Среда, 24 Апр 2024, 10:28
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Классные часы [986]
Для начальных классов [8208]
Медицина и Здоровье [9555]
Все о литературе и журналах [0]
Мероприятия [628]
Отрытые уроки [81]
Предметные тесты [27]
Разное [693]
По предмету [2809]
Не в тему (штрафные) [101]
Заботливым родителям [1338]
Студентам [2543]
Завучу и директору [53]
Подготовка школьников [35]
Дефектологу [52]
Социальному педагогу [255]
Библиотекарю [68]
Шпаргалки [266]
Учительские нормы, права, стандарты, приказы, письма, положения [77]
Учительские семинары и конференции [63]
Факультативы и курсы [60]
Образовательные разработки и исследовательские работы [69]
Стихотворения [9058]
Рефераты [16]
Все о вебинарах [815]
Психология [746]
Литература [829]
Сценарии [28]
Проза [815]
Для старших классов [239]
СМИ [795]
Образование в средствах массовой информации
Компьютеры [0]
Программы, Железо и др.
Наука [0]
Поэзия [0]
Рецепты. Кулинария [1]
Советы [2]
Все для праздников! [5]
Весёлые конкурсы [15]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 19
Гостей: 19
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Дефектологу

Роль дидактических игр в обучении и воспитании слабослышащих детей со сложными нарушениями развития
Можно с уверенностью сказать, что для развития слабослышащих дошкольников с комплексными нарушениями развития дидактическая игра еще более важна, чем для любого другого ребенка.
В течение нескольких лет в нашем детском саду проводилась экспериментальная работа по разработке дидактических игр как средства развития коммуникации, активизации познавательной деятельности и слухо-речевого детей с комплексными нарушениями развития.
У слабослышащих детей со сложными нарушениями развития, а среди них больше всего детей с задержкой психического развития, уже после поступления в детский сад, на этапе адаптации, возникают проблемы организации поведения. Одни дети очень импульсивны, расторможены, не могут сосредоточиться на одном виде деятельности, плохо фиксируют внимание на действиях педагога, другие, наоборот, заторможены, пассивны, безучастны к деятельности детей и взрослых. Важно на данном этапе установить хороший контакт между педагогом и ребенком, вызвать у ребенка положительные эмоции, желание общения. Для этого педагог может использовать различные дидактические игры, такие как: «Лови шарик», «Потанцуй с матрешками», «Лови мяч» и другие. Важное значение придавалось нами организации общения между детьми, для этого использовались игры « Хоровод», «Ручеек», «Паровоз», «Нарядим елку вместе», «Мыльные пузыри», нарисуем варежки, «Поездка на автобусе». «В гостях». «Прогулка с малышами. В ходе этих игр дети учились взаимодействовать друг с другом, не обижать другого ребенка, работать парами, проявлять внимание к деятельности других детей.
Недостатки моторного развития у детей часто проявляются в задержке сроков формирования основных движений, в неловкости, неточности, замедленности, напряжении, что обусловлено нарушениями равновесия, координации, патологическим нарушением тонуса мышц. Особенно заметно несовершенство мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации, что проявляется в обучении. Как известно, с развитием мелкой моторики тесно связано речевое развитие. В процессе обучения слабослышащих детей со сложными нарушениями развития важно использовать дидактические игры на развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия: «Мозаики», «Коврик для мамы»(плетение из бумаги), «Кто скорее свернет ленту», «Собери игрушку сам»(здесь могут быть мягкие игрушки-самоделки, такие как цветы с отстегивающимися лепестками, божья коровка со съемными крыльями, лапками, головой и прочие), а также любые другие игры, связанные с действиями пальцев рук.
Некоторые дети с отставанием в умственном развитии испытывают трудности в процессе восприятия. У них замедлен темп формирования целостного образа предмета, например, они, используют множество проб при складывании разрезной картинки. Дети этой группы не умеют обследовать предметы, длительное время прибегают к практическим способам ориентировки в свойствах предметов. Часто у некоторых из них затруднен процесс анализа: они не умеют выделять основные элементы предмета, соотносить их в пространстве, складывать целое из частей. Для того, чтобы преодолеть эти недостатки, нужно как можно больше использовать разрезных картинок с разным количеством частей и конфигурацией разрезов, хорошо зарекомендовали себя «Квадраты Никитина» 1,2 и 3 уровня сложности на составление квадратов из разных геометрических фигур и разного их количества и взаиморасположения.
Таким детям трудно узнавать предметы на ощупь: определять форму и величину, температурные свойства материалов, свойства фактуры материалов. Нами были апробированы различные игры, которые дали хороший результат. Дети успешно справляются с заданиями в играх «Холодно-горячо»( определяют температурные свойства предметов), «Тактильные яблоки»(на ощупь определяют идентичные пары материалов).
У таких детей наблюдаются особенности восприятия цвета, формы, величины. Нами было апробировано множество игр на развитие восприятия. Игры строились по принципу от простого к сложному, так, например, по цвету сначала от детей требовалось отличать цвета и узнавать их, затем классифицировать предметы по цветовому признаку, наконец для некоторых детей оказалось возможным использовать заместители по цвету. Хорошо, если педагог на занятиях будет использовать такие дидактические игры, как: «Шарики» - подбирать по цвету к шарикам ленточки и к ленточкам шарики, как на плоскостном дидактическом материале, так и на объемном, «Цветные картинки» - подбор к предметам заместителей по цвету, «Палочки» - изображать схематически различные предметы с помощью палочек разной величины, ориентируясь на форму предмета и отвлекаясь от других свойств предмета и деталей, «Волшебные рамки и вкладыши» - предусматривающую множество вариантов проведения, направленную на умение выделять форму, зрительно ее соотносить, «Три медведя» - выделять величину предмета, «Комната» - понимать план-схему, ориентироваться в пространстве.
Образная, предметная память у слабослышащих детей с задержкой психического развития может быть развита также, как и у детей с нарушениями слуха без дополнительных нарушений. Они способны запоминать предметные изображения и их местоположение в таблице, узнают знакомые игрушки в ряду с другими, замечают их отсутствие или замену. Мы же особое внимание уделяли развитию словесной памяти таких детей, так как они испытывают значительные трудности в усвоении, запоминании речевого материала. Особенно хороши в дошкольном возрасте такие игры, как: «Подбери слово», в которой дети тренируют внимание и словесную память, подбирая к картинке ее словесное обозначение, совмещая две половинки карточки по ломаной линии, что дает возможность проверки правильности выбора, «Посмотри и запомни», где работа идет только на словесном материале, с использованием табличек и устного проговаривания. Для развития фразовой речи использовали небольшие серии картинок с их обыгрыванием и инсценированием, игру «Телевизор»….
Постоянная работа проводилась по развитию разных форм мышления. Для развития наглядно-действенного мышления использовались такие игры, как «Достань тележку», «Столкни мяч в корзину», « Как достать…. и другие. Для развития наглядно-образного мышления хорошо использовать игру «Разложи картинки в свои конверты», в которой дети группируют картинки по ……… На развитие логического мышления – работа с сериями картин, «Что сначала, что потом», «Логический поезд».
Мы использовали в своей работе адаптированные, модифицированные нами игры, а также специально разработанные игры на развитие воображения у наших детей, например «Дети на прогулке», где детям необходимо додумать, что в руках у детей, так как деталь предмета не дорисована; «Что это такое?», где надо представить по обычному образцу круга или другой геометрической фигуры разного цвета воображаемый предмет; «Волшебные картинки», где к фрагменту незавершенного схематического изображения ребенок должен дорисовать тот предмет, который он сумел вообразить, «На что похоже», где предлагают какой-то нарисованный фрагмент и ребенок должен сказать или показать ,на что это похоже. Использовался и такой прием: смешиваются краски, бумага складывается, слегка соприкасается половинками, возникает определенный красочный рисунок, который либо уже представляется ребенку целиком, либо требует некоторой доработки и дорисовки.
Важное значение придавалось играм по развитию слухового восприятия, направленным на обогащение их представлений о звуках окружающего мира: например, «Шумящие коробочки», в которой помимо слуха развивается также вибрационная чувствительность при определении двух идентичных по звучанию, а следовательно и по наполнителю, коробочек, «Кто так кричит?», в которой надо определять, различать и опознавать на слух голоса животных, «Что звучит?», где нужно слушать и узнавать звуки окружающего мира – течет вода, шумит мотор, стучит рабочий и прочее, «Где звучит?», где надо определять направление звучания.
На основе разработки и апробации дидактических игр по развитию познавательных способностей детей, развитию слухового восприятия и речи был подготовлен сборник «Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха», который первоначально был адресован педагогам и родителям детей со сложными нарушениями развития. В настоящее время он широко используется сурдопедагогами всех групп. Описание каждой игры включает: цели; оборудование; речевой материал, который готовится заранее и предъявляется в устной или письменной форме; ход игры. В некоторых играх дан ее усложненный вариант, который может быть использован в работе с детьми с более высоким уровнем развития.
При необходимости педагоги могут варьировать цели проведения игр, оборудование, ход игры; могут расширять или, наоборот, сокращать объем речевого материала, в зависимости от слухо-речевых возможностей детей выбирать форму предъявления слов и фраз: устно, письменно (на табличках), устно – дактильно. Игры и задания подобраны с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей, состояния их интеллектуального и речевого развития.
Категория: Дефектологу | Добавил: ZarZar (02 Окт 2012)
Просмотров: 1714 | Теги: ДИДАКТИЧЕСКИХ, воспитании, игр, со, детей, обучении, сложными, слабослышащих, роль, нарушениями | Рейтинг: 1.0/ 5 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Среда
24 Апр 2024
10:28


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz