Вторник, 18 Июн 2024, 21:31
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Классные часы [986]
Для начальных классов [8208]
Медицина и Здоровье [9555]
Все о литературе и журналах [0]
Мероприятия [628]
Отрытые уроки [81]
Предметные тесты [27]
Разное [693]
По предмету [2809]
Не в тему (штрафные) [101]
Заботливым родителям [1338]
Студентам [2543]
Завучу и директору [53]
Подготовка школьников [35]
Дефектологу [52]
Социальному педагогу [255]
Библиотекарю [68]
Шпаргалки [266]
Учительские нормы, права, стандарты, приказы, письма, положения [77]
Учительские семинары и конференции [63]
Факультативы и курсы [60]
Образовательные разработки и исследовательские работы [69]
Стихотворения [9058]
Рефераты [16]
Все о вебинарах [815]
Психология [746]
Литература [829]
Сценарии [28]
Проза [815]
Для старших классов [239]
СМИ [795]
Образование в средствах массовой информации
Компьютеры [0]
Программы, Железо и др.
Наука [0]
Поэзия [0]
Рецепты. Кулинария [1]
Советы [2]
Все для праздников! [5]
Весёлые конкурсы [15]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51637


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Дефектологу

Содержание и методы ранней коррекционной помощи детям со сложной структурой нарушений развития
Актуальной проблемой современной медицины и коррекционной педагогики в России и во всем мире является ранняя диагностика и ранняя комплексная медицинская и психолого-педагогическая помощь детям со сложными нарушениями развития.

В течение последних десятилетий во всем мире возрос интерес к раннему детству как к неповторимому, уникальному периоду развития ребенка. Пластичность мозга в этот период, особая роль раннего детства в формировании большинства человеческих способностей и качеств (интеллекта, речи, эмоций, познавательных и личностных особенностей) создают значительные потенциальные возможности для коррекционной работы.

В последнее время увеличилось число детей, имеющих помимо снижения слуха другие нарушения развития. По данным отечественных и зарубежных специалистов до 35% дошкольников имеют сложные (комплексные) нарушения развития.

В ГОУ «Начальная школа – детский сад» № .... проводилась экспериментальная работа по теме «Ранняя коррекционная помощь детям со сложными нарушениями развития». Основной целью специального обучения и воспитания является создание условий для максимального развития как имеющихся, так и потенциальных возможностей детей с комплексными нарушениями в развитии, их ранняя социальная адаптация средствами специального образования.

Экспериментальная работа строилась на следующих основных положениях:

· длительное медико – психолого-педагогическое изучение детей со сложной структурой нарушений развития в процесс коррекционного обучения и воспитания; уточнение характера и степени выраженности каждого из нарушений;
·учёт исходного уровня развития при определении индивидуальной программы работы с каждым ребенком;
· разработка индивидуальных коррекционно-развивающих программ в сотрудничестве со всеми членами педагогического коллектива ( сурдопедагог, педагог – психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, педагог по физическому воспитанию);
· контроль и анализ выполнения разработанной индивидуальной программы (на полугодие);

Выполнение индивидуальной программы возможно при создании следующих условий:

· увеличение количества индивидуальных занятий с учетом трудностей усвоения материала по всем разделам программы;

· непосредственное участие педагога-психолога в проведении психокоррекционной работы;

· включение родителей/лиц, их заменяющих, в педагогический процесс и выполнение индивидуальной программы.

· отслеживание динамики в обучении и воспитании по специально разработанной «Карте развития».

На примере одного из воспитанников нашего ГОУ хотелось бы показать, как ведется оказание ранней помощи детям со сложными (комплексными) нарушениями развития.

С.А., мальчик, поступил в первую младшую группу ГОУ в возрасте 2 лет по рекомендации ПМПК. В заключении: нейросенсорная глухота, ДЦП (спастическая диплегия). Обследование офтальмолога – ретинопатия, астигматизм. Т.о. ребёнок имеет нарушение слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. Серёжа находится на пятидневном пребывании в детском саду и обучается в обычной группе для глухих и слабослышащих детей.

При поступлении в детский сад ,в процессе психолого-педагогического обследования, проведенного психологом, педагогом и воспитателями группы, были выявлены особенности психофизического развития ребенка. У него наблюдались трудности адаптации к детскому учреждению: он долго привыкал к пятидневному пребыванию в группе. Особенности адаптации проявлялись в поведенческих реакциях: был плаксив, отмечалось неустойчивое настроение (менялось в зависимости от времени суток, метеоусловий), агрессивность в общении как с детьми из группы, так и с педагогами. На контакт шёл неохотно, в занятиях участвовать отказывался.

Отмечались трудности в приеме пищи, трудности в пережёвывании и глотании, неаккуратность за едой.

Физическое развитие было ниже возрастных норм. Мог подражать движениям взрослого, но при этом движения неловкие, напряжённые, с малой амплитудой. Отмечаются трудности сохранения равновесия, а также недостаточное развитие мелкой моторики.

Обследование познавательной деятельности показало, что ребенок справился с помощью педагога с заданиями по сенсорному развитию, соотносил предметы по цвету, размеру, величине. Однако отмечалось неустойчивое внимание, сниженная работоспособность, замедленный темп выполнения заданий.

Обращенную речь понимал в ситуации наглядного выбора. В самостоятельной речи: голосовые реакции, лепет, крик. Отмечались нарушения подвижности артикуляционного аппарата, ослабленное речевое дыхание, отсутствие или дефектное произношение звуков, тихий голос.

Коррекционная работа с ребенком в связи с комплексными нарушениями не могла проводиться по программам, рассчитанным на глухих и слабослышащих дошкольников без дополнительных недостатков. Это обусловило составление индивидуальной программы для данного ребенка.

Для составления программы мы использовали программно-методический комплект «Воспитания и обучения слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития». В программе было отражено содержание работы по всем разделам, последовательность этапов проведения индивидуальной работы. Выполнение индивидуальной программы контролировалось различными специалистами: сурдопедагогом, воспитателями, психологом, инструктором по физическому воспитанию, музыкальным руководителем.

Из задач, которые ставились на первое место, при проведении коррекционной работы были, прежде всего, адаптация к условиям ДОУ, нормализация поведения и эмоционального состояния, развитие общения с детьми и взрослыми, развитие двигательной сферы, формирование предметно-игровой и изобразительной деятельности, развитие познавательных способностей, формирование устной и письменной (глобальное чтение) речи, развитие неречевого и речевого слуха.

Ставился конкретный срок выполнения программы, велось наблюдение за реализацией поставленных задач. При необходимости проводилась их коррекция или перенос на следующий период. Такая работа велась на протяжении всего учебного года.

При составлении расписания занятий учитывалось чередование занятий, требующих большой мыслительной нагрузки, концентрации внимания, активной речевой деятельности с занятиями с большим объемом двигательных нагрузок.

Ежедневно проводились индивидуальные занятия, ребенок также участвовал во фронтальных занятиях, ему предлагались доступные задания с учетом содержания индивидуальной программы.

На каждом индивидуальном занятии осуществлялась работа по всем направлениям обучения: развитие речи, формирование элементарных математических представлений, развитие слухового восприятия и обучение произношению. Эти корреционные занятия чередовались между собой. Также обязательно в содержание индивидуальных занятий включались дидактические игры, направленные на развитие познавательной деятельности и мелкой моторики. При проведении коррекционной работы использовались такие вспомогательные средства как дактилология и пиктограммы.

Большим плюсом являлось то, что обучение ребенка велось в доступном для него темпе, без постоянной оглядки на необходимость выполнения программных требований, рассчитанных на детей без дополнительных нарушений. Но в тоже время обучение ребенка проводилось без отрыва от сверстников обычной группы для детей с нарушением слуха, что позволяло ему ориентироваться на более успешных в обучении детей, вступать с ними в межличностные отношения.

Немаловажным в коррекционном обучении и воспитании С.А. явилось проведение индивидуализированной работы воспитателя по таким разделам как труд, игра, изобразительная деятельность, конструирование. Совместно разработанная педагогическим коллективом программа помогла сгладить некоторые особенности развития, справиться с нелёгким адаптационным периодом, подготовить ребенка к переходу на этап дошкольного воспитания и обучения.
Категория: Дефектологу | Добавил: ZarZar (02 Окт 2012)
Просмотров: 1839 | Теги: коррекционной, Методы, со, детям, нарушений, структурой, ранней, Содержание, помощи, сложной | Рейтинг: 1.0/ 6 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Вторник
18 Июн 2024
21:31


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz