Определение индивидуального психологического маршрута детей раннего возраста с нарушенным слухом при поступлении в ДОУ.
Ранний возраст, несомненно, один из важнейших периодов развития ребенка. Этот период особенно значим для детей, имеющих отклонения в развитии. Ранняя комплексная коррекционная помощь неслышащим детям позволяет предупредить появление дальнейших проблем в развитии, скорригировать уже имеющиеся, достичь наиболее высокого уровня их общего развития. Основными целями оказания ранней помощи детям с нарушениями слуха в условиях ДОУ компенсирующего вида являются: Для того, чтобы коррекционная работа, организуемая ДОУ с детьми раннего возраста была более успешной, необходимо соблюдать следующие условия: > Наиболее раннее выявление особых образовательных потребностей ребенка и его семьи > Подбор всех необходимых программ развития, обучения и воспитания, специфических методов и средств обучения > Активное включение родителей в коррекционную работу > Комплексность оказываемой помощи, которая реализуется в процессе тесного взаимодействия всех специалистов учреждения, обеспечивающих образовательный процесс Преемственность в работе специалистов с глухим ребенком раннего возраста на этапе его поступления в ДОУ реализуется в процессе проведения внутренней медико-психолого-педагогической комиссии с целью изучения психофизического состояния ребенка, выявления особенностей развития, определения индивидуальной коррекционно-развивающей программы. Т.о. индивидуальный психологический маршрут - это часть комплексной программы, в разработке которой участвовали все специалисты, работающие с ребенком. Определение индивидуального психологического маршрута требует от педагога-психолога предварительного изучения ребенка раннего возраста с нарушением слуха, в процессе которого уточняются: 1. анамнестические данные (изучение медицинской документации, получение сведений от родителей) 2. особенности деятельности (игровой, продуктивной, конструктивной) 3. особенности двигательной сферы (состояние крупной, мелкой моторики, мимика и пантомимика) 4. уровень развития познавательной сферы (восприятие, способы действий, особенности внимания.) 5. особенности коммуникативной сферы (установление контакта, доступные формы речи, эмоциональное общение, речевое общение) 6. сформированность навыков самообслуживания. Проведенное психолого-педагогического обследование предваряет и обуславливает выбор дальнейших мер коррекционного воздействия. Основной целью, т.е. желаемым результатом коррекционно-развивающей психологической работы является приближение всего психического развития глухого ребенка раннего возраста к нормам, характеризующим развитие его слышащих сверстников. Разработка индивидуального психологического маршрута проводится с опорой на ряд ориентиров: Анализ исходного уровня развития ребенка с нарушением слуха, а также процесс определения этапов коррекционной работы, требует учета положений теории психического развития, важнейшими из которых являются: В связи с тем, что дети с проблемами развития, в том числе с нарушениями слуха, особенно в раннем возрасте, не усваивают общественный опыт спонтанно, они нуждаются в целенаправленном обучении. Такое обучение является эффективным тогда, когда оно четко спланировано, а содержание представлено в целом в виде программы, отражающей этапы, задачи и направления коррекционно-развивающей психологической работы с ребенком раннего возраста с нарушенным слухом. Вашему вниманию предлагается вариант схемы, по которой, с учетом индивидуальных особенностей и компенсаторных возможностей (исходный уровень, потенциальные возможности), составляется индивидуальный психологический маршрут ребенка с нарушенным слухом раннего возраста в ДОУ № 669. 1 этап. Задачи: адаптировать ребенка к детскому саду, обучать способам усвоения общественного опыта Направления работы: психолого-педагогическое изучение вновь поступившего ребенка с нарушением слуха, формирование эмоционального контакта со взрослыми формирование сотрудничества со взрослыми в процессе совместной деятельности, обучение действиям по подражанию, образцу, инструкции 2 этап. Задачи: развивать чувственное восприятие, активизировать познавательный интерес, формировать и развивать игру, как ведущую деятельность. Направления работы: развитие вазомоторной координации (хватание, соотносящие действия, согласованность двух рук) сенсорное развитие (формирование перцептивных действий, определение отношения выявленных свойств и качеств предмета к свойствам и качествам другого предмета), формирование целостного образа предмета (от образа к представлению), развитие восприятия пространственных отношений между предметами и лх частями, развитие произвольного внимания, развитие мышления (от восприятия к мышлению через обобщение, от наглядно-действенному к наглядно-образному), развитие памяти (что обеспечивает переход от образов восприятия к образам представления), развитие эмоционального общения, обогащение сюжетов свободных игр, • подготовка и проведение игр-драматизации по простым адаптированным сюжетам. Для контроля над эффективностью реализации программы целесообразно вести систематический учет исходных данных, анализ резервных возможностей каждого ребенка, регулярно отражать динамику достижений. В обязательном порядке эти мероприятия проводятся педагогом - психологом в начале, середине и в конце учебного года, а так же при необходимости в процессе текущей работы. результаты являются основанием к проведению консультаций педагогов и родителей, обсуждаются на методических обединениях.
источник http://mosdefektolog.ru/opredelenie_individualnogo_psihologicheskogo_marshruta_detey_rannego_vozrasta_s_narushennym_sluhom_pri_postuplenii_v_dou.html