Оказание помощи в области развития Проведение создавшей МВФ Бреттон-Вудской конференции также привело к учреждению Международного банка реконструкции и развития, более известного как Всемирный банк. Он представляет собой многостороннюю организацию, имеющую своей целью содействие мировой торговле и экономическому развитию путем предоставления ссуд странам, которые в противном случае не могли бы обеспечить себе финансовые средства, необходимые для выхода на мировой рынок. Всемирный банк получает свой капитал от входящих в него стран-членов, каждая из которых вносит долю пропорционально своей экономической значимости. Соединенные Штаты внесли приблизительно 35 процентов первоначального капитала, составляющего 9 100 миллионов долларов США. Члены Всемирного банка надеются на то, что получающие ссуды страны будут полностью погашать их, а также на то, что со временем они станут полноправными торговыми партнерами. На раннем этапе своей деятельности Всемирный банк часто ассоциировался с осуществлением больших проектов, таких как, например, строительство плотин. Однако в восьмидесятых и девяностых годах прошлого столетия он стал шире подходить к поощрению экономического развития, направляя все большую часть своих средств на осуществление проектов, связанных с образованием и профессиональной подготовкой и преследующих цель накопления «человеческого капитала», а также на претворение в жизнь усилий стран по созданию институтов, которые поддерживали бы рыночную экономику. Соединенные Штаты в одностороннем порядке также предоставляют странам иностранную помощь. Начало проведению ими подобной политики было положено после Второй мировой войны, когда США приняли решение об оказании помощи по восстановлении Европы. Несмотря на медленное развитие процесса предоставления помощи странам, имевшим серьезные экономические проблемы, в апреле 1948 г. Соединенные Штаты выступили с инициативой Плана Маршалла, направленного на ускорение послевоенного восстановления Европы. Президент Гарри С. Трумэн (1944-1953 гг.) считал оказание этой помощи средством содействия тому, чтобы в своем развитии европейские страны шли по пути западной демократии. Другие американцы поддерживали предоставление подобной помощи из чисто гуманитарных соображений. Некоторые эксперты по вопросам внешней политики опасались, что в разоренных войной слаборазвитых странах наступит «долларовый голод», и полагали, что, когда эти страны окрепнут и наберутся сил, они захотят и смогут на равных участвовать в международной экономике. В 1949 г. в своей речи при вступлении в должность президент Трумэн коротко изложил эту программу и, по-видимому, взволновал сердца американцев, когда провозгласил ее одним из основных компонентов американской внешней политики. В 1961 г. эта программа была реорганизована, и впоследствии ее реализацией занималось Агентство США по международному развитию (АМР США). В восьмидесятых годах XX века АМР США все еще предоставляло в различных масштабах помощь 56 странам. Подобно Всемирному банку АМР США в последние годы отошло от грандиозных планов развития таких как возведение огромных плотин, строительство систем шоссейных дорог и создание ведущих отраслей . Во все большей степени агентство уделяет основное внимание продовольствию и питанию; планированию населения и здоровью людей; образованию и трудовым ресурсам; конкретному экономическому развитию и оказанию гуманитарной помощи в случае стихийных бедствий и катастроф и программе «Продовольствие ради мира», в рамках которой производятся продажи продовольствия и волокна беднейшим странам на льготных условиях предоставления кредита. Сторонники американской иностранной помощи характеризуют ее как одно из средств создания новых рынков для американских экспортеров, предотвращения кризисов и развития демократии и процветания. В конце девяностых годов прошлого столетия на АМР США приходилось менее половины одного процента федеральных расходов. На самом деле, с учетом инфляции бюджет иностранной помощи США в 1998 г. был почти на 50 процентов меньше ее бюджета в 1946 г.