В условиях роста глобальной торговли росла и необходимость в создании международных институтов, поддерживающих стабильные или, по крайней мере, предсказуемые валютные курсы. Однако со времени окончания Второй мировой войны характер этой задачи и стратегии, необходимые для ее выполнения, претерпели значительную эволюцию. До Первой мировой войны мировая экономика действовала в условиях наличия золотого стандарта. Это означало, что валюту каждой страны можно было конвертировать в золото по тому или иному конкретному курсу. Подобная система привела к введению фиксированных валютных курсов, т.е. валюту каждой страны можно было обменять на валюту любой другой страны по твердо установленным, неизменным курсам. Фиксированные валютные курсы способствовали развитию мировой торговли, устраняя факторы неопределенности, связанные с плавающими курсами. Однако у этой системы было, по крайней мере, два недостатка. Во-первых, в условиях золотого стандарта страны не имели возможности контролировать свои денежные массы. Вместо этого денежная масса каждой страны определялась потоком золота, используемого для расчетов с другими странами. Во-вторых, денежная политика во всех странах была подвержена влиянию темпов добычи золота. В семидесятых и восьмидесятых годах XIX века, когда золота добывалось мало, денежная масса во всем мире росла медленно, чтобы «идти в ногу» с экономическим ростом. В результате имела место дефляция или падение цен. Позднее, открытие в девяностых годах XIX столетия месторождений золота на Аляске и в Южной Африке вызвало быстрое увеличение количества денег в обращении. Это привело к инфляции или росту цен. После Первой мировой войны страны пытались возродить золотой стандарт, но он полностью рухнул в период Великой депрессии тридцатых годов прошлого столетия. Некоторые экономисты заявляли, что соблюдение золотого стандарта не давало руководящим денежно-кредитным учреждениям возможности увеличивать количество денег в обращении темпами, достаточно быстрыми для восстановления деловой активности. Во всяком случае, в 1944 г. представители большинства ведущих стран мира встретились в Бреттон-Вудсе, штат Нью-Гемпшир, с целью создания новой международной денежной системы. Поскольку в то время на Соединенные Штаты приходилось более половины имеющегося в наличии у всего мира золота, ведущие страны решили привязать мировые валюты к доллару, который, в свою очередь, согласно общей договоренности между упомянутыми странами, следовало конвертировать в золото по цене 35 долларов за унцию. В соответствии с Бреттон-Вудской системой, перед центральными банками всех стран за исключением Федеральной резервной системы США была поставлена задача поддержания фиксированных обменных курсов между их валютами и долларом. Они делали это путем интервенции на иностранных валютных рынках. Если валюта той или иной страны имела слишком высокую цену по отношению к доллару, ее центральный банк продавал валюту своей страны в обмен на доллары, снижая таким образом ее цену. И наоборот, если цена валюты той или иной страны оказывалась слишком низкой, эта страна покупала свою собственную валюту, повышая тем самым ее цену. Бреттон-Вудская система продержалась до 1971 г. К тому времени инфляция в Соединенных Штатах и растущий дефицит их торгового баланса подрывали цену доллара. Американцы настоятельно требовали от Германии и Японии, каждая из которых имела активный платежный баланс, повысить курсы своих валют. Однако эти страны не хотели идти на такой шаг, поскольку подобное повышение подняло бы цены на их товары и повредило бы экспорту последних. В конце концов, Соединенные Штаты отказались от фиксированной цены доллара и позволили ей «плавать», т.е. колебаться по отношению к другим валютам. Доллар быстро упал. Ведущие страны мира предприняли попытку возродить Бреттон-Вудскую систему путем заключения в 1971 г. так называемого Смитсоновского соглашения, но их усилия не увенчались успехом. К 1973 г. Соединенные Штаты и другие страны согласились на существование плавающих валютных курсов. Экономисты называют принятую в результате этого согласия систему «управляемым плавающим режимом», означающим, что, даже несмотря на «плавание» обменных курсов большинства валют, центральные банки все же производят интервенцию с целью недопущения резкого изменения валютных курсов. Так же, как и в 1971 г., страны, имеющие большое активное сальдо торгового баланса, часто продают свои собственные валюты, с тем чтобы не допустить повышения их цены, которое вредит экспорту этих стран. Точно так же, страны с большим дефицитом торгового баланса часто покупают свои собственные валюты с целью предотвращения повышения их цены, которое приводит к росту цен внутри страны. Однако существуют пределы того, что можно сделать с помощью интервенции, особенно для стран, имеющих большое положительное сальдо торгового баланса. В конечном счете, страна, производящая интервенцию, направленную на поддержание своей валюты, может истощить свои запасы иностранной валюты и тем самым лишить себя возможности оказания своей валюте дальнейшей поддержки. Более того, постоянные интервенции таят в себе потенциальную угрозу того, что страна окажется не в состоянии выполнить свои международные обязательства.