Пятница, 27 Янв 2023, 05:21
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Высшая математика [11]
Экономическая социология [95]
Основы Менеджмента [64]
Бухгалтерский учёт [157]
Философия [163]
Мировая Экономика [603]
Бизнес планирование [29]
Финансирование и кредитование инвест [105]
Ценообразование [46]
Гражданское право [196]
Права Человека [173]
Основы Маркетинга [207]
Основы энергосбережения [55]
Информатика [0]
Экология и устойчивое развитие [0]
Физика для студентов [0]
Основы права [0]
Политология [0]
Не стандартные примеры на Delphi [169]
Примеры на Delphi7 [108]
Алгоритмы [94]
API [110]
Pascal [152]
Базы Данных [6]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51589


Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Студентам » Мировая Экономика

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ НЕКОТОРЫХ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗОН НА РОССИЙСКОЙ ТЕРРИТОРИИ
К началу 1994 г. в России было учреждено полтора десятка свободных
экономических зон. К их числу относятся: «Янтарь», «Выборг
», зона свободного предпринимательства г. Санкт-Петербурга,
«Садко», «Шереметьево», технополис Зеленоград, «Алтай», «Кузбасс
», «Горный Алтай», «Даурия», «Ева», «Находка», «Сахалин».
Как видим, первоначально при создании свободных экономических
зон их территории нередко охватывали целые области. Например,
только одна зона «Даурия» включала все районы Читинской
области, площадь которой составляет более 431 тыс. кв. км, что
превосходит по размерам многие европейские страны. Такая гигантомания
не учитывала реальные возможности нашего государства.
Выше отмечалось, что на обустройство одного кв. км территории
свободной экономической зоны затрачивались в разных странах десятки
миллионов долларов. На первом этапе организации зоны,
когда создается производственная инфраструктура, в которую зарубежные
предприниматели избегают вкладывать свои средства, большие
расходы должно нести принимающее государство. Таких
средств у Российской Федерации для обустройства СЭЗ не было ни
тогда, нет их и сейчас.
Кроме того, в крупномасштабных зонах невозможно обеспечить
всеохватывающий контроль за осуществлением специального таможенного
и валютного режимов, которые представляют собой основополагающие
моменты функционирования хозяйственного механизма
специальных экономических зон. Поэтому неудивительно, что
в ходе дальнейших изменений экономической ситуации в стране
было пересмотрено действующее законодательство о зонах и льготы,
предоставленные суперзонам, были ликвидированы. В силу этого, а
также вследствие других причин многие из учрежденных зон так и
не «заработали», и сейчас они ищут новые возможности оживления
своей деятельности, но уже в иных масштабах.
При организации свободных экономических территорий нужно
внимательно проработать вопрос, какими по размерам они должны
быть. Здесь полезно учесть опыт некоторых стран. Например, первая
в мире зона экспортного производства, созданная в районе международного
аэропорта Шэннон в Ирландии, размещалась сначала на
площади 10 га. Но это не помешало ей стать одной из наиболее
эффективных зон экспортного производства.
Несмотря на то что в мировой экономике имеется опыт создания
крупных китайских специальных экономических зон, нашей стране
не стоит пользоваться этим опытом. Дело в том, что расположение
199
так называемых открытых районов в Китае рассчитано на предпринимателей
Гонконга, Макао, Тайваня, а также этнических китайцев,
являющихся гражданами других стран — так называемых хуасяо. И
совершенно не случайно, что в этих открытых районах подавляющий
объем иностранных инвестиций приходится на зарубежных китайцев.
Нам представляется, что при определении масштабов зон надо
исходить из рекомендаций зарубежных экспертов, которые предлагают
ограничивать специальные экономические территории хотя бы
на первом этапе 140—160 гектарами.
Создаваемые в России свободные экономические зоны имеют
несколько видов. Один из них — свободные таможенные зоны, другой
— зоны экспортного производства. Есть в России зоны комплексного
характера, где сочетаются различные виды хозяйственной деятельности,
и некоторые другие. Остановимся на характеристике лишь
тех зон, которые уже набрали силу и нормально функционируют.
Известной комплексной зоной является СЭЗ «Янтарь». Она расположена
на территории Калининградской области и получила статус
зоны еще в 1991 г. Калининградская область имеет ряд очевидных
преимуществ. Прежде всего надо отметить ее благоприятное географическое
место. Она ближе всех российских территорий расположена
к западноевропейским странам. Столицы пяти государств находятся
от нее на расстоянии 500 км. Калининградская область обладает
развитой инфраструктурой для формирования транспортной
системы «Европа — Центральная Россия — страны АТР». Через
область проходит автомобильный путь в Западную Европу. В г. Калининграде
имеется современный железнодорожный узел, где действует
пункт перехода с российской железнодорожной колеи на
более узкую европейскую. Кроме того, в городе функционирует
морской порт, который может обеспечить развитие внешнеэкономических
связей. В области существует немало предприятий, производящих
наукоемкую продукцию. На базе некоторых из них уже орга*
низованы или созданы совместные предприятия. В целом Калининградская
область обладает развитым производственным потенциалом,
на основе которого можно организовать экспортноориентиро-
ванное производство машиностроительного и приборостроительного
профиля.
В специальной экономической зоне «Янтарь» создано более
770 совместных предприятий, и число их будет расти. Но приток
иностранного капитала не очень-то заметен. Так, в середине 1995 г.
общий объем иностранных инвестиций составил около 16 млн. долл.1
1 Иностранные инвестиции в России / Под ред. И. Фаминского. М , 1995. С. 312.
200
Иностранцы все еще осторожно относятся к возможным капитальным
вложениям в этот самый западный регион Российской Федерации.
Главным сдерживающим фактором остается по-прежнему нестабильная
правовая база зоны «Янтарь».
Среди СЭЗ, зарегистрированных в России, самой крупной является
«Находка». Она была организована в 1990 г. по предложению
руководителей крупных предприятий г. Находки. В последние годы
эти руководители обеспечивают продвижение идеи совершенствования
СЭЗ в Правительстве и законодательных органах России.
Поначалу главным направлением развития СЭЗ «Находка» считалось
развитие транспортной системы. Дело в том, что г. Находка —
самый интенсивный транспортный узел, расположенный поблизости
от Японии, Китая и других держав Азиатско-Тихоокеанского региона,
— является центром распределения грузопотоков из этого региона
в Европу и западную часть России по Транссибирской железной
дороге. Транспортные предприятия этой зоны в состоянии переваливать
до 25 млн. г внутрироссийских и внешнеэкономических экспортно-
импортных грузов, обслуживая при этом до 1200 только иностранных
судов из более чем 100 стран мира. Однако специализация
преимущественно на транспортных услугах не отвечала интересам
города и прилегающей к нему территории. Достаточно сказать, что
52% промышленного производства Находки обеспечивал только
один рыбопромышленный сектор1. Поэтому был взят курс на превращение
Находки в специализированную экономическую зону комплексного
характера.
Правительство России приняло решение «О некоторых мерах по
развитию свободной экономической зоны «Находка» (постановление
от 8 сентября 1994 г. № 1033), согласно которому развитие СЭЗ
«Находка» должно проходить по следующим направлениям:
комплексное развитие инфраструктуры;
насыщение рынка СЭЗ товарами и услугами;
комплексное рациональное использование трудовых, природных,
сырьевых, материальных и других видов ресурсов.
Правительством России по согласованию с администрацией
зоны был предусмотрен благоприятный инвестиционный режим. Он
выражается в том, что предприятиям с иностранными инвестициями
более 30% уставного капитала предоставляются следующие льготы:
прибыль и часть прибыли, переводимой за границу, полностью
освобождаются от налогообложения на пять лет и после объявления
о регулярном получении прибыли;
1 Внешняя торговля. 1995. № 6. С. 24
201
федеральный налог на часть прибыли, переводимой за границу,
составляет 7%, а соответствующий местный налог — не более 3%*;
часть прибыли, реинвестируемой в развитие производства, а
также в объекты инфраструктуры и социальной сферы СЭЗ, полностью
освобождаются от налога.
Кроме этих льгот Правительство Российской Федерации оказывает
финансовую помощь свободной экономической зоне «Находка
». Так, в 1993 г. ей был выделен правительственный кредит в
размере 20,1 млрд. руб., который должен быть использован на сооружение
объектов инфраструктуры2.
Обустройство и развитие СЭЗ «Находка» продолжается, и поэтому
говорить о каком-то глубоком воздействии ее на экономику
Приморского края, а тем более всей России еще рано. Тем не менее
уже первые годы ее функционирования показывают, что направление
развития этой зоны в общем-то выбрано правильно. Этот вывод
подтверждается несколькими фактами. Прежде всего следует отметить
рост ее внешнеэкономических связей, увеличение числа предприятий
с иностранным капиталом. На 1 декабря 1994 г. только в
Административном комитете СЭЗ в государственный реестр занесено
469 предприятий с иностранными инвестициями, или 31% их
общего числа в Приморском крае. Среди них — 224 совместных
предприятия, 90 дочерних компаний со 100%-ным иностранным капиталом,
76 предприятий также со 100%-ным иностранным капиталом.
Открыто 19 представительств иностранных компаний и 10 их
филиалов. Из общего числа зарегистрированных компаний 259 принадлежат
Китаю, 42 — Японии, 33 — США, 26 — Гонконгу, 15 —
Южной Корее, 8 — Англии, 6 — Германии, 6 — Тайваню, по 4 —
КНДР, Вьетнаму и Финляндии и 3 — Панаме. Сингапур, Австралия,
Новая Зеландия, Израиль, Испания, Швейцария, Франция, Швеция,
Норвегия, Сербия, Польша, Австрия, Эстония и Аргентина имеют
на территории СЭЗ по одному-два предприятия с иностранными
инвестициями3. В создании совместных предприятий принимают
также участие многие регионы России, а также Казахстан, Узбекистан
и другие государства СНГ.
Если по числу созданных предприятий с иностранным капиталом
первое место занимает Китай, то по объему инвестиций в СЭЗ
«Находка» первое место принадлежит Японии, которая вложила в
эту зону 66 млн. долл., второе место занимают США, инвестировав-
1 Внешняя торговля. 1995 N б С 25. 2 Авдокушин Е Свободные (специальные) экономические зоны. М., 1993. С. 22
3 Внешняя торговля. 1995. № 6 С 30.
202
шие сюда 29 млн. долл., а Китай стоит на третьем месте, вложив в
зону более 15 млн. долл.1
СЭЗ «Находка» дала импульс и внешнеэкономическим связям.
Объем внешней торговли, проходящей через таможенную систему
Находки, в 1994 г. составил 333 млн. долл., в том числе экспорт —
55,9%, а импорт — 44,1%. При этом большая часть экспорта идет в
Японию, Китай, Южную Корею и Сингапур. Товарная структура
экспорта в 1994 г. состояла в основном из традиционного набора
товаров российского экспорта. Так, в общем объеме экспорта рыбопродукция
составляла 36%, лесные товары — 31%, топливно-энергетические
товары — 23%, а металлопродукция — всего лишь 9%.
Напротив, в импорте 86% составляют машины и оборудование,
10% — продовольствие и 3% приходится на одежду2. Господствующее
место оборудования в импорте свидетельствует о стремлении
предпринимателей провести переоснащение основного капитала.
Кроме того, ввоз машин и оборудования отражает проявившуюся
тенденцию к углублению переработки сырья для экспорта более
конкурентоспособной продукции.
СЭЗ «Находка» приобретет еще большее экономическое значение
после реализации крупномасштабных проектов. Одним из них
является создание российско-корейского промышленного комплекса,
расположенного в 12 км от г. Находки на территории в 330 га.
Здесь корейские компании намерены разместить 100—150 своих производств
для выпуска конкурентоспособной продукции на сумму в
1 млрд. долл. ежегодно. Ведется также работа над созданием российско-
американского технопарка, размещаемого на площади в 200 га
около порта Восточный. Предполагаемый объем инвестиций в этот
парк составит 286 млн. долл.3
Кроме того, существуют проекты реконструкции причала в торговом
порту Находки совместно с французской компанией, строительства
тепловой электростанции, а также возведения водохранилищ
на реках Водопадная и Ольга, реконструкции нефтепирса на
нефтеперевалочной базе совместно с южнокорейской компанией
и др.
Наряду с указанными выше специальными экономическими зонами
«Янтарь» и «Находка» продолжают функционировать с разной
степенью активности и остальные зоны, созданные на территории
России. Уже сейчас можно отметить ряд конструктивных моментов
их деятельности. Во-первых, со времени постановки вопроса в конце
1 Авдокушин Е. Свободные (специальные) экономические зоны. М., 1993. С 20. 2 Внешняя торговля. 1995. № 6 С. 30
3 Там же. С. 31—32.
203
80-х гг. о создании СЭЗ число их увеличилось до 15. Специальные
экономические зоны расположились на территории России от Калининградской
области и до Приморского края. Во-вторых, масштабы
СЭЗ, поначалу охватывавшие целые административные области, постепенно
обрели размеры территорий, которые могут быть реально
освоены в соответствии с целями, поставленными перед ними Правительством
Российской Федерации. В-третьих, по официальным
данным, в целом по России участие иностранного капитала в совместных
предприятиях составляет 40%, а в зонах его доля превышает
60%. Эффективность экспорта продукции, произведенной совместными
предприятиями на территории СЭЗ, на 20% выше эффективности
всего российского экспорта1.
Однако несмотря на определенные позитивные результаты
функционирования СЭЗ, не следует преувеличивать их экономическое
значение. Дело в том, что масштабы иностранных капитальных
вложений в зоны, как правило, незначительны. К примеру, в Выборге,
где функционирует 160 СП преимущественно с финским капиталом,
объем иностранных инвестиций составляет всего около 10 млн.
финских марок. В СЭЗ «Кузбасс» иностранные капитальные вложения
на 1 января 1995 г. составили 10,5 млн. долл., а в СЭЗ «Даурия» —
всего лишь 97 тыс. долл.2 Как видим, возлагавшиеся на СЭЗ большие
надежды как фактор привлечения иностранного капитала не оправдались.
Совершенно очевидно, что предстоит кропотливая работа по
улучшению инвестиционного климата на зональных территориях, по
совершенствованию законодательных основ привлечения иностранного
капитала в СЭЗ, по обеспечению гарантий его функционирования,
по улучшению деятельности местных органов власти, а также
стабилизации политической обстановки во всей стране.
Категория: Мировая Экономика | Добавил: Wrecker (16 Мар 2012)
Просмотров: 649 | Теги: российской, некоторых, зон, функционирование, территории, специальных, На | Рейтинг: 1.0/ 4 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Пятница
27 Янв 2023
05:21


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz