Понедельник, 25 Ноя 2024, 21:47
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Для психологов [736]
Геронтопсихология [10]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51647


Онлайн всего: 17
Гостей: 17
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Психология » Для психологов

Педагогический метод индивидуального изучения детей
Задание 1 - "изготовление аппликации".

Назначение задания: диагностика умений детей анализиро-

вать условия предьявленной в данном случае, практического ха-

рактера: планировать ход ее решения, выбирать адекватные дей-

ствия, критически оценивать полученный результат.

Организация работы. Ученику дают белый лист бумаги с

изображением контура лодочки с парусом и цветные геометричес-

кие фигуры (4 квадрата - 2 см х 2 см., 4 прямоугольных равно-

бедренных треугольника с катетом в 2 см, все одного цвета).

Работа состоит из двух частей: 1 часть - выполнение за-

дания, II часть - оценка учеником выполненого задания и, в

случае необходимости, переделка работы - изготовление новой

апликации.

Инструкция к I части работы: "Перед тобой контур како-

го-то предмета. Как ты думаешь, что это такое ?". Ребенок:

"Лодочка". "Надо эту лодочку раскрасить, но не карандашом, а

с помощью этих (показывает) геометрических фигур. Фигуры надо

уместить внутри лодочки так, чтобы они не выходили за пределы

изображения".

Инструкция ко II части работы: "Посмотри внимательно на

свою лодочку. Нравиться она тебе? Красивая получилась? Все ли

ты сделал правильно?". Если ученик сам незамечает допущенных

ошибок (фигуры не прилегают друг к другу, выходят за очерта-

ние контура), учитель указывает на них. Спрашивает, хочет ли

он сделать новую лодочку, лучше? В случае отрицательного от-

вета педагог не настаивает на этом.

Оценка выполнения аппликации.

При оценке учитывается:

а) способ выполнения ребенком задания (задание выполняет

на основе первоначального обдумывания, планирования раз-

мещения геометрических фигур или без планирования, мето-

дом проб и ошибок);

б) рациональность размещения фигур;

в) критичность в оценке выполненого задания;

г) желание, готовность исправить допущенные ошибки и са-

мостоятельно;

д) темп деятельности при выполнении задания.

1-й уровень - фигуры выполнены правильно и быстро (уче-

ник мгновенно проанализировал задание и начал его выполнение).

2-й уровень - контур заполнен правильно, но ученик рабо-

тал путем проб и ошибок, поэтому затратил больше времени; в

процессе работы сам корректировал.

3-й уровень - только часть контура заполнена правильно,

некоторые фигуры выходят за его очертания; при оценке работы

ошибок не замечает, но когда учитель обращает на них внима-

ние, готов их исправить.

4-й уровень - контур заполнен хаотично, большинство гео-

метрических фигур выходят за его очертания, ошибки не замеча-

ются, желания сделать лучше при указании на них нет.

Задание 2 - продолжение орнамента.

Назначение задания - установить способность ребенка к

анализу и синтезу зрительно-воспринимаемой и индивидуально

предьявленной информации, осознанию закономерностей, к удер-

живнию ученой задачи и ее условий в процессе деятельности,

восприимчивость к помощи.

Организация работы. Для работы заранее на отдельных кар-

точках готовятся варианты орнамента.

Орнамент-образец выполняется цветными фломастерами (на

представленном рисунке цвет конкретной фигуры обозначен бук-

вами). Для удобства в работе карточка, на которой нарисован

орнамент, наклеивается на прямоугольный конверт. В конверт

для каждого нового ученика всиавляется лист, на котором и вы-

полняется задание.Варианты задания предьявляются последова-

тельно - от первого, наиболее сложного, к третьему, смому

простому. Если ребенок справляется с первым варианто, предь-

являть следующие варианты нет необходимости. Второй и третий

варианты задания предьявляются только в тех случаях, когда

ребенок не справляется с предыдущем7 Они уже в своем содержа-

нии имеют последовательно возрастающие элементы помощи ребен-

ку (или делая более яркими, броскими тонкие различия в вели-

чине фигур - второй вариант орнамента, или снимая их вовсе).

Инструкция: " Рассмотри внимательно орнамент и продолжи

его".

Оценка выполнения задания: При оценке учитывается только

правильность воспроизведения заданных в образце последова-

тельных различий между составляющими орнамент фигурами (раз-

личия в величине, форме, цвете фигур).

1-й уровень - правильно выполняется 1 вариант задания.

2-й уровень - правильно выполняется 2-ой вариант задания.

3-й уровень - ребенок смог правильно выполнить лишь тре-

тий вариант задания.

4-й уровень - даже третий вариант задания ребенок пра-

вильно выполнить не смог.
Задание 3 - классификационный анализ сюжетной картинки.

Назначение задания: определить уровень развития аналити-

косинтетических способностей ребенка, его умение анализиро-

вать, обобщать, классифицировать наглядно воспринимаемую ин-

формацию: находить общие и отличительные признаки изображен-

ных предметов, осозновать основания различий, классифициро-

вать эти предметы с опорой на существенные признаки.

Организация работы. В задании используется любая сюжет-

ная картинка. Это может быть городской, сельский пейзаж, осо-

бенности жизнедеятельности людей и проч. Важно, чтобы в кар-

тине было много разнообразных обьектов (например, дома, люди,

животные, техника, растительность и т.д.).

Задание состоит из двух частей: первая - обучающая, вве-

дение в экспериментальную ситуацию, вторая - выполнение зада-

ния. В случае затрудненийй ребенку оказывается помощь.

В первой части - обучающей - ребенок учится выполнять

классификацию известных ему реальных предметов. При этом учи-

тель его подводит к пониманию того, что сходные предметы мож-

но назвать одним обобщающим словом. Выполняются несколько уп-

ражнений с привлечением ряда обобщающих понятий, например,

таких, как "мебель", "учебные вещи", "посуда". К выполнению

второй части задания можно переходить, если педагог убедился,

что ребенок понял, что от негго требуется.

Инструкция ко второй, основной части задания: "Рассмот-

ри картинку внимательно и назови предметы,которые можно обь-

единить в одну группу. Дай общее название этой группе предме-

тов, как мы сейчас делали".

Оценка классификационного анализа:

1-й уровень - дети легко выделяют отдельные предметы,опи-

раясь на их общие, существенные признаки и дают этой группе

обобщенное в понятии название: "растения", "транспорт", "люди",

"домашние животные" и проч.

2-й уровень - дети выделяют предметы в группу правильно,

однако, обобщенное понятие в основном дается по функциональному

признаку:"что носят", "что едят", "что движется", или ребенок

затрудняется дать общее название. На оказываемую помощь легко

откликается.

3-й уровень - разные предметы обьединяются детьми по ситу-

ативному признаку (людей обьединяют с домом - "они здесь живут",

животных обьединяют с растительностью -"они это любят"),направ-

ляющая, обучающая воспринимается с трудом.

4-й уровень - дети при классификации обьединяют разные пред-

меты по несуществуемому признаку (цвету, величине) или называют

отдельные предметы без какой-либо группировки.

Задание 4 - повторение ребенком прохлопанного ритма.

Назначение задания: выявить уровень звуковой дифференци-

ации на несловесном материале, умение устанавливать временные

отношения в заданной группе звуков.

Организация работы: предлагаются последовательно 3 рит-

ма, состоящие из 5 хлопков в любом их сочетании. Ребенок пов-

торяет ритм после каждого прохлопывания экспериментатором.

Инструкция: "Я сейчас прохлопая ритм, а ты его после ме-

ня повтори точно так же".

Оценка повторения ритма:

1-й уровень - повторил точно все три ритма.

2-й уровень - повторил точно два ритма.

3-й уровень - повторил один ритм.

4-й уровень - не повторил ни одного ритма.

Задание 5 - последовательное называние ("чтение") цвет-

ных кружков.

Назначение задания: выявить готовность к обучению, чте-

нию (способность глаза следовать по упорядочному ряду знаков

и умение ребенка без ошибок этот ряд называть).

организация работы. Для работы готовится карточка. На

одной стороне ее нарисовано 4 строки цветных кружков по 10

кружков в аждой строке.

На другой стороне карточки одна строка цветных кружков

(образец): к р з з к о р ж с г.

Задание состоит из двух частей: 1 - обучающая, 2- основ-

ное задание.

Инструкция. Вначале: разбирается образец:"Посмотри,

здесь нарисованы цветные кружки. Назови их подряд по цвету:

красный, зеленый, зеленый, коричневый. Называй сам дальше".

Ребенок: "Желтый кружок". Учитель: "Нет, ты называй только

цвет. Слово "кружок" говорить не надо". После того как усвоен

способ называния кружков и выяснено, что ребенок знает назва-

ния предлагаемых ему цветов, можно переходить к выполнению

основного задания: "Теперь так же назови все цветные кружки,

нарисованные на этом листочке. Называй их подряд по строч-

кам". Учитель рукой показывает направление "чтения" - слева

направо, от первой строки к четвертой.

Оценка правильности "чтения" цветных кружочков:

1-й уровень - "прочитано" без ошибок;

2-й уровень - "прочитано" с одной ошибкой;

3 - 4 уровни - допущено более одной ошибки.

3 и 4 уровни выполнения задания свидетельствуют о воз-

можных потенциальных трудностях ребенка при овладении навыком

чтения.

Задание 6 - упорядочнение.

Назначение задания: выявить уровень начальных математи-

ческих представлений детей: о счете предметов и соотношении

между числами, сформированность представления об упорядочности.

Организация работы. Заранее готовятся карточные круги

диаметром 5 см с точками.

Круги расположены перед ребенком в беспорядке.

Инструкция: "Внимательно рассмотри эти круги. В одних

кругах точек мало, в других много. Сейчас круги располложены

в беспорядке. Подумай и расположи эти круги в ряд по порядку.

Когда будешь искать тот или иной порядок, не забывай, что на

кругах есть точки".

Оценка задания на упорядочение.

1-й уровень - задание выполнено полностью,верно,порядок

определен правильно.

2-й уровень - в выстроенной последовательности кругов до-

пущены 1-2 ошибки.
3-й уровень - в расположении кругов допущены 3-4 ошибки.

4-й уровень - допущено более 5 ошибок.

Задание 7 - выявление сформированности начальных геомет-

рических представлений, представлений о составе числа.

Организация работы. Выставляется 7 любых предметов или

их изображений так, чтобы их было хорошо видно (предметы мо-

гут быть как одинаковыми, так и разные). Для выполнения зада-

ния детям необходим лист бумаги и карандаш. Задание состоит

из нескольких частей. Они предлагаются последовательно.

Инструкция:

а) "Нарисуйте на листках столько же кружков, сколько на

доске предметов;

б) нарисуйте квадратов на один больше, чем кругов;

в) нарисуйте треугольников на два меньше, чем кругов;

г) закрасьте пятый круг.

Оценка уровня первоначальных математических представле-

ний (оценивается качество выполнения всех подзаданий в

совокупности):

1-й уровень - задание выполнено полностью верно.

2-й уровень - допущены 1-2 ошибки.

3-й уровень - допущены 3-4 ошибки.

4-й уровень - при выполнении задания допущено более пяти

ошибок.

В случаях, когда ребенок во время индивидуального собе-

седования и выполнения предложенных заданий показывает очень

низкие результаты, возникает необходимость получения дополни-

тельной информации о его готовности к школе, обучаемости, его

потенциальных учебных возможностях.

Целесообразно провести для этого еще встречу с ребенком

в другое время, чтобы снять возможные сомнения в том, что

низкие результаты оказались случайностью, были обусловлены

плохим самочувствием, настроением ребенка.

Для дополнительного изучения ребенка рекомендуется ис-

пользовать еще одно задание - задание 8.

Задание 8 - описание картинки с нелепыми ситауциями -

"нелепицы".Задания такого рода часто печатаются в детски жур-

налах.

Назначение задания - выявление детей с выраженными нару-

шениями позновательной деятельности.

Организация работы - для работы заранее готовится кар-

тинка.

Инструкция. Ученику предлагается внимательно рассмотреть

картинку. Через 30 сек. педагог спрашивает "Рассмотрел?". Ес-

ли ответ отрицательный или неопределенный, дает еще время.

Если утвердительный, предлагает рассказать, что нарисовано на

картинке. В случае затруднения ребенку оказывается помощь:

1) стимулирующая. Педагог помогает ученику начать отве-

чать, преодолеть возможную неуверенность. Он подбадривает ре-

бенка, показывает свое положительное отношение к его высказы-

ваниям, задает побуждающие к ответу вопросы:" Понравилась те-

бе картинка?", "Что понравилось?", "Хорошо, молодец, правиль-

но думаешь";

2) направляющая. Если побуждающих вопросов оказывается

недостаточно,чтобы вызвать активность ребенка, задаются пря-

мые вопросы: "Смешная картинка?", "Что в ней смешного?";

3) обучающая. Вместе с ребенком рассматривается какой-то

фрагмент картинки и выявляется его нелепость: "Посмотри, что

здесь нарисовано", "А такое может быть в жизни?", "Тебе не

кажется, что здесь что-то перепутано?", "А еще здесь есть

что-нибудь необычное?".

Оценка выполнения задания.

При оценке учитываются:

а) включение ребенка в работу, сосредоточенность, отно-

шение к ней, самостоятельность;

б) понимание и оценка ситуации в целом;

в) планомерность описания кртинки;

г) характер словесных высказываний.

1-й уровень - ребенок сразу включается в работу. Пра-

вильно и обобщенно оценивает ситуацию в целом: "Тут все пере-

путано", "Путаница какая-то". Доказывает сделаное обобщение в

определенном порядке (сверху вниз или слева напрово). В рабо-

те сосредоточе, самостоятлен. Высказывания емки и содержа-

тельны.

2-й уровень - ситуация оценивается правильно, но уровень

организованности, самостоятельности в работе недостаточен. В

ходе выполнения задания нуждается в стимулирующей помощи. При

описании картинки фрагменты вычленяются хаотично, случайно.

Описывается то, на что упал глаз. Ребенок часто затрудняется

в поисках нужных слов.

3-й уровень - оценить правильно и обобщенно ситуацию ре-

бенок сам не может. Его взгляд долго блуждает по картинке.

Чтобы ученик начал отвечать,требуется направляющее участие

педагога. Усвоенный с его помощью способ анализа применяется

при описании, оценке других фрагментов, но работа идет вяло.

Активность ребенка приходится все время стимулировать, слова

вытягивать.

4-й уровень - дать правильную оценку ситуации ребенок не

может. Стимуляцию, направляющую помощь "не берет". Образец

анализа, данный педагогом, не усваивает, не может перенести

его в новую ситуацию, применить при анализе других фрагментов.

Дети, которые, на низком уровне выполнив задания 1 - 7

(средний балл 3, 14), показали 3-4-й уровень и при выполнении

задания 8, должны насторожить педагога.
Категория: Для психологов | Добавил: vadik11092 (04 Мар 2012)
Просмотров: 625 | Теги: индивидуального, изучения, метод, детей, Педагогический | Рейтинг: 1.0/ 7 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Понедельник
25 Ноя 2024
21:47


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz