Воскресенье, 29 Янв 2023, 08:53
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Классные часы [986]
Для начальных классов [8208]
Медицина и Здоровье [9555]
Все о литературе и журналах [0]
Мероприятия [628]
Отрытые уроки [81]
Предметные тесты [27]
Разное [693]
По предмету [2809]
Не в тему (штрафные) [101]
Заботливым родителям [1338]
Студентам [2543]
Завучу и директору [53]
Подготовка школьников [35]
Дефектологу [52]
Социальному педагогу [255]
Библиотекарю [68]
Шпаргалки [266]
Учительские нормы, права, стандарты, приказы, письма, положения [77]
Учительские семинары и конференции [63]
Факультативы и курсы [60]
Образовательные разработки и исследовательские работы [69]
Стихотворения [9058]
Рефераты [16]
Все о вебинарах [815]
Психология [746]
Литература [829]
Сценарии [28]
Проза [815]
Для старших классов [239]
СМИ [795]
Образование в средствах массовой информации
Компьютеры [0]
Программы, Железо и др.
Наука [0]
Поэзия [0]
Рецепты. Кулинария [1]
Советы [2]
Все для праздников! [5]
Весёлые конкурсы [15]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51589


Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Дефектологу

Особенности речемыслительной деятельности глухих детей раннего возраста со сложными нарушениями в развитии
Основным контингентом детей ГОУ №669 компенсирующего вида являются дети с нарушениями слуха с сенсоневральной глухотой в количестве 32 детей. Каждый из них имеет нарушения слуха, а также специфические психофизические особенности. Значительное снижение слуха отрицательно сказываются на общем развитии ребёнка: нарушение координации движений, формировании его познавательной деятельности, отклонение в становлении специфических форм детской деятельности (предметной, игровой, изобразительной, конструктивной); нарушаются социальные контакты ребёнка с миром, что негативно влияет на его личностное развитие. Именно коррекционное обучение позволяет преодолеть или смягчить многие отклонения в развитии.
В связи с этим перед каждым педагогом нашего учреждения стоит задача своевременно провести психолого-педагогическую диагностику, четко выявить имеющиеся трудности в моторном и психическом развитии и наметить коррекционную работу. Для правильной организации помощи таким детям важное значение приобретает комплексное психолого-педагогическое обследование каждого ребенка, анализ результатов позволяет всесторонне охарактеризовать его развитие, выявить проблемы и потенциальные возможности. Перед проведением коррекционно-развивающей работы проводится сбор анамнестических данных, анализ результатов клинического обследования детей и медико-психолого-педагогической документации, что позволяет выявить уровень психофизического развития глухих дошкольников. Формируется направления коррекционно-педагогической работы, определяются формы организации помощи детям с нарушенным слухом, моделируются условия педагогической работы, определяются содержание и методы воспитания и обучения, разрабатываются программно-методические материалы. Психолого-педагогическое изучение осуществляется по основным линиям развития ребенка-дошкольника и позволяет характеризовать: социальное развитие; состояние 14 разных видов детской деятельности (предметно-игровой, изобразительной, конструктивной); физическое развитие; познавательное развитие; состояние речи.
Комплексное изучение детей проводится с использованием
модифицированных методик, представленных в работах А.А.Венгер,
Г.Л.Выгодской, Л.А. Головчиц, О.М.Дьяченко, Л.А.Катаевой, Т.В.Лаврентьевой, Т.В.Николаевой, Т.В.Розановой, Е.О.Смирновой, Е.А.Стребелевой, В.М.Холмогоровой, и др.
В качестве одного из эффективных средств диагностики психоречевого развития глухих детей используются методические рекомендации, разработанные Институтом коррекционной педагогики Российской Академии Образования, таких как, Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская «Альбом для обследования произношения дошкольников с нарушенным слухом» и др. В коррекционно-педагогической работе с детьми мы используем методические пособия Н.Д. Шматко, О.О. Новиковой «Речевая ритмика для малышей».
Анализ детей посещающих наш детский сад показал, что наряду с нарушением слуха были выявлены следующие отклонения.
По медицинским картам состояние здоровья детей характеризовалось различными болезненными состояниями, которые приравнивались к 4 - ой группе здоровья (больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями). Состояние слуха - глухота, дети протезированы слуховыми аппаратами.
Наше обследование также выявило, что у детей нарушение слуха сочетается с изменениями в моторной деятельности, костно-мышечной системы, вестибулярного аппарата, нарушением зрения, все это свидетельствует на врождённую патологию, что указывает на сложную структуру дефекта. Со стороны психической деятельности мы выявили различные особенности высших психических функций (внимание, память, мышление), несформированности гнозиса и праксиса, что определило задержку психического развития (ЗПР).
Коррекционно-развивающая работа с глухими детьми в ГОУ № 669 осуществляется в соответствии с требованиями программы «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста».
В помощь для глухих детей со сложными нарушениями в развитии мы используем программу, методические рекомендации и дидактические материалы «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития».
Цели и задачи образовательной программы ГОУ № 669 включают основные положения в развитии глухих детей дошкольного возраста:
- Обеспечить социально-педагогические условия для эффективного развития ребенка с особыми образовательными нуждами в социуме;
- Внедрить эффективные педагогические технологии, обеспечивающие широкий выбор оптимальных методов и условий коррекции и реабилитации глухих детей;
- Развить единую комплексную систему психологической и медико-психологической коррекции слухового и речевого развития у детей дошкольного возраста;
- Системное, комплексное изучение личностных особенностей ребенка, накопление материала для определения содержания и основных направлений коррекционной работы;
- Подбор методик педагогического воздействия на детей, учитывающих возрастные, индивидуальные особенности детей, позволяющие обеспечить переход ребенка из зоны актуального развития в зону ближайшего развития;
- Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
- Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
- Координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи; обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом;
- Соблюдение преемственности в работе детского сада с начальной школой и
т.д.
Система коррекционной работы в группах для детей с нарушением слуха включает фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия. Эффективное воспитание и обучение детей проводится при активном участии педагога-психолога, учителя-дефектолога (учителя-сурдопедагога) и воспитателей.
Важная роль в коррекционно-педагогической работе отводится семейному воспитанию. В нашем ГОУ большая часть детей находится в детском саду в течение недели (пять дней), некоторых воспитанников родители берут домой ежедневно. У 50% дошкольников родители имеют нарушения слуха, в следствии чего общение в семье ограничивается жестовой речью. В семьях, в которых родители имеют сохранный слух, общение с детьми осуществляется с помощью устной, письменной (таблички) и дактильной речи без использования жестов. Учитывая вышеназванные особенности воспитания в семе, основная задача по развитию речемыслительной деятельности падает на коллектив детского сада. Учителя-дефектологи большое внимание уделяют работе с родителями с целью более глубокого понимания особенностей развития каждого ребенка и для выбора оптимального педагогического воздействия на него. Для решения этих задач организовываются дни педагогического просвещения для родителей.
Использование различных форм организации коррекционного процесса позволяют обеспечить систематичность, последовательность и преемственность дошкольного и школьного этапов воспитания и обучения.. Наше образовательное учреждение ведет тесное взаимодействие с учреждениями образования, здравоохранения и социальной зашиты детей.
В нашем дошкольном учреждении ведется коррекционно-воспитательная работа с детьми с нарушениями слуха, она организуется в процессе основных видов детской деятельности и ведется по следующим направлениям: физическое воспитание, развитие навыков самообслуживания, обучение игровой деятельности, развитие общения и речи, формирование изобразительной и конструктивной деятельности, развитие слухового восприятия и обучение произношению, ознакомление с окружающим миром, музыкальное воспитание.
Одним из актуальных направлений совершенствования коррекционной помощи детям с нарушенным слухом является их интегрированное обучение и воспитание. Реализация такой системы работы позволяет обеспечить динамику развития каждого ребенка с нарушенным слухом и достичь более высокого уровня социальной адаптации.
Развитие речи детей является одной из наиболее важных проблем в дошкольной общей и специальной педагогике и психологии. Это обусловлено тем, что речь занимает особое положение в иерархии психических и эмоционально - волевых процессов, благодаря чему она выступает как основное средство общения, орудие мышления и является неотъемлемой частью человеческой культуры.
В процессе речевого развития детей формируются как все основные психические процессы (восприятие, высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению и др.), так и личность ребёнка в целом. Только речь открывает человеку доступ ко всем достижениям человеческой культуры, так как содержание человеческого опыта обобщено в словесной форме.
Приоритетное направление в коррекционно-педагогической деятельности по развитию речи в нашем ДОУ базируется на основных принципах коммуникативной системы: онтогенетическом, деятельностном и структурно-семантическом. В коррекционно-развивающей работе основными направлениями речевого развития детей является: лексико-семантическая работа; обучение разным видам речевой деятельности (слухо-зрительное восприятие, говорение, глобальное и аналитическое чтение, письмо, дактилирование); развитие разговорной и связной речи. Активизация речевой деятельности осуществляется с помощью создания коммуникативных ситуаций в разных видах практической, игровой и бытовой деятельности. Дифференцированный подход к речевому развитию детей реализуется варьированием объема речевого материала, а так же в использовании вспомогательных путей при формирования речи.
Познавательное развитие является одной из важных составляющих коррекционной работы. Предполагает целенаправленное сенсорное воспитание детей, развитие внимания, образной и словесной памяти, воображения, всех видов мышления и соответствующих им способов мыслительной деятельности; формирование элементарных математических представлений. С этой целью мы используем игры по развитию познавательных способностей детей с учетом их индивидуальных особенностей в познавательной и речевой сферах. Коррекционно-педагогической работе с глухими детьми раннего возраста со сложными нарушениями проводится работа по формированию речи, развитию слухового восприятия, формированию произносительных навыков. Содержание и методика педагогической работы строится в первую очередь на формировании и развитии соответствующих возрасту основных видов деятельности. (Нашими педагогами разработаны задания и материалы для занятий с учётом особенностей психофизического развития детей раннего возраста и времени начала коррекционного воздействия.
Важным условием успешного воспитания и обучения детей с нарушением слухом всегда признавался принцип индивидуального подхода к каждому ребёнку.
Общеизвестно, что своеобразие развития неслышащего ребёнка зависит от многих факторов: структуры дефекта (этиология, выраженность и характер нарушений, время наступления и наличие дополнительных патологий); особенностей внутрисемейных отношений, слухового статуса родителей, ведущего типа общения в семье; времени начала специальной коррекционно-педагогической работы и её систематичности и т.д.
Таким образом, анализ проблемы речемыслительных особенностей развития детей раннего возраста со сложными нарушениями выявил, что для улучшения состояния речемыслительной деятельности таких детей необходим комплекс психолого-педагогических методик, направленных на развитие координации движений и мелкой моторики, слуха, зрения, улучшение познавательного процесса, и улучшение развитие психических функций (восприятия, памяти, внимания, мышления), развитие игрового процесса и т.д. В связи с этим, проблема речемыслительных особенностей детей раннего возраста со сложными нарушениями является актуальной, а наши дальнейшие разработки будут направлены на изучение структуры дефекта и подготовки коррекционно-педагогических методов воздействия.
Результативность развития речемыслительной деятельности глухих детей со сложными нарушениями в развитии раннего возраста в нашем ГОУ способствует положительной динамике развития, в их дальнейшей социальной адаптации к внешним условиям, в возможности обучения в различных детских образовательных учреждениях.
Категория: Дефектологу | Добавил: ZarZar (02 Окт 2012)
Просмотров: 1572 | Теги: возраста, со, детей, глухих, раннего, деятельности, сложными, особенности, речемыслительной, нарушениями | Рейтинг: 1.0/ 6 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Воскресенье
29 Янв 2023
08:53


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz