Суббота, 23 Ноя 2024, 05:53
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Для психологов [736]
Геронтопсихология [10]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51646


Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Психология » Для психологов

Резкое изменение отношения к школе
Многие сегодня сталкиваются с ситуацией, когда ребёнок, настроенный изначально на учёбу, радостно спешащий в первые дни занятий в школу, вдруг резко меняет к ней отношение.

Таких «кризисов» может быть как один, так и несколько. Очень плохо, когда нежелание идти в школу формируется сразу, с первого класса, когда у ребёнка ещё не сформированы стереотипы относительно школьных реалий.

Также подобные вещи случаются при переходе со ступени на ступень – из начальной в среднюю школу, в старшие классы. Бывает и по приходу новых учителей подобное изменение отношения. Сразу встаёт вопрос – что делать родителям? Тут наблюдается дилемма – с одной стороны, если полностью встать на сторону ребёнка, можно создать у него пренебрежительное отношение ко всему, что касается школьных занятий. А если не обращать внимания, надеясь, что само «устаканится», есть шанс заполучить ребёнка-невротика, неуверенного в себе, «затурканного» или не желающего учиться уже из чувства протеста.

Крайности, как всегда, вредны. Главное в такой ситуации – желание родителей разобраться, не искать виноватых и предпринять все усилия по изменению негативного отношения к ребёнку в школе.

Во-первых, беседуем с ребёнком. Открыто, честно, с примерами из своего детства или детства знакомых, книжных персонажей, у которых тоже возникали проблемы в школе. Подобная «диагностика» очень важна. Ребёнок надеется на вас, как на спасение, всегда. Не обманите его ожиданий.

Второй этап – общение с педагогами и одноклассниками ребёнка. Очень важно, чтобы оно также не строилось в угрожающих тонах, вы должны показать озабоченность проблемой, но выступать в роли «грозного судии» – Боже вас избавь! Иначе проблема только усугубится.

Особенно не стоит «бить горшки» с первой учительницей или классным руководителем, от которых зависит моральный климат в классе. Моя подруга после пары таких «разборок» получила в ответ задёрганную дочь, постоянно третируемую одноклассниками и учителями.

«Разборки» можно устраивать, если вы уже не ждёте ничего хорошего от вашей школы и твёрдо решили перевести ребёнка в другую. Однако, будучи педагогом в третьем поколении, могу вам откровенно сказать: в большинстве случаев, как бы вам не казалось со стороны или со слов вашего дитяти, учитель не монстр и ничего плохого детям не желает. Да, попадаются неадекватные экземпляры, нет правил без исключений, но чаще всего учитель – просто слаб как личность, чтобы справиться с толпой растерянных, порой не умеющих ширинку застегнуть первоклашек или с гормональными взрывами подростков. Помогите ему. И не надо песен, что это его работа и т.д.

Представьте себе, что учитель – это тот же сотрудник ГАИ. С одной стороны, они, такие-сякие, ограничивают нашу свободу, требуя выполнения порой дурацких правил, а с другой? На Украине как-то отменили ГАИ на месяц… Похоронили за этот период многих…

В школе, может, последствия не так очевидны, но всё же. Если ваш ребенок не желает подчиняться правилам школьного распорядка, ничего хорошего это ему не принесёт. Правда, я считаю, что главное отличие забитого «автоматика» от здорового, нормального ребёнка в том, что нормальный ребёнок подчиняется правилам не под нажимом исключительно, а потому, что знает, какую пользу ему лично и всему обществу в лице его семьи и класса принесёт его правильное поведение. Это можно объяснить даже первоклашке.

Говорите с ребёнком непрестанно, о всех мелочах, о трудных и приятных вопросах школьной жизни, объясняйте непонятное не с позиции обвинителя или критика, а пытаясь честно разобраться, насколько это важно для ребёнка или тех, кто его обучает.

Хочу порекомендовать вам почаще посещать школу. Учителя, привыкнув к общей апатии родителей по отношению к школьным делам чад (ну, разве кроме тех, которые оцениваются в дневнике), очень рады простому человеческому вниманию, особенно в те дни, когда это не ожидается. Ну, не первого сентября или в День учителя, или восьмого марта.

Ваше желание чем-либо, пусть по-мелочи, помочь – написать плакат, поучаствовать в подготовке утренника, прибить гвоздь или помыть окна – важный элемент в формировании отношения вашего ребёнка к школе. А также отношения школы к вашему ребёнку. И нечего выступать на тему – я очень занята (занят) и вообще не обязана. Конечно, не обязаны, никто никому не обязан, но… Просто это разумный компромисс, причём участие в делах родительского комитета может стать весьма приятным. Знаю много классов, где родители очень дружны и с удовольствием ездят совместно на природу, отмечают праздники, организуют соревнования и участвуют в конкурсах. Поверьте, это действительно здорово как для вас, так и для ребёнка, который сможет услышать слова одобрения и уважения в ваш адрес от своих одноклассников и учителей.

В случае, если конфликт всё же имеет место, сначала стоит побеседовать с ребёнком, дабы прояснить его позицию. Ещё раз не рекомендую с места в карьер с шашкой наголо рваться на восстановление «справедливости». Прежде всего, следует дать шанс самому ребёнку разобраться с конфликтом.

Во-первых, объясните ему, где он поступил неправильно в данной ситуации, чаще всего какой-то «прокол» и с его стороны имел место быть. Если всё же позиция ребёнка абсолютно правильна на ваш взгляд, то рекомендую всё же посоветовать ему подумать и здраво оценить, почему же учительница «наорала» или поставила двойку.

Для первоклашки, да и для детей постарше (а иногда и для родителей), учитель воспринимается зачастую как существо высшего порядка либо эдакий автомат для выдачи знаний. Как-то не учитываются возможность наличия больных зубов или печени, проблем с домашними или конфликта с завучем… Я с первых дней учёбы объясняла своим детям, что учитель – тоже живой человек, и если вы жалеете маму, папу, бабушку с дедушкой, когда они нервничают, когда им плохо, то и даже «злой» учительнице будет приятно понимание и сочувствие. Не притворное льстивое понимание, а нормальное живое, человеческое.

Такая позиция часто помогает выйти ребёнку из конфликта своими силами, не прибегая к вашему вмешательству. И это наилучший вариант, он даёт ему возможность поверить в свои силы, а вас избавляет от многих хлопот в будущем. Хотя, конечно, это не панацея, просто хорошее лекарство. Если не помогло, что тоже может быть – наши дети, зачастую, не ангелы, и учителя тоже, – пора вам вмешаться самим.

Во-вторых, поговорите с другой стороной конфликта, проясните позиции, дайте возможность высказаться учителю, посочувствуйте ему – ему тоже несладко: жить в состоянии конфликта мало кому нравится, кроме, возможно, самых патологических личностей. Посочувствовав, постарайтесь прояснить позицию ребёнка, его мотивы противостояния, расскажите учителю, что ребёнок тоже не рад ситуации, что в общих интересах разрешить конфликт, прийти к компромиссу. Тем более, что вы, конечно, всемерно готовы помогать такому разрешению проблемы. Выработайте совместный «план действий», на этом этапе можно привлечь к разговору уже и ребёнка. Предварительный «разбор полётов» лучше проводить без его участия, так как в процессе достижения консенсуса могут случиться и шумные дебаты, а ребёнку совершенно незачем наблюдать подобные сцены.

Ну, конечно, возможен вариант, когда у ребёнка и учителя просто взаимная неприязнь иррационального характера, либо действительно патологическая личность педагога. Тогда плохо. Единственный вариант – переводить в другой класс или школу. Тут уже терапевтические методы «не катят». Остаётся только сожалеть о подобном случае, но оставлять ребёнка, особенно малыша-первоклашку под «давлением» такого свойства просто безнравственно со стороны родителей. Пусть другая школа дальше, пусть вам придётся ездить, но ребёнок будет радостно спешить на занятия и не торопиться домой – это лучший показатель, что в школе ему комфортно и процесс «прогрызания гранита науки» – не болезненный и неприятный, а азартный и увлекательный. Чего, собственно, и требовалось.
Категория: Для психологов | Добавил: stepsize (05 Фев 2012)
Просмотров: 868 | Теги: родители, школьные проблемы, ребенок, взаимоотношения, Школа, школьник, учителя | Рейтинг: 1.0/ 8 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Суббота
23 Ноя 2024
05:53


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz