Занятие для ребенка средней группы со сложной структурой дефекта, мальчик, 5 лет 2 мес
(В анамнезе: сенсоневральная тугоухость 3-4 степени, ДЦП (спастическая диплегия), ЗПРР, интеллект сохранен,СДВГ, астигматизм гиперметропический, ретинопатия, эквинусная установка правой стопы, бронхиальная астма (атопическая, средней тяжести). В 2003 году была проведена операция по поводу ВПС (ОАП)). Тема: «Домашние животные».
Цель: Пополнить словарь ребёнка, за счёт введения понятий о том, кто, что ест из животных. Задачи:
1. Развитие связной речи. Учить понимать вопросы и давать правильные ответы на них.
2. Развитие слехового восприятия (неречевого слуха).
5.Учить внимательно слушать вопросы педагога, не перебивая. После этого давать ответы. Оборудование: Скотный двор: деревянные фигуры домашних животных, сарай, тарелочки с едой для животных, вырезанные геометрические фигуры для выкладывания по образцу, таблички. Речевой материал: Что ест собака? Что ест кошка? Что ест свинья? Что ест лошадь? Что ест петух? Собака грызёт кость. Кошка лакает молоко. Свинья ест хлеб. Лошадь ест сено. Петух клюёт зерно. Кто это? Это животные. Животные живут в сарае. Что мы делали? Мы занимались. Играли, говорили, думали. Близко, далеко. План занятия: I. Организационный момент II. Основная часть. А) Дидактическая игра «Давай покормим животных» (8 минут) Б) Играем пальчиками (2 минуты) В) Далеко – близко (3 минуты) Г) «Выложи по образцу» (3 минуты) III. Итог. Ход занятия: I. Организационный момент Сядь. Будем заниматься. Посмотри, что там? Педагог показывает на стоящий на столе скотный двор, накрытый тканью. Открывает скотный двор. Кто это? Это животные. Животные живут в сарае. Ребёнок называет животных (кошка, собака, лошадь и т.д.). II. Основная часть. Давай покормим животных. Перед ребенком ставится поднос, на нем тарелочки с едой для животных. Что ест собака? Что ест кошка? Что ест свинья? Что ест лошадь? Что ест петух? Ребенок прочитывает табличку. Собака грызёт кость. Кошка лакает молоко. Свинья ест хлеб. Лошадь ест сено. Петух клюёт зерно. Подкладывает соответствующую табличку к животному. Давай поиграем пальчиками. Серёжа, давай поиграем. Смотри. Педагог показывает различные силуэты животных, сложенные из пальцев рук. Коза. Левая ладонь на ребро. Большой палец удерживает мизинец и безымянный. Указательный и средний выставлены вперед Кошка. Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх. Лошадка. Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчики и гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши. Петух. Ладонь вверх, указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх. Ребенок складывает фигуры животных из пальцев, повторяя за педагогом. Далеко – близко. На столе перед ребенком и педагогом стоят фигуры домашних животных и в другом конце класса стоят парные фигуры домашних животных. Серёжа, посмотри, где кошка? Кошка тут. Близко. А где корова? Там .Далеко. И т.д., проговаривая всех животных. При этом педагог показывает соответствующую табличку – Далеко, Близко Выложи по образцу. Перед ребенком выложен образец домашнего животного, собранный из разных геометрических форм. III. Итог. Что мы делали? Мы занимались. Играли, говорили, думали. Серёжа молодец! Возьми конфету.