Школа – это учебное заведение. А чему она учит? Кем создана и кем развивается базовая учебная программа в школах? Почему люди, создавшие эту программу, сами считают, что кого-то и чему-то могут научить? Кто они и чего эти люди добились в жизни сами?..
Сотни вопросов относительно школы, которые почему-то практически никто себе не задает. Просто считается, что все дети поголовно должны идти в детский сад, после в школу, после в специальные и высшие учебные заведения. Это такая закостенелая общественная традиция, размышлять над разумностью которой даже мысли ни у кого не возникнет. Этим эта тема и интересна, так что попытаемся проанализировать ситуацию.
Что является результатом учебной программы? Что является результатом учебы в школе? Ответ на этот вопрос не сложно дать, взглянув на эталон школьных учеников – золотых медалистов. Золотым медалистом становится тот, кто в точности выполняет все, что говорит учитель.
Первый необходимый навык в школе – это покладистость. Для получения отличной оценки нужно выполнить задание учителя не «правильно», а в точности так, как просит учитель. «Правильным» в школе является именно то, что задает и как интерпретирует задание учитель. Верна ли интерпретация учителя или нет, абсолютно никакого значения не имеет.
Второй навык, который следует иметь – это возможность запоминать большое количество информации и выдавать ее по первому требованию на экзамене. Малое количество школьных предметов требуют по-настоящему понимать информацию, перерабатывать ее и уметь использовать. В основном же, экзамены в школах, а также тестирование ЕГЭ, проверяют наличие количества знаний, а не умения эти знания использовать.
Получается, что результатом учебы в школе должен стать ученик, умеющий ограничивать свою волю, проявлять неограниченную покладистость перед учителями и способный запоминать массу информации. На анализ полезности этой информации и ее качества времени не уделяется, так как считается, что пригодиться может все, а все, что изложено в школьной программе, обязательно для изучения. Таков портрет идеального выпускника школы.
Для кого школа готовит таких людей? Какая же цель школы? Общепринятая версия – это подготовка молодежи к жизни. А что необходимо в жизни? Можно навскидку перечислить, что действительно необходимо:
– умение зарабатывать и руководить денежными средствами;
– умение выстраивать отношения с людьми;
– отдельно уметь выстраивать отношения с противоположным полом;
– умение вести публичные выступления;
– знание принципов правильного питания и истинной цены дурманящего зелья здорового образа жизни;
– умение искать нужную информацию;
– умение водить автомобиль;
– умение использовать компьютерную технику;
– и прочие мелочи.
Сколько же времени уделяется в школе развитию этих навыков?
В этом списке должны быть еще пункты, связанные с родом деятельности человека, но удивительно то, что человек обладает такой интересной функцией, как самообучаемость. Всем необходимым специальным умениям и знаниям человек часто обучается, непосредственно столкнувшись с новой для себя деятельностью. Даже специальные и высшие учебные заведения практически не вносят свою лепту в этот процесс.
Есть ли у школы другие цели? Есть. Без существования школы непонятно чем будет заниматься молодежь, пока их родители будут находиться на работе. Учителя в школах в большей степени исполняют роль нянь и сиделок. Школа – это место присмотра за детьми. Школа исполняет роль воспитателя, роль смотрителя. Кто-нибудь осмысливал такую роль школы?
Вот только удивительным остается тот факт, что родители отдают своих детей на воспитание совершенно незнакомым людям. Когда мне однажды довелось заняться поиском няни, то я обратился в несколько специализированных авторитетных агентств и провел собеседования с более чем пятнадцатью претендентами. Без таких действий сложно было найти человека порядочного и доброго.
Так почему же в случае со школой родители доверяют своего ребенка чужому человеку, положившись лишь на его диплом о педагогическом образовании? Говорит ли такой диплом о том, что его обладатель – человек хороший, с чистыми и добрыми мыслями?
Газеты часто публикуют рейтинги зарплат. Как вы думаете, какое место в этих рейтингах занимают учителя? Хоть и нехотя, но можно прийти к выводу, что в школах молодежь воспитывают люди, принадлежащие к не очень-то высокому социальному уровню общества. Какое же мировоззрение формируют такие люди у детей? Какое отношение к жизни они передают своим воспитанникам?