Вторник, 18 Июн 2024, 22:13
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Классные часы [986]
Для начальных классов [8208]
Медицина и Здоровье [9555]
Все о литературе и журналах [0]
Мероприятия [628]
Отрытые уроки [81]
Предметные тесты [27]
Разное [693]
По предмету [2809]
Не в тему (штрафные) [101]
Заботливым родителям [1338]
Студентам [2543]
Завучу и директору [53]
Подготовка школьников [35]
Дефектологу [52]
Социальному педагогу [255]
Библиотекарю [68]
Шпаргалки [266]
Учительские нормы, права, стандарты, приказы, письма, положения [77]
Учительские семинары и конференции [63]
Факультативы и курсы [60]
Образовательные разработки и исследовательские работы [69]
Стихотворения [9058]
Рефераты [16]
Все о вебинарах [815]
Психология [746]
Литература [829]
Сценарии [28]
Проза [815]
Для старших классов [239]
СМИ [795]
Образование в средствах массовой информации
Компьютеры [0]
Программы, Железо и др.
Наука [0]
Поэзия [0]
Рецепты. Кулинария [1]
Советы [2]
Все для праздников! [5]
Весёлые конкурсы [15]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51637


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Дефектологу

Адаптация детей раннего возраста с нарушениями слуха к условиям ДОУ

Адаптация - это приспособление организма к новым или к изменяющимся условиям жизни. Для ребенка детский сад является еще не известным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Как свидетельствуют данные научных исследований (И.А. Григорьева, Е.И. Морозова, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Л.В. Белкина, Н.Д. Ватунина и др.), адаптация детей раннего возраста обычно протекает с негативными сдвигами в разных системах детского организма. Но обычно видна только внешняя сторона изменений - поведение. Адаптационный период - серьезное испытание для малышей раннего возраста, особенно для детей с нарушением слуха: из знакомой семейной обстановки, часто характеризующейся гиперопекой ребенка, он попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет:

· изменение поведенческих реакций малыша

· расстройство сна и аппетита

· «потерю» некоторых навыков самообслуживания, которые уже давно усвоил и которыми успешно пользовался дома.

Как только ребенок из домашних условий попадает в сад - обстановку для него неизвестную, в коллектив незнакомых детей и взрослых, часто он сразу начинает болеть. Во время адаптационного периода у ребенка может быть кратковременное повышение температуры, что подчеркивает тяжесть адаптации. Стресс может разрушить на время защитные барьеры поддержания здоровья, снизить сопротивляемость болезням. Появился даже термин «адаптационной» болезни, в связи с тяжестью адаптационного периода.

Существует такое понятие как прогноз адаптации. Медицинский прогноз составляется в поликлинике перед поступлением ребенка в дошкольное учреждение, отражается в медицинской карте. В нем учитывается группа здоровья, неврологические нарушения (анемия, аллергия, диатез), соматическое состояние и другие особенности психофизического развития. Психолого-педагогический прогноз определяется в дошкольном учреждении психологом и педагогами группы в процессе наблюдений за психо -эмоциональным состоянием ребенка в различных ситуациях в течение трех-пяти недель, отражается в индивидуальном листе адаптации.

При составлении прогноза адаптации нужно учитывать следующие неблагоприятные факторы для детей раннего возраста: несоответствие домашнего режима ясельному, заболевания ребенка в первый год жизни, недостаток эмоционального общения в первый год жизни. На прогноз адаптации могут влиять частые заболевания матери, неблагоприятное течение беременности.

При наличии 4-5 из указанных факторов возможен прогноз неблагоприятного течения адаптации.

Морозовой Е.И. выделяет три уровня тяжести прохождения адаптационного периода:

Легкий уровень адаптации: к 20-му дню пребывания нормализуется сон, аппетит, налаживаются контакты с взрослыми и сверстниками, ребенок самостоятельно идет на контакт. Заболеваемость низкая, без осложнений.

Адаптация среднего уровня: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания ребенка в ДОУ. Вступление в контакт несколько замедленно. Заболеваемость до двух раз сроком не более 10-ти дней, без осложнений.

Тяжелый уровень адаптации: длительность адаптации от 2-х до 6-ти месяцев с тяжелыми проявлениями в поведенческой сфере и соматическом состоянии.

Анализ деятельности нашего учреждения показал, что проблема адаптации детей раннего возраста с нарушениями слуха насущна и актуальна. В нашем ГОУ сейчас одна первая младшая и младшая группы, в которых воспитываются дети с тяжелой тугоухостью и глухотой. Половина родителей детей неслышащие, половина - слышащие. Дети слышащих и неслышащих родителей поступают с разным уровнем социального развития, что в определенной мере отражается на протекании адаптационного периода.

Данные научных исследований (И.А. Григорьева, Л.В. Белкина и др.) показали, что характер адаптации ребенка раннего возраста является прогностическим тестом для характеристики динамики состояния здоровья ребенка в процессе последующей адаптации не только к детскому саду, но и к школе. Поэтому решение вопросов, связанных с сохранением психического и физического здоровья детей с нарушением слуха в период адаптации к детскому саду является одной из первостепенных задач, стоящих перед сотрудниками ГОУ и родителями.

Мы тщательно спланировали обстановку группы до прихода детей, чтобы сделать окружающую среду для них комфортной и безопасной. Отмечается непонимание родителями особенностей периода адаптации ребенка; их стремление оставлять ребенка в детском саду на всю неделю. Поэтому при поступлении ребенка в наше ГОУ мы просим родителей в первый раз привести ребенка до начала сентября, когда нет еще детей, что бы он познакомился с группой в присутствии родителей, затем в адаптационный период первые 3 дня приводить ребенка на 2 часа в учреждение, следующие три дня забирать ребенка после обеда, последующие три дня забирать ребенка после сна и только потом попробовать оставить ребенка на ночь.

С целью просвещения родителей по вопросам адаптации детей мы поместили на сайте ГОУ № 1635 режим дня младшей группы, что помогает им заранее приучить ребенка к данному расписанию. Также проводятся очные консультации для родителей вновь пришедших детей. Сурдопедагог дает рекомендации по поводу общения с детьми дома, уточняет речевой материал, который необходимо использовать для развития общения.

С целью контроля за процессом адаптации мы используем «Лист адаптации», в котором учитываются такие показатели как аппетит, сон, настроение, активность, взаимоотношение с детьми и со взрослыми. Эти данные мы отмечаем в первый, второй, третий, четвертый, восьмой, шестнадцатый, тридцать второй, шестьдесят четвертый и сто двадцать восьмой день. На основании полученных данных проводится анализ адаптационного процесса и делаются выводы о степени адаптации в начале года и в конце года.

На основании анализа листов адаптации детей в возрасте от 1г. 8 месяцев до 4 лет в 2006-2007 учебном году можно сделать следующие выводы: у 9 детей легкий уровень адаптации. Это выражается в преобладании положительного настроения, хорошем аппетите, нормальной длительности сна, активности в игре, взаимодействии со сверстниками и взрослыми. У 4 детей средний уровень адаптации: у детей отмечается неустойчивое настроение, плохой аппетит, трудности в засыпании, но сон длиться 1 часа, низкой активности в игре, плохие взаимоотношения с детьми, но со взрослыми ладит хорошо; и у 2 детей низкий уровень адаптации: у детей преобладает отрицательное настроение, плохой аппетит, вплоть до рвотного рефлекса, сон вызывает у таких детей истерическую реакцию и длительность его составляет приблизительно 40 минут, активность в игре низкая, с другими детьми не взаимодействуют, со взрослыми плохо вступает в контакт.

Детям с низким уровнем адаптации требуется особая забота как стороны воспитателей и педагога, так и со стороны родителей. В частности составление индивидуального плана адаптации. Важная задача - создание единого психолого-педагогического пространства объединяющего семью и детский сад. Воспитатели проводят беседы и анкетирование с родителями с целью получения информации о ребенке и семье: выясняются сведения о предпочтениях ребенка в еде, любимых игрушках, формах наказания и поощрения, режима дня, методы воспитания в семье. Работники группы обеспечивают особое внимание этим детям, понимание режимных моментов, стараются приучить детей к самостоятельности (в еде, одевании/раздевании, умывании). При этом активно привлекают других детей, более организованных и социально адаптированных.

Родителям позволяется приносить любимые малышом игрушки из дома, т.к. они являются частью привычной для ребенка обстановки.

Родители должны создать бесконфликтный, спокойный климат в семье, не перегружать нервную систему ребенка: ограничить просмотр телевизора, избегать эмоционально насыщенных мероприятий, формировать у детей навыки самообслуживания и личной гигиены, стараться сохранять режим дня.

В целом уровень протекания адаптационного периода у детей младших групп в нашем детскому саду достаточно высокий, он равен 60%. Это достигается благодаря четкой, профессионально слаженной и продуманной работе психолога, педагогов, медицинского персонала, социального педагога, индивидуально-ориентированного подхода к каждому ребенку и взаимодействию с родителями

источник http://mosdefektolog.ru/adaptaciya_detey_rannego_vozrasta_s_narusheniyami_sluha_k_usloviyam_dou.html

Категория: Дефектологу | Добавил: ZarZar (02 Окт 2012)
Просмотров: 1596 | Теги: возраста, детей, Адаптация, раннего, условиям, слуха, ДОУ, нарушениями | Рейтинг: 1.0/ 7 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Вторник
18 Июн 2024
22:13


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz