Адаптация детей раннего возраста с нарушениями слуха к условиям ДОУ
Адаптация - это приспособление организма к новым или к изменяющимся условиям жизни. Для ребенка детский сад является еще не известным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Как свидетельствуют данные научных исследований (И.А. Григорьева, Е.И. Морозова, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Л.В. Белкина, Н.Д. Ватунина и др.), адаптация детей раннего возраста обычно протекает с негативными сдвигами в разных системах детского организма. Но обычно видна только внешняя сторона изменений - поведение. Адаптационный период - серьезное испытание для малышей раннего возраста, особенно для детей с нарушением слуха: из знакомой семейной обстановки, часто характеризующейся гиперопекой ребенка, он попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет:
· изменение поведенческих реакций малыша
· расстройство сна и аппетита
· «потерю» некоторых навыков самообслуживания, которые уже давно усвоил и которыми успешно пользовался дома.
Как только ребенок из домашних условий попадает в сад - обстановку для него неизвестную, в коллектив незнакомых детей и взрослых, часто он сразу начинает болеть. Во время адаптационного периода у ребенка может быть кратковременное повышение температуры, что подчеркивает тяжесть адаптации. Стресс может разрушить на время защитные барьеры поддержания здоровья, снизить сопротивляемость болезням. Появился даже термин «адаптационной» болезни, в связи с тяжестью адаптационного периода.
Существует такое понятие как прогноз адаптации. Медицинский прогноз составляется в поликлинике перед поступлением ребенка в дошкольное учреждение, отражается в медицинской карте. В нем учитывается группа здоровья, неврологические нарушения (анемия, аллергия, диатез), соматическое состояние и другие особенности психофизического развития. Психолого-педагогический прогноз определяется в дошкольном учреждении психологом и педагогами группы в процессе наблюдений за психо -эмоциональным состоянием ребенка в различных ситуациях в течение трех-пяти недель, отражается в индивидуальном листе адаптации.
При составлении прогноза адаптации нужно учитывать следующие неблагоприятные факторы для детей раннего возраста: несоответствие домашнего режима ясельному, заболевания ребенка в первый год жизни, недостаток эмоционального общения в первый год жизни. На прогноз адаптации могут влиять частые заболевания матери, неблагоприятное течение беременности.
При наличии 4-5 из указанных факторов возможен прогноз неблагоприятного течения адаптации.
Морозовой Е.И. выделяет три уровня тяжести прохождения адаптационного периода:
Легкий уровень адаптации: к 20-му дню пребывания нормализуется сон, аппетит, налаживаются контакты с взрослыми и сверстниками, ребенок самостоятельно идет на контакт. Заболеваемость низкая, без осложнений.
Адаптация среднего уровня: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания ребенка в ДОУ. Вступление в контакт несколько замедленно. Заболеваемость до двух раз сроком не более 10-ти дней, без осложнений.
Тяжелый уровень адаптации: длительность адаптации от 2-х до 6-ти месяцев с тяжелыми проявлениями в поведенческой сфере и соматическом состоянии.
Анализ деятельности нашего учреждения показал, что проблема адаптации детей раннего возраста с нарушениями слуха насущна и актуальна. В нашем ГОУ сейчас одна первая младшая и младшая группы, в которых воспитываются дети с тяжелой тугоухостью и глухотой. Половина родителей детей неслышащие, половина - слышащие. Дети слышащих и неслышащих родителей поступают с разным уровнем социального развития, что в определенной мере отражается на протекании адаптационного периода.
Данные научных исследований (И.А. Григорьева, Л.В. Белкина и др.) показали, что характер адаптации ребенка раннего возраста является прогностическим тестом для характеристики динамики состояния здоровья ребенка в процессе последующей адаптации не только к детскому саду, но и к школе. Поэтому решение вопросов, связанных с сохранением психического и физического здоровья детей с нарушением слуха в период адаптации к детскому саду является одной из первостепенных задач, стоящих перед сотрудниками ГОУ и родителями.
Мы тщательно спланировали обстановку группы до прихода детей, чтобы сделать окружающую среду для них комфортной и безопасной. Отмечается непонимание родителями особенностей периода адаптации ребенка; их стремление оставлять ребенка в детском саду на всю неделю. Поэтому при поступлении ребенка в наше ГОУ мы просим родителей в первый раз привести ребенка до начала сентября, когда нет еще детей, что бы он познакомился с группой в присутствии родителей, затем в адаптационный период первые 3 дня приводить ребенка на 2 часа в учреждение, следующие три дня забирать ребенка после обеда, последующие три дня забирать ребенка после сна и только потом попробовать оставить ребенка на ночь.
С целью просвещения родителей по вопросам адаптации детей мы поместили на сайте ГОУ № 1635 режим дня младшей группы, что помогает им заранее приучить ребенка к данному расписанию. Также проводятся очные консультации для родителей вновь пришедших детей. Сурдопедагог дает рекомендации по поводу общения с детьми дома, уточняет речевой материал, который необходимо использовать для развития общения.
С целью контроля за процессом адаптации мы используем «Лист адаптации», в котором учитываются такие показатели как аппетит, сон, настроение, активность, взаимоотношение с детьми и со взрослыми. Эти данные мы отмечаем в первый, второй, третий, четвертый, восьмой, шестнадцатый, тридцать второй, шестьдесят четвертый и сто двадцать восьмой день. На основании полученных данных проводится анализ адаптационного процесса и делаются выводы о степени адаптации в начале года и в конце года.
На основании анализа листов адаптации детей в возрасте от 1г. 8 месяцев до 4 лет в 2006-2007 учебном году можно сделать следующие выводы: у 9 детей легкий уровень адаптации. Это выражается в преобладании положительного настроения, хорошем аппетите, нормальной длительности сна, активности в игре, взаимодействии со сверстниками и взрослыми. У 4 детей средний уровень адаптации: у детей отмечается неустойчивое настроение, плохой аппетит, трудности в засыпании, но сон длиться 1 часа, низкой активности в игре, плохие взаимоотношения с детьми, но со взрослыми ладит хорошо; и у 2 детей низкий уровень адаптации: у детей преобладает отрицательное настроение, плохой аппетит, вплоть до рвотного рефлекса, сон вызывает у таких детей истерическую реакцию и длительность его составляет приблизительно 40 минут, активность в игре низкая, с другими детьми не взаимодействуют, со взрослыми плохо вступает в контакт.
Детям с низким уровнем адаптации требуется особая забота как стороны воспитателей и педагога, так и со стороны родителей. В частности составление индивидуального плана адаптации. Важная задача - создание единого психолого-педагогического пространства объединяющего семью и детский сад. Воспитатели проводят беседы и анкетирование с родителями с целью получения информации о ребенке и семье: выясняются сведения о предпочтениях ребенка в еде, любимых игрушках, формах наказания и поощрения, режима дня, методы воспитания в семье. Работники группы обеспечивают особое внимание этим детям, понимание режимных моментов, стараются приучить детей к самостоятельности (в еде, одевании/раздевании, умывании). При этом активно привлекают других детей, более организованных и социально адаптированных.
Родителям позволяется приносить любимые малышом игрушки из дома, т.к. они являются частью привычной для ребенка обстановки.
Родители должны создать бесконфликтный, спокойный климат в семье, не перегружать нервную систему ребенка: ограничить просмотр телевизора, избегать эмоционально насыщенных мероприятий, формировать у детей навыки самообслуживания и личной гигиены, стараться сохранять режим дня.
В целом уровень протекания адаптационного периода у детей младших групп в нашем детскому саду достаточно высокий, он равен 60%. Это достигается благодаря четкой, профессионально слаженной и продуманной работе психолога, педагогов, медицинского персонала, социального педагога, индивидуально-ориентированного подхода к каждому ребенку и взаимодействию с родителями
источник http://mosdefektolog.ru/adaptaciya_detey_rannego_vozrasta_s_narusheniyami_sluha_k_usloviyam_dou.html