Влияние игры на нравственное воспитание детей с нарушенным слухом
В жизни ребенка с нарушенным слухом роль игры не менее важна, чем для слышащего дошкольника, для которого она является основой для развития воображения, образного мышления, речевого общения. При правильном и последовательном руководстве взрослых игра становится важным средством нравственного, умственного и речевого развития слабослышащих детей. Через формирование и обогащение предметной и игровой деятельности можно влиять на те стороны развития слабослышащего ребенка, которые страдают из- за снижения слуха. Для детей с нарушенным слухом отношения, некоторые нормы оказываются скрыты, а нередко понимаются ими неверно. Отрицательную роль здесь играет недостаточность общения с детьми и взрослыми, что связано с длительным пребыванием в круглосуточных учреждениях. Моделируя взаимоотношения людей их поступки, перенося в игры нормы поведения, можно влиять на усвоение детьми в игровой форме простейших игровых правил, что в других видах деятельности постигается преимущественно через речь в более поздние сроки и с большим трудом. Подбор тематики, определение содержания игр расширяют представления детей об окружающем мире и тех сторонах действительности, которые малодоступны в повседневной жизни. В процессе действий с предметами и игрушками наиболее полно познаются их назначение, свойства и отношения. В этом плане велика роль дидактической игры, которой уделяется значительное внимание в процессе воспитания и обучения слабослышащих детей. Система дидактических игр для детского сада впервые была создана Ф. Фребелем. Он высоко ценил игру, считал ее важнейшим средством воспитания и обучения ребенка. Но разработанные им игры были сухими, скучными упражнениями, которые подавляли самостоятельность мысли ребенка и тем противоречили его же взглядам на игру как свободную творческую деятельность. В создании современной системы дидактических игр надо отметить роль Е. И. Тихеевой, разработавшей ряд игр для знакомства с окружающим и развития речи. В воспитании нравственных качеств личности слабослышащего ребенка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры. В работе со слабослышащими детьми младшего и среднего возраста основным содержанием дидактических игр является усвоение детьми культурно – гигиенических навыков, культуры поведения. С этой целью проводятся игры « Завтрак куклы», «Уложим куклу спать», «Оденем куклу на прогулку» и другие. Само название игр направляет воспитателя на то, чтобы дети, играя, усваивали культурно – гигиенические навыки, нормы поведения, чтобы у них развивались положительные игровые взаимоотношения. Использование дидактических игр в работе со слабослышащими детьми более старшего возраста решает несколько иные задачи. В центре внимания – воспитание у детей нравственных чувств и отношений: уважение к людям труда, защитникам Родины, любви к Родине. Решение дидактической задачи всегда служит и упражнением воли . Выполнение правил игры требует от детей выдержки, самообладания, дисциплинированности. В игре « Что изменилось?» требуется закрыть глаза и не открывать их, пока не будет дан сигнал. Добросовестное выполнение правила приучает к честности, справедливости. Наиболее доступны для слабослышащих детей игры с предметами. С увлечением играют в настольные печатные игры, эти игры основаны на принципе наглядности, где дается не сам предмет, а его изображение. Содержание настольных игр разнообразно. Наиболее сложны для слабослышащих детей словесные игры « Фанты», «Да и нет» и др. Эти игры не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны самостоятельно делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других детей, замечать ошибки. Эти игры воспитывают целеустремленность, выдержку. Закрепление умения детей следовать моральным нормам успешно происходит в подвижных играх. Это обусловлено тем, что действия детей младшего и среднего возраста в этих играх регламентируются правилами. Выполнение их ставит малышей в такие условия, когда они должны сдерживаться, побороть робость, боязнь, проявить навыки общения. Подвижная игра создает у детей общее радостное настроение, вызывает чувство удовольствия, что положительно влияет на развитие дружеских взаимоотношений, способствует воспитанию коллективизма. Дети старшего возраста должны знать, что играть нужно честно, соблюдать правила, играть дружно, заботится не только о себе, но и о своей команде, не смеяться над проигравшим, проиграв, не унывать. Особое место в нравственном воспитании отводится сюжетно – ролевой игре. Через сюжетно ролевую игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре слабослышащий ребенок получает урок коллективного мышления. Известно, что дети отражают в своих играх быт семьи и детского сада, труд взрослых, события общественной жизни. Девочки любят играть в Мамы и дочки», подражать домашнему труду взрослых. Эти игры полезны т. к. они отражают жизнь семьи, заботу о детях. Мальчики хотят играть в «Папу», потому что стремятся быть похожими в поведении и делах на своих отцов, гордятся ими. Игра в «Семью» любима детьми всех возрастов. Чем старше дети, тем содержательней становится игра. Игры в «Шоферов», «Летчиков», «Детский сад» воспитывают у детей нравственные качества, готовят их к труду, к обучению в школе. Роль, исполняемая ребенком в игре, побуждает его вести так, как и ведет себя в жизни настоящий летчик, шофер. Взаимодействие с партнером мобилизует весь нравственный опыт ребенка. Чтобы играть вместе, каждому приходится добровольно отказываться от своих желаний, согласовывать свои замыслы, договариваться о совместных действиях, иначе игра не состоится. Например: была организована игра «Стройка», роли были распределены с помощью считалки. Антон – шофер, Алеша – крановщик, остальные дети – рабочие строители. Антону расхотелось подвозить панели для строительства, вот быть крановщиком – другое дело. Но крановщик - Алеша, а если Антон, выйдет из игры, то игра нарушится. Как быть? При благоприятных условиях дети овладевают навыками общественного поведения. Умение устанавливать взаимоотношения со сверстниками в игре – первая школа общественного поведения. На основе взаимоотношений формируются общественные чувства, привычки; развивается умение действовать совместно и целенаправленно; формируются основы самооценки и взаимооценки. Высокое значение игровой деятельности состоит в том , что она обладает наибольшими возможностями для становления детского общества. Однако без помощи взрослого путь к формирования нравственного поведения слабослышащих детей может быть долгим. Влияя на поведение детей, их взаимоотношение друг с другом, воспитатель должен учитывать их индивидуальные особенности, тенденции развития. Руководство творческими сюжетно – ролевыми играми – один из трудных разделов методик дошкольного воспитания. Педагог не знает, как поведут себя дети в игре. Важнейшее условие руководства творческими играми – умение завоевать доверие детей, установить контакт. Задача воспитателя – помочь детям организовать игру, сделать ее увлекательной насыщенной действиями. Большое значение в формировании нравственных отношений слабослышащих дошкольников имеют игры-драматизации. Для игр- драматизаций нужно подбирать такие произведения, где сюжет имеет четко выраженное воспитательное действие. Очень важна эмоциональная выразительность персонажей с присущими им нравственными качествами, наличие противоположных персонажей. Должен быть увлекательный сюжет, повторы в тексте, динамичные действия, яркий иллюстрированный материал. В своей работе для игр драматизаций мы использовали такие произведения: 1. Дружить умеют герои – «Кот петух и лиса», «Теремок», «Под грибом». 2.Сказки, раскрывающие нравственный смысл любви, заботы по отношению к близким людям: «Курочка Ряба», «Петушок и бобовое зернышко», «Гуси – лебеди», «Кошкин дом». 3. Произведения, где сопоставляется добро и зло: «Морозко», « Колобок». 4. Примеры героя справедливого, смелого, доброго « Заюшкина избушка», «Айболит». 5.Формирование обобщающего положительного образа человека, где показаны как положительные так и отрицательные черты «Заяц–Хваста», «Маша и медведь». Совершенствование работы по нравственному воспитанию слабослышащего ребенка дошкольного возраста предполагает поиск новых путей взаимосвязи дошкольного учреждения и семьи, повышения педагогической культуры родителей. Любая педагогическая деятельность может быть по настоящему успешна только в том случае, если родители являются активными участниками и помощниками.
Формы работы с родителями по нравственному воспитанию: - беседы и консультации - тематические родительские собрания - совместное проведение игр драматизаций.