

III. Свойство почвы.

- Переходим к выполнению следующего пункта плана.

- С какими свойствами почвы Вы познакомились ранее? (Способность пропускает воду)

- Рассмотрите еще раз верхний слой почвы.

- Что увидели? (траву, растения, деревья)

- Что вызревает осенью на деревьях? (Плоды)

- Как Вы думаете, каким же важным свойством обладает почва?

- Это - плодородие. (Появляется на доске еще одна табличка со словом "Плодородие")

- Как Вы понимаете смысл этого слова? (Выслушиваются ответы детей)

-Что поможет узнать точное определение слова "плодородие"?

-Правильно. Словарь.

- Прочитаем значение этого слова в толковом словаре.

- Итак, какое же основное свойство почвы? (Плодородие)

- Что, по вашему мнению, делает почву плодородной? (Выслушиваются ответы детей.)

IY. Проведение опытов.

- Проверить ваши предположения нам помогут опыты.

- Сейчас каждый из Вас будет выполнять очень важную исследовательскую работу, результаты которой будите записывать в таблицу. (У каждого ученика на парте лежит таблица) ( приложение № 3)

1 опыт.

- Через лупу рассмотрите почву.

- Запишите свои наблюдения в таблицу.

- Какие частицы вы увидели? (Песок, Глина, остатки листьев, корешки, части насекомых)

- Кто знает, как это называется одним словом?

-Это перегной. Он накапливается в верхнем слое почвы и придает ей темный цвет. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее. (Дети записывают в таблицу "перегной")

2 опыт.

- Бросьте в воду комочек почвы и понаблюдайте за ней.

- Что заметили?

- Пузырьки.

- Сделайте вывод.

- В почве есть воздух.

- Впишите еще одно свойство почвы в таблицу.

3 опыт. Нагревание почвы.

При выполнении этого опыта учителю следует помнить о правилах техники безопасности, работая с сухим горючим и огнем. Опыт проводит учитель на демонстрационном столике. Дети внимательно наблюдают. На стекле появляются капли воды и белый налет.

- Что же это такое?

- Вода и минеральные соли.

- О роли минеральных солей для растений прочитайте на карточке.

(Приложение№2)

- Что интересного узнали о роли минеральных солей?

Y. Производственная гимнастика.

Yi. Виды почвы.

1.

- Над чем будем работать сейчас?(Обращаемся к плану)

- Правильно. Познакомимся с видами почв.

- Рассмотрите образцы почвы, которые находятся у вас на парте.

- Что заметили?

-Правильно, почва, находящаяся в пакетиках разного цвета.

- А как вы считаете, одинаково ли эти почвы будут называться? (Нет)

- Откройте учебник на странице 66 и прочитайте третий абзац..

- О каких видах почвы прочитали?

(На доске появляется таблица с видами почв " Черноземная, песчаная, торфяная, подзолистая")

- Подзолистые почвы находятся в лесной полосе.

- Как Вы думаете, почему они так называются?

- Верно, потому что цветом почва похожа на золу.

2.

- Ребята вам пришла телеграмма следующего содержания

ТЕЛЕГРАММА

Подумайте, в чем причина такого явления?

Песчаная почва быстро пропускает воду и плохо ее удерживает.

1. В чем причина такого явления?
2.Как это влияет на растения?
3.Что в такой ситуации должен делать человек?
- Прочитайте текст телеграммы и в парах обсудите варианты ответов.

- Так в чем же причина такого явления? (Выслушиваются варианты ответов, делается вывод)

- Песок - отдельные частицы. Они не связаны между собой. Поэтому вода быстро уходит, и растения погибают от недостатка влаги. В такой ситуации требуется обильный полив и применение удобрений.

- Замечательно.

YIi. Практическая работа.

1.

- Еще раз рассмотрите образцы почв, лежащие у вас на парте.

- В парах обсудите, какая почва находится в каждом пакете.

- Результаты занесите в контрольный лист "Виды почвы".

(Учащиеся самостоятельно выполняют данную работу.)

- Итак, каковы результаты?

- Какая почва находится в первом пакете?

- Черноземная.

- Почему? Докажите.

(Цвет черный, жирная, если трогать руками)

- Во втором пакете?

- Подзолистая.

- Почему? Докажите.

(Цвет похож на золу)

- В третьем пакете?

- Глинистая.

- Почему? Докажите.

( Цвет желто - красный. Скатывается в комок)

- В четвертом пакете?

- Песчаная.

- Почему? Докажите.

( Преобладает песок. Цвет серый.)

-Какой признак стал основным и помог Вам определить вид почвы.

2.

Оценивание работы.

- А сейчас, предлагаю оценить правильность выполнения практической работы.

(На доске правильный вариант ответа)

- Если Вы правильно определили вид почвы, не допустили ошибок - поставьте "5";

- Если допустили 1 - 2 ошибки - поставьте "4";

YII . Домашнее задание

- Наш рабочий день подошел к концу.

- На все ли пункты плана ответили? (Нет)

- Поэтому часть работы предлагаю взять домой.

- Вам предлагается два варианта работы.

1. Подготовить ответ на вопрос: Как человек использует почву и ее охраняет?
2. Почва и ее состав.
Подумайте, в чем причина такого явления?

Глинистая почва в дождливое лето удерживает много воды, которая заполняет в почве все промежутки.

Как это влияет на развитие растений?

Что в таких случаях должен делать человек?

Почему пахотное поле, находящееся даже на небольшом понижении, распахивать необходимо поперек склона?

- Поднимите руки те, кто выбрал 1 задание; второе задание.

YIII. Итог.

- Что узнали о почве. Сделайте вывод.

Ученик делает вывод, опираясь на определения, сделанные во время урока.

- Почва - это верхний, темный, рыхлый слой земли. Основное свойство почвы - плодородие. Виды почв: черноземная, подзолистая, песчаная, глинистая.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.1

ПЛАНИРОВАНИЕ

ЧТО ТАКОЕ ПОЧВА?

СВОЙСТВО ПОЧВЫ

СОСТАВ ПОЧВЫ

ВИДЫ ПОЧВЫ

ПОЧВА - ЧЕЛОВЕКА



ПРИЛОЖЕНИЕ 3.2

МИНЕРАЛЬНЫЕ СОЛИ.

Перегной при гниении превращается в минеральные соли, которые нужны растению.

Вода, попадая в почву, растворяет минеральные соли, а корни с водой всасывают их в растения и подают их с водой в листья.

Минеральные соли - пища растений.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.3

КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТ

СОСТАВ ПОЧВЫ.

ВИДЫ ПОЧВЫ

1.

2.

3.

4.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.4

ВИДЫ ПОЧВ

ЧЕРНОЗЕМНАЯ

ГЛИНИСТАЯ

ПЕСЧАНАЯ

ПОДЗОЛИСТАЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.5

ТЕЛЕГРАММА

Подумайте, в чем причина такого явления:

Песчаная почва быстро пропускает воду и плохо ее удерживает.

1. В чем причина такого явления?
2. Как это влияет на растения?
3. Что в такой ситуации должен делать человек?
Категория: Поурочные планы 2;3;4 класс | Добавил: almar71 (05 Апр 2012)
Просмотров: 5094 | Комментарии: 2 | Теги: мир, окружающего, по, классе, учебнику, нас, мира, урока, вокруг, План-конспект | Рейтинг: 1.0/ 13 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Понедельник
14 Окт 2024
01:30


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz