Многие сегодня сталкиваются с ситуацией, когда ребёнок, настроенный изначально на учёбу, радостно спешащий в первые дни занятий в школу, вдруг резко меняет к ней отношение.
Таких «кризисов» может быть как один, так и несколько. Очень плохо, когда нежелание идти в школу формируется сразу, с первого класса, когда у ребёнка ещё не сформированы стереотипы относительно школьных реалий.
Также подобные вещи случаются при переходе со ступени на ступень – из начальной в среднюю школу, в старшие классы. Бывает и по приходу новых учителей подобное изменение отношения. Сразу встаёт вопрос – что делать родителям? Тут наблюдается дилемма – с одной стороны, если полностью встать на сторону ребёнка, можно создать у него пренебрежительное отношение ко всему, что касается школьных занятий. А если не обращать внимания, надеясь, что само «устаканится», есть шанс заполучить ребёнка-невротика, неуверенного в себе, «затурканного» или не желающего учиться уже из чувства протеста.
Крайности, как всегда, вредны. Главное в такой ситуации – желание родителей разобраться, не искать виноватых и предпринять все усилия по изменению негативного отношения к ребёнку в школе.
Во-первых, беседуем с ребёнком. Открыто, честно, с примерами из своего детства или детства знакомых, книжных персонажей, у которых тоже возникали проблемы в школе. Подобная «диагностика» очень важна. Ребёнок надеется на вас, как на спасение, всегда. Не обманите его ожиданий.
Второй этап – общение с педагогами и одноклассниками ребёнка. Очень важно, чтобы оно также не строилось в угрожающих тонах, вы должны показать озабоченность проблемой, но выступать в роли «грозного судии» – Боже вас избавь! Иначе проблема только усугубится.
Особенно не стоит «бить горшки» с первой учительницей или классным руководителем, от которых зависит моральный климат в классе. Моя подруга после пары таких «разборок» получила в ответ задёрганную дочь, постоянно третируемую одноклассниками и учителями.
«Разборки» можно устраивать, если вы уже не ждёте ничего хорошего от вашей школы и твёрдо решили перевести ребёнка в другую. Однако, будучи педагогом в третьем поколении, могу вам откровенно сказать: в большинстве случаев, как бы вам не казалось со стороны или со слов вашего дитяти, учитель не монстр и ничего плохого детям не желает. Да, попадаются неадекватные экземпляры, нет правил без исключений, но чаще всего учитель – просто слаб как личность, чтобы справиться с толпой растерянных, порой не умеющих ширинку застегнуть первоклашек или с гормональными взрывами подростков. Помогите ему. И не надо песен, что это его работа и т.д.
Представьте себе, что учитель – это тот же сотрудник ГАИ. С одной стороны, они, такие-сякие, ограничивают нашу свободу, требуя выполнения порой дурацких правил, а с другой? На Украине как-то отменили ГАИ на месяц… Похоронили за этот период многих…
В школе, может, последствия не так очевидны, но всё же. Если ваш ребенок не желает подчиняться правилам школьного распорядка, ничего хорошего это ему не принесёт. Правда, я считаю, что главное отличие забитого «автоматика» от здорового, нормального ребёнка в том, что нормальный ребёнок подчиняется правилам не под нажимом исключительно, а потому, что знает, какую пользу ему лично и всему обществу в лице его семьи и класса принесёт его правильное поведение. Это можно объяснить даже первоклашке.
Говорите с ребёнком непрестанно, о всех мелочах, о трудных и приятных вопросах школьной жизни, объясняйте непонятное не с позиции обвинителя или критика, а пытаясь честно разобраться, насколько это важно для ребёнка или тех, кто его обучает.
Хочу порекомендовать вам почаще посещать школу. Учителя, привыкнув к общей апатии родителей по отношению к школьным делам чад (ну, разве кроме тех, которые оцениваются в дневнике), очень рады простому человеческому вниманию, особенно в те дни, когда это не ожидается. Ну, не первого сентября или в День учителя, или восьмого марта.
Ваше желание чем-либо, пусть по-мелочи, помочь – написать плакат, поучаствовать в подготовке утренника, прибить гвоздь или помыть окна – важный элемент в формировании отношения вашего ребёнка к школе. А также отношения школы к вашему ребёнку. И нечего выступать на тему – я очень занята (занят) и вообще не обязана. Конечно, не обязаны, никто никому не обязан, но… Просто это разумный компромисс, причём участие в делах родительского комитета может стать весьма приятным. Знаю много классов, где родители очень дружны и с удовольствием ездят совместно на природу, отмечают праздники, организуют соревнования и участвуют в конкурсах. Поверьте, это действительно здорово как для вас, так и для ребёнка, который сможет услышать слова одобрения и уважения в ваш адрес от своих одноклассников и учителей.
В случае, если конфликт всё же имеет место, сначала стоит побеседовать с ребёнком, дабы прояснить его позицию. Ещё раз не рекомендую с места в карьер с шашкой наголо рваться на восстановление «справедливости». Прежде всего, следует дать шанс самому ребёнку разобраться с конфликтом.
Во-первых, объясните ему, где он поступил неправильно в данной ситуации, чаще всего какой-то «прокол» и с его стороны имел место быть. Если всё же позиция ребёнка абсолютно правильна на ваш взгляд, то рекомендую всё же посоветовать ему подумать и здраво оценить, почему же учительница «наорала» или поставила двойку.
Для первоклашки, да и для детей постарше (а иногда и для родителей), учитель воспринимается зачастую как существо высшего порядка либо эдакий автомат для выдачи знаний. Как-то не учитываются возможность наличия больных зубов или печени, проблем с домашними или конфликта с завучем… Я с первых дней учёбы объясняла своим детям, что учитель – тоже живой человек, и если вы жалеете маму, папу, бабушку с дедушкой, когда они нервничают, когда им плохо, то и даже «злой» учительнице будет приятно понимание и сочувствие. Не притворное льстивое понимание, а нормальное живое, человеческое.
Такая позиция часто помогает выйти ребёнку из конфликта своими силами, не прибегая к вашему вмешательству. И это наилучший вариант, он даёт ему возможность поверить в свои силы, а вас избавляет от многих хлопот в будущем. Хотя, конечно, это не панацея, просто хорошее лекарство. Если не помогло, что тоже может быть – наши дети, зачастую, не ангелы, и учителя тоже, – пора вам вмешаться самим.
Во-вторых, поговорите с другой стороной конфликта, проясните позиции, дайте возможность высказаться учителю, посочувствуйте ему – ему тоже несладко: жить в состоянии конфликта мало кому нравится, кроме, возможно, самых патологических личностей. Посочувствовав, постарайтесь прояснить позицию ребёнка, его мотивы противостояния, расскажите учителю, что ребёнок тоже не рад ситуации, что в общих интересах разрешить конфликт, прийти к компромиссу. Тем более, что вы, конечно, всемерно готовы помогать такому разрешению проблемы. Выработайте совместный «план действий», на этом этапе можно привлечь к разговору уже и ребёнка. Предварительный «разбор полётов» лучше проводить без его участия, так как в процессе достижения консенсуса могут случиться и шумные дебаты, а ребёнку совершенно незачем наблюдать подобные сцены.
Ну, конечно, возможен вариант, когда у ребёнка и учителя просто взаимная неприязнь иррационального характера, либо действительно патологическая личность педагога. Тогда плохо. Единственный вариант – переводить в другой класс или школу. Тут уже терапевтические методы «не катят». Остаётся только сожалеть о подобном случае, но оставлять ребёнка, особенно малыша-первоклашку под «давлением» такого свойства просто безнравственно со стороны родителей. Пусть другая школа дальше, пусть вам придётся ездить, но ребёнок будет радостно спешить на занятия и не торопиться домой – это лучший показатель, что в школе ему комфортно и процесс «прогрызания гранита науки» – не болезненный и неприятный, а азартный и увлекательный. Чего, собственно, и требовалось.