Бинарный урок-репортаж: природоведение – русский язык
Цель урока: совершенствовать умение озаглавливать текст, составлять план и записывать собственный текст. Задачи урока: 1. Развивать наблюдательность, творческое мышление, познавательный интерес. 2. Обогащать речь учащихся новой лексикой, привить вкус и интерес к слову. 3. Воспитывать любовь к природе, заботу о птицах.
Оборудование: 1. Презентация "Птицы-наши друзья" с голосами птиц 2. Карта республики Коми. 3. Презентация "Прилузье моё" 4. Книги о птицах.
Ход урока:
1. Организационный момент. Презентация "Птицы-наши друзья" с голосами птиц -Послушайте стихотворение Е. Трутневой « Пришла весна». Пришла весна! Весна – красна!! С зеленой травкой у окна. Повесила сережки березе - белоножке. Везде весна! Везде, везде- В звериной норке и в гнезде. Как много солнечных лучей! На старых липах крик грачей, Свистят веселые скворцы, На каждом дереве - певцы. И под кустом в траве пчела Фиалку синюю нашла. -Какие признаки весны вы услышали в стихотворении?
2.Подготовка к работе над сочинением. -Сегодня мы посвятим урок перелетным птицам. Представьте, что от теле-радио компании «Коми гор» мы получили задание - собрать материал о птицах, которые прилетают к нам весной. 1)-Будем готовиться к репортажу. Я буду брать у вас интервью. Репортаж – это: 1. Сообщение о местных событиях, событиях дня, информация. 2. Работа корреспондента, пишущего такие сообщения. Интервью – это, предназначенная для печати (или для передачи по радио, телевидению), беседа с каким-нибудь лицом.
-К концу репортажа мы должны ответить на вопросы плана. ( план записан на доске): План: 1.Внешний вид птицы. а) Голова. б) Брюшко. в) Спинка. г) Крылья. д) Хвост. 2. Где гнездятся? 3. Чем они питаются? 4. Чем полезны людям?
-Как бы вы начали свой рассказ? -Выберите из следующих предложений начало своего рассказа и запишите в тетрадь: * Мы находимся на лесной опушке. * Наш микрофон установлен на лесной опушке. * Мы ведем свой репортаж с лесной опушки.
2)-Весна с каждым днем ускоряет свой шаг. Как бы вы спросили об этом на коми языке? ( Кутшöм поводдя тулысын?) ( дети рассказывают о погоде на коми языке). Тулыс локтiс. Шондi шонтö енджыка. Пöльто лун тöв. Лым сылö. Лунъяс лоины кузьöсь. Лунвылысь воöны лэбачьяс.
-Вспомним, как мы по коми называем этих птиц: ГРАЧ – сьöд рака ЛЕБЕДЬ – юсь ГУСЬ – дзодзöг ЧАЙКА – каля КУКУШКА – кöк ЖАВОРОНОК – колипкай ТРЯСОГУЗКА – сырчик СТРИЖ – джыдж ЛАСТОЧКА – чикыш СКВОРЕЦ – ябыр ЖУРАВЛЬ – тури ОРЕЛ – кутш ЯСТРЕБ – варыш СОВА - сюзь
3)- Прочитайте и найдите границы предложений, поставьте точки и запишите.
Наступила весна солнце согревает землю скоро лес оденется листвой звонко запоют птицы
-Сколько здесь предложений? -Какие правила мы должны знать, чтобы правильно написать текст? (самостоятельная работа)
4) Выступления детей. -Послушайте стихи о птицах, которые прилетают в республику Коми. (на карте республики закреплены рисунки птиц).
5)Графический диктант. - Из данных слов выпишите только безударные гласные буквы:
-Любой красивый уголок природы остается мертвым, если его не оживляют птицы. Об этом и говорится в этой сказке. 7)«Сказка о птицах» (читает учитель).
Давным-давно, в стародавние времена, в Вековечном лесу жили птицы. Было их видимо-невидимо. Удивительно красивые песни распевали лесные птицы: звон, свист, трели, гомон. Жить бы птицам, да радоваться. Но не тут-то было. Грусть-печаль поселилась в этом лесу, потому что все птицы были черно - пречерного цвета. Захаживали в вековечный лес и дети по грибы да ягоды. Слушали они разноголосый хор лесных птах, но отличить их друг от друга не могли. Наскучило так жить птицам, и обратились они однажды к самому главному правителю жизни на земле - мудрому Солнцу: « О великий Логос! Помоги нам! Сделай нашу жизнь радостной". Выслушало Солнце птичьи просьбы и повелело своей помощнице радостной Радуге спуститься в Вековечный лес, разобраться и навести там порядок, потому что без радости - какая жизнь?! Когда красавица Радуга появилась в лесу в своем плаще из солнечных струек, птицы замерли в немом изумлении. А Радуга сказала: « Я помогу вам!». Птицы несказанно обрадовались и сразу все слетелись к волшебнице. Радуга сняла свой волшебный плащ, дотронулась до него волшебной палочкой и сказала: « Пусть эти солнечные струи, несущие в себе все краски, разукрасят ваши крылья в ваш любимый цвет!» И в тот же миг плащ рассыпался на тысячи крохотных разноцветных капель. И пролился дождь на собравшихся птиц. Вот с тех пор и радуются птицы своему разноцветному оперению. И стало в Вековечном лесу жить птицам еще лучше, потому что там поселилась Радуга.
-Радуга украсила оперения птиц. И каждую из них мы можем узнать. -Но мы должны знать и о жилье птиц.
8)Игра « Узнай, чей домик» ( рисунки гнездовий птиц) ДУПЛО (синица, дятел, поползень) ГНЕЗДА на ветках деревьев (грач, ворона, зяблик, трясогузка) ГНЕЗДА в траве, в поле (жаворонок, соловей) БЕРЕГА (утка, гусь, лебедь, чайка, ласточка, стриж). -Составьте и запишите предложение.
9.Игра « О ком я говорю?» (задания по группам) -Опишите птицу по предыдущему плану. По описанию отгадываем птицу.
Физминутка «Прилетели птицы». -Я буду называть птиц, но если я ошибусь, и вы услышите что-то другое, то хлопаете в ладоши. -Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи… -Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны... -Прилетели птицы: голуби, куницы… -Прилетели птицы: голуби, синицы, страусы, чижи… (У страусов крылья почти исчезли, летать не могут). -Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки. -Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, лебеди, скворцы… -Все вы молодцы!
-Все птицы делятся на певчих птиц и птиц, издающих отдельные звуки. Вот, что однажды произошло в лесу с певчей птицей зябликом и филином.
10.Сценка « Зяблик и филин». Зяблик, увидев филина, улетает. Филин: -Сиди, не бойся. Я тебя, зяблик, не трону. Я тебя спросить хочу. Зяблик: -О чем, филин? Филин: -Обида у меня. Ну, понимаешь, когда весна приходит, всем радостно. Все птицы петь начинают. И всем эти песни по душе. И синиц хвалят, и овсянок, и тебя. Зяблик: - А что? У меня песенка хорошая. Филин: - Пускай хорошая. Но ведь и я запел, и я стараюсь. А меня слушать не хотят. Бегут, понимаешь, кто куда. Зяблик: -А какая у тебя песня? Филин: - Замечательная. Вот, послушай: пу-гу! пу-гу! пу-гу! Стой! Куда ты? И этот удрал! И чем же песенка моя не нравится?
-Птицы украшают землю своим пением. Их веселая, задорная, звонкая песня, яркая окраска оживляют природу, вселяют в них бодрость и радость. 11)-Мы много прочитали рассказов и стихов о птицах. ( выставка книг) -Каждая группа должна записать на листочке характеристику птице: 1- ласточки 2- кукушки 3-грачи 4-скворцы Например: ЛАСТОЧКИ – голова и спинка черные, грудь и брюшко белые, длинные острые крылья, раздвоенный хвост, птица воздуха, гнездо из глины и слюны. Семья за 1 сутки съедает 1 млн. вредных насекомых. КУКУШКИ – труженицы, обжоры, небольшие птицы, не строят гнезд, питаются насекомыми, кукуют самцы. За 1 час поедают 100 мохнатых гусениц. ГРАЧИ – первые весенние птицы; черные, как угли, дружные, гнезда на деревьях, белоносые. За 1 день уничтожают до 8000 вредных червей и гусениц. СКВОРЦЫ – черные, желтоклювые, певец-попугай, гнездо в дупле или в скворечнике. Семья за 1 день съедают 350 гусениц жучков, улиток.
- Как же мы закончим наш репортаж? (Птицы - наши друзья). Помните крепко, ребята! Гнезда нельзя разорять! В птиц не стрелять из рогатки! Верным друзьям помогать!
- А как помогать и охранять наших друзей? - На следующем уроке мы запишем наш репортаж в виде сочинения. Каждый подумает, какая птица больше всех понравилась и напишет о ней. 12)-Что мы должны знать, чтобы правильно написать текст? Текст состоит: 1. Начало. 2. Основная (главная) часть. 3. Концовка. - Послушайте, как написал сочинение о синичке один школьник. ( текст "Синичка") Синички - это красивые птицы. Они очень ловкие и подвижные. На голове у них черная шапочка. Спина, крылья и хвостик желтые. На короткую шейку птичка словно галстучек повязала. Грудка яркая, желтая. Будто жилет синица надела. Клювик у нее тоненький. Синички живут в лесах, парках и садах. Они питаются насекомыми, семенами, ягодами, любят сало. Птички очищают леса и сады от насекомых-вредителей Хороша птица!
- В конце репортажа ответим на вопросы викторины. 13) ВИКТОРИНА. 1. Какова температура тела птицы? (38 – 45˚С ) 2.Какие органы чувств лучше всего развиты у птиц? (зрение, слух) 3.Чем слышат птицы? (перьями) 4.Как птица находит дорогу домой? (по звездам) 5.Самые искусные строители гнезд? (ласточки) 6.Лучший певец? (соловей) 7.« Не знает своей мамы». (кукушка) 8.Лесной доктор? (дятел)
3. Рефлексия. - Как вы относитесь к птицам? -Что бы вы хотели пожелать друг другу?
2 УРОК.
1.Составление плана. Озаглавливание. 2.Орфографическая подготовка. 3.Самостоятельная работа учащихся. 4.Самопроверка. 5.Чтение сочинений по выбору учащихся.