Деньги в экономике США В последние годы XX века при сохранении огромной важности бюджета акцент в работе по управлению всей экономикой в целом заметно сместился от налогово-бюджетной политики к денежно-кредитной. Денежно-кредитная политика - сфера деятельности Федеральной резервной системы, являющейся независимым правительственным ведомством. «Фед», как его обычно называют, включает в себя 12 региональных федеральных резервных банков и 25 отделений федеральных резервных банков. Все коммерческие банки страны, зарегистрированные в соответствии с федеральными законами, должны быть членами федеральной резервной системы; банкам, зарегистрированным властями штатов, также разрешается вступать в эту систему. Обычно банк, являющийся членом Федеральной резервной системы, использует резервный банк своего региона таким же образом, как физическое лицо использует свой местный банк. Федеральной резервной системой руководит Совет управляющих Федеральной резервной системой. В него входят семь членов, назначаемых президентом на взаимно перекрывающиеся 14-летние сроки. Наиболее важные решения в области денежно-кредитной политики принимаются Комитетом по операциям на открытом рынке Федеральной резервной системы, состоящим из семи управляющих, президента федерального резервного банка Нью-Йорка, и четырех периодически заменяемых президентов других федеральных резервных банков. Хотя Федеральная резервная система обязана периодически отчитываться о своих действиях перед конгрессом, по закону управляющие не зависят от Конгресса и президента. Укрепляя эту независимость, «Фед» проводит свои наиболее важные политические дебаты при закрытых дверях и часто обнародует их содержание лишь по прошествии определенного времени. Он также покрывает расходы на свою деятельность за счет доходов от инвестирования и платы за предоставляемые им услуги. Федеральный резерв имеет три главных инструмента управления суммой находящихся в обороте денег и предложением кредитов в экономике. Наиболее важный - операции на открытом рынке, или покупка и продажа государственных ценных бумаг. Для увеличения суммы денег, находящихся в обороте, Федеральный резерв покупает государственные ценные бумаги у банков, других компаний и физических лиц, оплачивая их чеками (новый источник денег, которые он печатает); когда чеки «Феда» помещаются в банки, они создают новые резервные фонды, часть которых банки могут использовать для кредитования или инвестирования, тем самым увеличивая количество денег, находящихся в обращении. С другой стороны, если «Фед» желает уменьшить сумму находящихся в обращении денег, он продает государственные ценные бумаги банкам, забирая у них резервные фонды. Имея меньшие резервные фонды, банки вынуждены уменьшить кредитование, и сумма находящихся в обращении денег соответственно уменьшается. «Фед» также может контролировать сумму находящихся в обращении денег путем указания учреждениям, принимающим вклады, какие резервные фонды они должны держать в виде наличности в сейфах или в виде вкладов в их региональных резервных банках. Повышение величины обязательных резервных фондов заставляет банки удерживать у себя большую часть своих фондов, тем самым уменьшая сумму находящихся в обращении денег, а снижение этой величины приводит к обратному результату -повышению суммы денег, находящихся в обращении. Банки часто дают друг другу однодневные ссуды для удовлетворения требований к величине резервных фондов. Ставка по таким ссудам, называемая «ставкой федеральных фондов», является важным критерием того, насколько «скупа» или «щедра» денежно-кредитная политика в данный момент времени. Третий инструмент «Феда» - это учетная ставка, или проценты, которые коммерческие банки платят за кредиты резервных банков. Повышая или понижая учетную ставку, «Фед» может поощрять или тормозить заимствования и тем самым менять величину доходов, получаемых банками от выдачи кредитов. Эти инструменты позволяют Федеральному резерву увеличивать или уменьшать количество денег и кредитов в экономике США. Если сумма находящихся в обращении денег возрастает, говорят, что кредиты становятся более доступными. В этой ситуации процентные ставки снижаются, компании и покупатели тратят больше денег, занятость увеличивается; если при этом экономика уже работает почти на полную мощность, избыток денег ведет к инфляции, или снижению ценности доллара. Когда сумма денег, находящихся в обращении, уменьшается, кредиты становятся менее доступными. В этой ситуации проценты по займам повышаются, уровень расходов стабилизируется или падает, а инфляция уменьшается; если экономическая активность невысока, ограниченность средств может привести к увеличению безработицы. Многие факторы осложняют способность Федерального резерва использовать денежно-кредитную политику для решения определенных задач. Например, денежные средства имеют много разных форм, и часто оказывается неясным, на какую из них следует воздействовать. Простейшая форма денег - это монеты и бумажные купюры. Монеты имеют различные номиналы, равные частям доллара: пенни равен одному центу или сотой части доллара; также есть пятицентовик, монета в десять центов, монета в двадцать пять центов, полдоллара - пятьдесят центов, и однодолларовая монета. Бумажные деньги имеют следующие номиналы: 1, 2, 5, 10, 20, 50 и 100 долларов. Более важная компонента денег, находящихся в обращении, существует в виде вкладов на текущих счетах, или бухгалтерских записей в банках и других финансовых учреждениях. Физические лица могут совершать платежи путем выписывания чеков, являющимися по сути указаниями их банкам выплатить определенные суммы получателям чеков. Срочные вклады подобны вкладам на текущих счетах, отличие состоит лишь в том, что владелец соглашается сохранять сумму на счету в течение определенного периода; обычно вкладчики могут забирать эти средства до установленного срока, платя при этом неустойку и теряя определенный процент. Деньги - это также инвестиционные фонды денежного рынка, которые являются акциями пулов краткосрочных ценных бумаг, а также различные другие активы, легко и быстро конвертируемые в наличность. Количество денег, существующих в различных формах, может меняться время от времени в зависимости от предпочтений и других факторов, которые могут быть или не быть важными для экономики в целом. Задача «Феда» усложняется тем, что изменения находящихся в обороте денег сказываются на экономике только через неопределенный период времени.