Малые предприятия Многие из тех, кто приезжают в Соединенные Штаты из других стран, с удивлением узнают, что даже сегодня гигантские корпорации ни в коем случае не занимают господствующего положения в американской экономике. В целом, 99 процентов всех независимых предприятий страны имеют менее 500 работников по найму. По данным Управления по делам малого бизнеса (УДМБ), на эти малые предприятия приходится 52 процента всех трудовых ресурсов США. Приблизительно 19,6 миллиона американцев работают в компаниях, нанимающих менее 20 человек, 18,4 миллиона - в фирмах, число работников которых составляет от 20 до 99, и 14,6 миллиона - в фирмах, использующих труд от 100 до 499 человек. В противоположность этому, 47,7 миллиона американцев работают в фирмах, имеющих 500 или более рабочих и служащих. Малые предприятия по-прежнему остаются для американской экономики источником динамизма. В период с 1990 по 1995 гг. они создали три четверти новых рабочих мест в экономике, т.е. внесли в рост занятости еще больший вклад, чем в восьмидесятые годы прошлого столетия. Эти предприятия также представляют собой точку входа в экономику для новых групп. Например, женщины принимают широкое участие в малом бизнесе. В период 1987-1997 гг. число предприятий, владельцами которых являются женщины, возросло на 89 процентов и, по имеющимся оценкам, достигло 8,1 миллиона. Кроме того, ожидается, что к 2000 г. принадлежащие женщинам индивидуальные частные предприятия составят уже 35 процентов всех подобных предприятий. Малые фирмы склонны нанимать на работу большее число людей старших возрастных категорий, а также тех, кто предпочитает работать неполный рабочий день. Особую силу малых предприятий составляет их способность быстро реагировать на меняющиеся экономические условия. Эти предприятия часто лично знают своих клиентов и лучше всего приспособлены для удовлетворения местных нужд. Малые предприятия, в частности, связанные с компьютерами предприятия в «Силиконовой долине» в штате Калифорния и другие анклавы высокой технологии, служат источниками технических новшеств. Многие новаторские фирмы в области компьютерной индустрии начинали как «мастера на все руки», вручную собирая машины у себя в гаражах, и быстро переросли в крупные, мощные корпорации. В число небольших компаний, в короткие сроки ставших основными «действующими лицами» в экономике своей страны и международной экономике, входят компания по выпуску программного обеспечения для компьютеров «Майкрософт»; крупнейшая частная почтовая служба срочной доставки небольших пакетов и бандеролей «Феде-рал экспресс»; компания по производству спортивной одежды «Найк»; сетевая компьютерная фирма «Эмерика онлайн» и производитель мороженного «Бен энд Джерриз». Разумеется, многие малые предприятия постигает неудача. Однако в Соединенных Штатах та или иная неудача в бизнесе не несет на себе того клейма общественного позора, которым она бывает отмечена в ряде других стран. Часто подобная неудача рассматривается как приобретение предпринимателем ценного опыта, которым он сможет воспользоваться, начав новое, более успешное дело. Экономисты утверждают, что неудачи наглядно показывают, как действуют рыночные силы, имеющие своей целью достижение большей эффективности. Большое значение, придаваемое людьми малому бизнесу, на практике перерастает в политическое воздействие закулисными методами в Конгрессе США и законодательных органах штатов с целью оказания содействия малым фирмам. Небольшие компании добились освобождения от соблюдения многих федеральных регулирующих правил, таких как правила по охране здоровья и технике безопасности. В 1953 г. Конгресс также создал Управление по делам малого бизнеса с целью предоставления профессиональных экспертных знаний и финансовой помощи (35 процентов федеральных долларов, ассигнуемых на выдачу подрядов, отводятся малым предприятиям) лицам, желающим создать малые предприятия или работать в сфере малого бизнеса. Как правило, каждый год УДМБ гарантирует малым предприятиям ссуды на сумму 10 000 миллионов долларов США, обычно с целью их использования в качестве оборотного капитала или на приобретение зданий, машин и оборудования. Поддерживаемые УДМБ инвестиционные компании, производящие вложения в сферу малого бизнеса, инвестируют еще 2000 миллионов долларов США в качестве венчурного капитала. Далее, УДБМ ставит своей целью поддержку программ, предназначенных для меньшинств, особенно выходцев из африканских и азиатских стран, а также испаноязычных американцев. Это управление руководит реализацией действенных программ по выявлению рынков и возможностей для совместных действий малых предприятий, обладающих экспортным потенциалом. Кроме того, оно выступает спонсором программы, в рамках которой ушедшие на пенсию предприниматели оказывают помощь в области управления новым или слабым малым предприятиям. Работая с отдельными органами штатов и университетами, УБДМ также руководит работой около 900 центров развития малого бизнеса, предоставляющих малым предприятиям помощь в технической области и сфере управления. Кроме того, УБДМ предоставило ссуды с низкой процентной ставкой на сумму свыше 26 000 миллионов долларов США владельцам домов, арендаторам и предприятиям самых разных масштабов, пострадавшим от наводнений, ураганов, торнадо и других стихийных бедствий.