Материалы читательской конференции учащихся 5 классов
МАТЕРИАЛЫ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ учащихся 5-х классов
Из опыта работы с учебником литературы под редакцией А.Г.Кутузова. Учебник литературы под редакцией А.Г.Кутузова - прекрасное средство для формирования читателей, способных к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества, подготовленных к самостоятельному общению с искусством слова. Уже в курсе литературы 5 класса учащиеся знакомятся с такими жанрами рассказа, как быль, сказание, святочный, юмористический, игровой (шуточный), знакомятся с повестью, осваивают секреты литературного творчества, пробуя сочинять рассказы, сказки, стихи, учатся писать сценарии, отзывы на самостоятельно прочитанные рассказы и повести. Авторы учебника рекомендуют заканчивать учебный год, подводя итоги освоенного из читательской конференции. Предлагаем один из вариантов ее проведения. Учитель литературы и русского языка МОУ гимназия №93 Попкова Т.И. ПРОГРАММА ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
Звучит музыка ("Мягкий блюз").
Слово учителя о литературе и роли книги в жизни человека.
Выступление библиотекаря о пятиклассниках - читателях школьной библиотеки.
Представление присутствующих родителей.
Чтение учащимися своих отзывов на самостоятельно прочитанные рассказы.
Г.Х.Андерсен. Девочка с серными спичками. А.Грин. Гнев отца. А.П.Чехов. Смерть чиновника. А.И.Куприн. Белый пудель. Литературная викторина "Внимательный читатель".
(Проводит ученик).
Продолжение чтения отзывов на рассказы.
В.Ю.Драгунский. Человек с голубым лицом. В.П.Астафьев. Васюткино озеро. К.Г.Паустовский. Заячьи лапы. А.П.Чехов. Толстый и тонкий. О.Генри. Джимми Хейз и Мьюриэл. Звучит музыка ("Разноцветные мечты").
Литературная викторина "Мир вещей"
(Проводит ученик).
Чтение учащимися отзывов на самостоятельно прочитанные повести.
П.Трэверс "Мэри Поппинс". Д-Р.Р.Толкиен "Хоббит, или Туда и Обратно". А.Линдгрен "Малыш и Карлсон". Викторина "Портрет литературного героя".
(Проводит ученик).
Звучит музыка ("Жаворонок").
Проба пера. Чтение авторских детских стихотворений.
Звучит музыка ("Потерянный вальс").
Викторина по теории литературы.
(Проводит ученик).
Парад литературных герое (по произведениям, изученным в курсе литературы для 5 класса).
Выступления родителей "Моя любимая книга детства".
ВИКТОРИНА "Мир вещей".
Перед вами мир вещей. Для кого-то это просто предметы, но для настоящего читателя любой из этих предметов может напомнить о прочитанном в пятом классе произведении:
елка (Ф.Достоевский "Мальчик у Христа на елке"), лошадь (А.Чехов "Лошадиная фамилия", "Пересолил"), индеец (О.Генри "Вождь краснокожих"), кот (К.Паустовский "Кот-ворюги"), шар (В.Драгунский "Девочка на шаре"), кролик (Л.Кэрролл "Приключения Алисы в Стране чудес"), метелка (Т.Габбе "Город мастеров, или Сказка о двух горбунах"). ВИКТОРИНА "Внимательный читатель".
- Все помните сказку "Конек-горбунок"? Если помните, ответьте на мой вопрос:
1.Как выглядел воришка, который в поле шевелил пшеницу?
ОТВЕТ:
Кобылица та была Вся, как зимний снег, бела, Грива в землю, золотая, В мелки кольца завитая… 2.Сколько весил сундучок с кольцом для царевны?
ОТВЕТ:
Рад бы с радостью поднять; Да ведь силы не занять! Сундучишко больно плотен, Чай, чертей в него пять сотен… - Помните сказку Андерсена "Соловей"? Кто внимательно читал сказку, тот ответит на вопросы:
3.Сколько томов книг написал капельмейстер об искусственном соловье?
ОТВЕТ: 25 томов
4.Что услышали придворные в первый раз, когда бедная девочка вела их к соловью?
ОТВЕТ: Мычание коровы.
- Не забыли рассказ О.Генри "Вождь краснокожих"? Рез не забыли, отвечайте.
5.Сколько миль проскакал Билл, играя в разведчиков?
ОТВЕТ: 90 миль
6.Какое прозвище было у Билла Дрискола, когда мальчишка играл в индейцев, и какую казнь придумал хулиган для Билла?
ОТВЕТ: Старый охотник Хенк. Мальчишка хотел снять скальп с бедного Билла утром.
ВИКТОРИНА по теории литературы.
1.Что такое фольклор?
ОТВЕТ: произведение устного народного творчества.
2.Последовательность событий, происходящих в произведении, - это?...
ОТВЕТ: сюжет.
3.Что такое композиция?
ОТВЕТ: построение художественного произведения, взаимозависимость его частей.
4.Назовите жанры рассказа.
ОТВЕТ: быль, сказание, святочный, игровой и юмористический рассказы.
5.Каково значение портрета в художественном произведении?
ОТВЕТ: знакомит с внешностью и характером героя, внутренним миром.
6.Что это такое?
Тает снег. Птицы летят. Комната. На подоконнике клетка, в ней птичка. К клетке подходит человек. Он открывает клетку. Птица вылетает в открытое окно. Человек радуется ее освобождению. ОТВЕТ: сценарий по стихотворению А.С.Пушкина "Птичка".