Нарушение речи у ребенка: причины и методы коррекции
Итак, у вас растёт малыш! Вы радуетесь каждой его улыбке, каждому шагу, даже его невинные шалости вызывают у вас восторг. Но почему же он ничего не говорит кроме отдельных слов или говорит, но вы ничего не понимаете? Вы начинаете беспокоиться, но родственники и друзья успокаивают: Не волнуйся, он ещё мал, ещё разговорится, у каждого свой срок, твой дедушка тоже начал поздно говорить. Проходит время, малыш начинает больше жестикулировать и нервничать от того, что окружающие не понимают его. Врач в поликлинике делает распространённое заключение «задержка речевого развития» и отправляет вас к логопеду.
ЛНарушение речи у ребенка: причины и методы коррекцииогопед занимается с ребёнком, занимается грамотно, используя все методы и приёмы развития речи, даёт домашние задания, но все ваши усилия приносят минимальный эффект. В чём же дело? Может быть неправильно поставлен диагноз? Может «задержка речевого развития» не первична, а обусловлена другим, более серьёзным нарушением в развитии?
В настоящее время приходится сталкиваться с огромным количеством и разнообразием нейропсихологических синдромов отклоняющегося развития. Удручает обилие сосудистых проблем, снижение иммунитета и нарушение работы различных систем организма ребёнка. У детей отмечаются задержки психического ( ЗПР) и речевого развития (ЗРР), гиперактивность и синдром дефицита внимания, склонность к неврозам и психопатоподобным явлениям.
Характерно, что клинические обследования часто не выявляют у этих детей грубой патологии и останавливаются на заключении: развитие в пределах нижненормативных границ. Но с точки зрения нейропсихологии эти нарушения связаны с внутриутробной дисфункцией, органическим или функциональным поражением головного мозга. К сожалению, в последние десятилетия перечисленные проблемы являются компонентами единой системы дизадаптации современных детей, а следовательно и решать их необходимо системно, начиная с раннего возраста.
В этом случае малышу нужен не просто логопед, а логопед-дефектолог и опытный психолог, которые грамотно обследуют и составят индивидуальную программу нейропсихологического сопровождения развития вашего ребёнка. Только грамотная квалификация отклонений в развитии, своевременная их профилактика и реабилитация приводят к преодолению имеющихся трудностей у детей.
Наш многолетний опыт работы показывает, что традиционные общепринятые психолого- педагогические методы воздействия на ту или иную проблему ребёнка перестали приносить результаты в процессе обучения и направленной коррекции, т.к. у многих современных детей преобладают системные нарушения психических функций с внешне разнонаправленными дефектами. Вы сильно напуганы такой ситуацией? Успокойтесь и не паникуйте! Ранняя диагностика, коррекция и систематические занятия помогут компенсировать и преодолеть все эти неприятности!