Как составить психолого – педагогическую характеристику на ребенка с нарушенным слухом
В характеристике должны быть разделы: 1) Общие сведения о ребёнке: ФИО, возраст. Дата поступления в детский сад. Заключение ПМПК на момент поступления в ясли/сад: состояние слуха, речи, интеллекта, наличие дополнительных нарушений, 2) Анамнестические сведения: Время выявления снижения слуха, предполагаемые причины. Раннее моторное и речевое развитие. Сведения о семье. Состав семьи, профессии родителей, наличие других детей. Наличие в семье или среди родственников лиц с нарушениями в развитии. Формы общения с ребёнком в семье: устная речь, устно - дактильная речь, устно - дактильная + естественные жесты, жестокая речь. Участие семьи в обучении ребёнка (занятия дома). 3) «Особенности личности ребенка» его поведение в саду. Преобладающее эмоциональное состояние. Особенности поведения. Контактность ребёнка (с взрослыми, с другими детьми). Формы общения с взрослыми и детьми. Характерологические качества: активный, инициативный, доброжелательный, упрямый, замкнутый и т.д. 4) Физическое и моторное развитие. Соответствие физического развили возрасту ребёнка. Овладение основными движениями. Особенности крупной и мелкой моторики. 5) Сенсорное и интеллектуальное развитие. Уровень развития восприятия (цвета, формы, величины, пространственных отношений и т.д.), внимания, памяти. Состояние наглядно действенного, наглядно - образного и речевого мышления. 6) Уровень сформированности количественных представлений. 7) Овладение основными видами детской деятельности. Наличие интереса к игре, уровень игры, наличие замысла, использование »предметов - заместителей», овладение ролевым поведение и т.д. Уровень развития изобразительной и конструктивной деятельности. Наличие интереса к данной деятельности. Овладение предметным и сюжетным рисованием. Над Наличие замысла. Конструктивная деятельность (по подражанию, но образцу, по словесной инструкции). 9) Развитие слухового восприятия. Данные тональной аудиометрии (копия аудиограммы): характеристика аудиометрических данных. Наличие индивидуального слухового аппарата (тип и марка аппарата), режим работе аппарата. Расстояние, с которого воспринимает речевые и неречевые звучания с аппаратом и без него. Слуховой словарь ( примерное количество слов и фраз). Этап развития слухового восприятия: различение, опознавание, распознание. 10) Состояние речи. Наличие желания ребёнка пользоваться речью. Какой формой речи пользуется ребенок (устной, устно -дактильной), уровень пользовании речью в общении со взрослыми: отдельные слова (усечённое, приближённое произношение), аграмматичная фраза, развёрнутая фразовая: речь. Словарь (соответствие программным требованиям), наличие в нём: различных лексико -грамматических категорий; отражение различных смысловых связей: видо - родовых, часть - целое, синонимических, антонимических и др.). Понимание и продуцирование связных высказываний в ситуациях общения ( побуждения, вопросы, сообщения, отрицания). Описательно -повествовательная речь ребёнка: умение рассказывать о событиях дома и в детском саду, описать предмет, картинку и т.д. 11) Состояние произносительных навыков Если ребёнок < 4 - 4,5 лет, то в характеристике указываются те звуки, которые появились спонтанно (неформально). Остальные звуки называются так, как они произносятся ребёнком. У детей старшего возраста проверяются все звуки (в соответствии с программой), указывается их наличие, дефекты, замены или отсутствие. Также даётся характеристика устной речи детей для всех возрастных групп (в соответствии с программой): голоса, речевого дыхания, темпа, слитности, соблюдение норм орфоэпии, словесного ударения, логического ударения и элементарной интонации