В развитых государствах использование кластерного подхода к управлению экономикой уже имеет определенную историю. На настоящий момент полностью кластеризованы финская и скандинавская промышленность, в США больше половины предприятий работают по такой модели производства – предприятия кластера находятся в одном регионе и максимально используют его природный, кадровый и интеграционный потенциал. Ключевые промышленные кластеры в Германии (химия, машиностроение) и Франции (производство продуктов питания, косметики) сформировались в 1950 – 60-е годы. В результате, взаимодействие целых групп отраслей внутри кластеров способствовало росту занятости, инвестиций и ускорило распространение передовых технологий в национальной экономике. Раньшедругих вопросами развития региональных экономик с использованием кластерного подхода начали заниматься США. Такие штаты как Аризона, Калифорния, Коннектикут, Флорида, Миннесота, Северная Каролина, Огайо, Орегон и Вашингтон приняли ряд соответствующих программ развития регионов и стали лидерами в создании кластеров. В штатах создаются комиссии по инициированию создания кластеров на основе аналитических заключений и рекомендаций, выполняемых научными центрами и университетами. Комиссии определяют участников будущих кластеров, помогают им преодолевать возникающие организационные и финансовые трудности, а так же способствуют укреплению и развитию уже созданных кластеров. Для этих целей обычно первоначальный капитал выделяется администрациями штатов, затем привлекаются средства частных компаний. Схематично процесс создания кластера в США можно изобразить в виде рисунка 1.
Поскольку единой модели не существует, чтобы определить необходимую и целесообразную структуру формирующегося кластера в США ведутся обширные и глубокие исследования кластерных комплексов. На рисунках жирным курсивом выделен участник, являющийся инициатором создания кластера.
Сотни городов и территорий разработали свои кластерные стратегии. Характерным для американских кластеров является то, что их деятельность основана на принципах партнерства и ориентирована на коммерциализацию НИОКР и инновационную деятельность в целях достижения глобальной конкурентоспособности. Ярким примером стремительно развивающегося кластера, обладающего глобальной конкурентоспособностью, является "Силиконовая долина", где занято 2,5 млн. человек, а капиталовложения в венчурные предприятия с 1991 г. выросли почти в 35 раз, достигнув 69 млрд. долларов в 2001 г. и тенденция к воз-растанию инвестиций в этот кластер продолжается [1]. Институт региональных исследований США рассмотрел проблемы национальной экономики через призму существующих кластерных объединений, при этом определялась интенсивность связей между отраслями, видами деятельности и группами кластеров. Было выделено 23 производственные кластерные группы, объединенные в 4 блока, в которых было представлено от 5 до 116 видов деятельности. Эти блоки кластеров объединяли от 82 до 102 тыс. предприятий с общим количеством занятых от 38 тыс. до 4,5 млн. человек, которые обеспечивали создание добавочной стоимости на сумму от ,5 млрд. до 4 млрд. Немного иначе подходят к созданию кластеров в Японии [1]. В отличие от США, где по результатам изыскательских работ принимается решение о создании и финансировании кластеров, в Японии эта работа осуществляется в 2 этапа. Для консолидации научного потенциала и внедрения его в производство создаются технопарки. После принятия в 1983 г. концепции развития технополисов в Японии было создано более 100 техно-парков, обеспечивших образование исследовательских комплексов, которые способствовали быстрому развитию деловых и научно-технических связей. По мере развития технопарки становятся центрами взаимодействия образования и науки с промышленностью при активной государственной поддержке на различных уровнях власти и являясь основой создания будущих кластеров (см. рисунок 2).
В 1998 г. были организованы региональные центры консолидации усилий промышленности, университетов и правительства, направленных на поиск наиболее привлекательных проектов высокой социально-экономической значимости для развития регионов или отдельных территорий. Эти центры также занимались вопросами координации и развития совместных исследований для производства конкурентоспособной продукции, осуществляли техническое консультирование, занимались обучением и повышением квалификации предпринимателей и специалистов. Кроме того, большое внимание уделялось организации деловых встреч всех заинтересованных сторон для создания различных объединений и кластеров, одновременно решались вопросы трансферта технологий с соблюдением патентных, лицензионных и авторских прав.
Типичный крупный японский кластер состоит из одного относительно большого головного предприятия, пользующегося услугами двух или трех уровней субподрядных фирм, расположенных обычно в географической близости к нему. Вместо вертикальной интеграции, самостоятельные субподрядчики первого уровня связаны с головным предприятием долгосрочными договорами. Аналогичным образом установлены связи поставщиков первого и последующих уровней. Например, автопромышленный кластер фирмы «Тойота» имеет многоступенчатую сеть из 122 прямых поставщиков и почти 36 тысяч субподрядных малых и средних предприятий [1]. Субподрядчики всех звеньев образуют своего рода клуб с высокими рыночными барьерами для новичков и иностранных конкурентов. Это в значительной мере исключают потенциальную конкуренцию, свойственную свободному рынку, однако чисто ценовые соображения при закупке компонентов способствуют оптимизации производства.
Японский подход с созданием технопарков в качестве основ для последующего формирования кластера активно используется в Индии [2]. Показателен опыт этой страны в области информационных технологий. В 1998 г. в Индии была создана Национальная комиссия по изучению перспектив развития информационных технологий и программирования. Затем была учреждена организация «Технологические парки программных продуктов Индии», содействующая созданию национальной системы технопарков для развития экспортных возможностей страны. В таких технопарках, промышленных зонах и научных центрах все предприятия ориентированы только на выпуск экспортной продукции. Созданные технопарки сотрудничают с правительством и местной властью в целях обеспечения всем необходимым для успешной работы новых инновационных предприятий. При этом сформирован ряд подходов к упрощению и оптимизации процедур в оформлении авторских прав при передаче новых разработок в производство или зарубежным партнерам. Таким образом, обеспечивается информационный обмен в сложной инфраструктуре исследовательских, инновационных и производственных предприятий. За 10 лет было создано 15 научно-технических центров, обеспечивающих в одном лице все необходимые услуги для беспрепятственной и быстрой организации экспорта программных продуктов и информационных технологий. Еще одним подходом при формировании кластеров может служить опыт Австрии. Главное отличие австрийского подхода в том, что ключевую роль в инициации создания кластера играет государственная политика. Она призвана стимулировать развитие связей между исследовательскими институтами и промышленным сектором путем упрощения в административного регулирования инновационных программ. Эта программа, выполняемая Австрийским институтом экономических исследований совместно с Национальным исследовательским центром, была направлена на сбор и обработку необходимой информации с последующей выработкой рекомендаций по созданию кластеров, основанных на технологических новшествах и их влиянии на инновационную деятельность.
Программа включала в себя следующие модули:
* национальная система стимулирования инноваций; * рост производительности; * увеличение занятости; * регулирование технологической политики; * консультирование.
При этом работа по консолидации деятельности малых и средних предприятий ведется под эгидой Австрийского делового агентства и Государственной консалтинговой компании, имеющей отделения во всех регионах страны. При содействии этих организаций создается деловая инфраструктура, развиваются промышленные сети и формируются кластеры. Австрийский подход к формированию кластеров схематично изображен на рисунке 3.
Аналогично Австрии инициатива по созданию кластеров со стороны государства (муниципалитета и т.п.) исходит в Турции [2]. Для кластеров, сформированных в Стамбуле, Из-мире и Бурсе, для создания производственно-торговых зон государственные или региональные власти на льготных условиях выделили землю, участвовали в создании развитой производственной инфраструктуры и способствовали получению участниками кластера выгодных длинных кредитов размером до 15 млн. долларов. Все это дало сильный импульс к развитию бизнеса здесь что ни год вводили в строй по хорошо оснащенной текстильной фабрике. Некоторые из них, начав с полукустарного производства, в считанные годы выросли в крупные текстильные холдинги. Один из таких гигантов, в частности, вырабатывает и реализует на мировом рынке ежегодно до 3 млн. п.м. качественных тканей шириной до 3,3 метров.
У России уже есть положительный опыт деятельности кластеров, например, кластерная организация группы высокотехнологических отраслей производства в г. Сосновый бор (Ленинградская обл.). Научно-производственный комплекс города представлен 29 предприятиями и организациями:
а)Ленинградской атомной электростанцией им. В.И. Ленина; б) 8 государственными научными организациями, в числе которых Научно-исследовательский технологический институт им. А.П. Александрова (НИТИ), Федеральный научно-производственный центр Научно-исследовательский институт комплексных испытаний оптико-электронных приборов и систем (ФНПЦ НИИКИ ОЭП); в) 16 малыми предприятиями научно-технической сферы и Ленинградским специализированным комбинатом «Радон» и другими организациями [2]. Интересен опыт работы московской кластерной группы ПИК, в которую входит 24 субъекта бизнеса промышленного, строительного, финансового, инвестиционно-риэлтерского сектора, а так же рекламные и эксплуатационные компании.
Рассмотрение группы компаний и организаций как кластера позволяет выявить благоприятные возможности для координации действий и взаимного улучшения в областях общих интересов без угрозы конкуренции или ограничения интенсивности соперничества.