Самой сложной задачей для родителей всегда была и остается – задача воспитания детей. Способов ее решения существует много. В педагогической науке эти пути и способы носят одно название: методики воспитания. Они различны. Их выбор зависит от возраста ребенка, особенностей его характера, уровня педагогических и психологических знаний родителей и даже от способов и методов воспитания самих родителей в их детстве.
Немаловажную роль при выборе методики имеет и стиль поведения взрослых, окружающих ребенка: авторитарный, демократический или попустительский.
Ясно одно, никто из родителей не желает своему ребенку вреда. Каждый преследует цель – сформировать гармоническую зрелую личность, и задача методик – помочь им в этом. Знание психологии ребенка, методов воспитания оказывают огромную помощь родителям в воспитательном процессе.
Какие же это методы воспитания ребенка?
Примеры основных методик и методов воспитания
Метод беседы или убеждения – старый и проверенный временем метод, применяется в воспитании детей любого возраста и с любым характером. Суть метода – объяснение и аргументация родителем необходимости правильного поведения в той или иной ситуации («что такое хорошо и что такое плохо…»), выяснение мотивов поведения ребенка. Очень важным условием является спокойный, уверенный, твердый тон речи родителя. Беседа должна помочь ребенку осознать и осмыслить свое поведение, поступки и сделать соответствующие выводы.
Метод положительного или отрицательного подкрепления, так называемый метод «кнута и пряника».
Подкрепления бывают положительными или отрицательными. Положительные – похвала, благодарность, положительное ответное действие со стороны взрослого (дать новую игрушку, разрешить желаемое ребенком занятие – посмотреть мультики, поиграть с друзьями, обещание сходить в зоопарк и т.д.). Положительное подкрепление состоит в выражении ребенку взрослым позитивных эмоций, которые вызвал тот или иной его хороший поступок - похвала малыша за хороший поступок, улыбка, поцелуй, объятья, хорошие слова «Ты молодец, правильно сделал…, поступил…», т. е. любые действия, которые вызовут у ребенка положительные эмоции и приятные ощущения.
Отрицательные – замечания, наказание. То есть это определенные действия родителей, которые следуют за действием или поступком ребенка, преследующие воспитательную цель. Например, укор – «Ты сделал очень плохо, ты огорчил меня этим поступком…», замечание – «Такой поступок считается плохим, хорошие дети так не должны поступать…», наказание – своеобразный тайм-аут в отношениях, малыша на недолгое время оставляют в одиночестве, лишают его общения. Ребенок осознает, что он поступил плохо и наказан за это. Нельзя в качестве наказания приобщать ребенка к действиям, которые, по логике, он должен выполнять с желанием, предупреждает эксперт www.mamam-papam.ru. Например, нельзя в качестве наказания заставлять его заниматься чтением или письмом, уборкой комнаты или мытьем посуды. Это может привести к тому, что в дальнейшем ребенок будет воспринимать эти процессы как неприятные и всячески избегать их выполнения. В качестве «штрафа» можно использовать лишение ребенка чего-то вкусного или сладкого, но ни в коем случае не еды.
Метод «1, 2, 3». Его применение позволяет немедленно или достаточно быстро прекратить негативное поведение ребенка старше двух лет. Родителем делается замечание, предлагается прекратить плохое поведение за период пока он досчитает до трех (конечно же, с интервалом в счете до нескольких секунд). При этом важно сохранять спокойствие, четкий, уверенный голос, который лишит ребенка мысли о том, что он может добиться своего, доведя родителя до состояния «взвода».
В случае отказа от прекращения плохого поведения – следует наказание.
Метод «прочь полемику». Суть метода заключается в предупреждении полемики, которая может возникнуть в процессе выдвижения родителем требований к ребенку. Родитель, получая на свое конкретное указание массу отговорок от ребенка, начинает вести полемику, теряя время и не добиваясь своей цели. Например,
- Денис, одевайся, пора идти в садик! - Я не хочу идти в садик! - Нет, надо идти, я опаздываю на работу! - Я хочу остаться с тобой дома! - Не могу я остаться, мне надо на работу и т.д.
Без полемики диалог будет выглядеть так:
- Денис, одевайся, пора идти в садик! - Я не хочу идти в садик! -Денис нужно одеться и идти! - Я хочу остаться с тобой дома! -Денис одевайся и идем!
Убедившись в бесполезности разговора, ребенок начнет одеваться. Прекратив вступать в объяснения, родитель добьется выполнения от ребенка того, что нужно.
Самым неэффективным и нежелательным является метод физического воздействия (битье, подзатыльники и т.д.). Этот метод является особо травмируемым для подрастающей личности.
Психологический контакт и гуманные способы воздействия на ребенка – самые эффективные методы его воспитания.