Как принято считать, воспитание в семье и специализированных учреждениях вносят приблизительно равный вклад в формирование личности ребенка. Во всяком случае, серьезные недочеты в одном из этих направлений едва ли могут быть в полной мере компенсированы даже самыми выдающимися успехами другого. Однако при всей важности первого опыта социализации в детском саду, школьного обучения, занятий в центрах творческого и спортивного развития базисом может стать исключительно семейное воспитание. И именно от того, насколько надежна эта основа, во многом зависят достижения ребенка вне семьи.
Домашнее воспитание и обучение может быть построено по-разному. Некоторые считают, что в этом родителям непременно должна помогать гувернантка, репетитор. Другие полагаются на собственные возможности. Сторонников воспитания ребенка дошкольного возраста на дому легко понять. Малыш растет в естественной обстановке, окруженный вниманием и заботой, за которые не нужно конкурировать с другими детьми. Большое значение имеет и то, насколько качественным будет уход за ним. Для маленького ребенка не существует мелочей, важно все: не голоден ли он, вымыл ли руки, вовремя ли сменил одежду и так далее.
Еще одним аргументом в пользу домашнего воспитания можно считать формирование круга общения на собственное усмотрение. В школе родители уже не смогут контролировать контакты ребенка. А вот до того, как он поступит в первый класс, еще можно оградить малыша от нежелательного влияния. Ребенок вполне может сам выбирать, с кем ему играть на детской площадке. При этом он не будет вынужден проводить значительную часть времени в коллективе, сформированном случайным образом.