Актуальность и важность проблемы воспитания толерантности учащихся
В обществе продолжает нарастать социальная напряженность, не прекращаются межэтнические и межконфессиональные конфликты. Все этой является прямой внутренней угрозой безопасности страны. Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все больше распространяется в детской, особенно подростковой среде. Взаимная нетерпимость, агрессия и эгоизм через средства массовой информации и социальное окружение детей проникают и в школу. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, в том числе принятия чужой культуры и уважения прав других, непохожих на тебя, людей. В настоящее время молодое поколение воспитывается, в основном, жизненными реалиями. Наблюдается ниспровержение всеобщих ценностей, заложенных в основе мировых религий и культуры. Воспитание на основе вечных, истинных ценностей – не только и не столько педагогическая проблема, это проблема развития всего общества. Однако базовые ценности личности закладываются именно в детстве и отрочестве в процессе воспитания и образования. Толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает все возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность – это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства. Толерантность – это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурно плюрализма), демократии и правопорядка. Толерантность – это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека. Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другим. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного не могут быть навязаны другим. В настоящее время педагогическая практика, решая задачи воспитания толерантной личности, испытывает следующие затруднения: дефицит дидактических разработок с включением базовых ценностей толерантности в образовательные программы; недостаточное внимание к возможности использования уникальных возможностей предметов художественно-эстетического цикла (ИЗО, МКХ, музыка) для воспитания толерантности в поликультурном обществе; дефицит методических разработок и опыта в повседневной практике урочной и внеурочной деятельности по налаживанию межличностного толерантного взаимодействия учащихся в разновозрастных группах; отсутствие, зачастую, системности в урочной и внеурочной деятельности учащихся в контексте толерантности воспитания личности; дефицит методической базы для измерения комфортности образовательной среды для последующего мониторинга; недостаток опыта проектирования и моделирования толерантной среды посредством оптимизации комплексов педагогических средств урочной и внеурочной деятельности для воспитания толерантности в условиях национально, социально и интеллектуально неоднородной средней общеобразовательной школы. Существует понятие «толерантный учитель». Какой он? 1. Осознает, что его воспринимают как образец для подражания. 2. Осваивает и использует соответствующие навыки для развития диалога и мирного разрешения конфликтов. 3. Поощряет творческие подходы к решению проблем; 4. Обеспечивает условия для совместной конструктивной активности участников образовательного процесса, условия для личностных достижений, не обостряет агрессивное поведение или обостренное соперничество; 5. Содействует вовлечению учащихся и родителей в принятие решений и разработку программ совместной деятельности; 6. При осуществлении учебных программ использует возможности всего сообщества; 7. Учит мыслить критически и умеет ценить позиции других, при этом четко формулирует собственную позицию в отношении спорных вопросов; 8. Ценит культурное разнообразие и создает условия для признания культурных различий и их проявлений в жизни. Толерантный класс – это: умение слушать и слышать; стремление разобраться, расспрашивание, совет, предложение, похвала, согласие, подбадривание, благожелательность, утешение, уважение, эмпатия, поддержка. Инотолерантный класс – это: перебивание, неумение слушать, игнорировать, отстранение, обзывание, обвинение, упреки, осуждение, критика, морализирование, проповедь, угрозы, предостережение, предупреждение, приказ, указание. Воспитание толерантности можно вести посредством реализации индивидуальных проектов учителя. Например, кукольные постановки для детей, выставки, музыка фильмы, дающее знания о других культурах, религиях и образе жизни, изучение документов типа Декларации Принципов Толерантности.