Работой называется любой вид деятельности, который осуществляется за определенное вознаграждение.
Вознаграждение имеет две основные формы
материальное нематериальное
Материальное вознаграждение может быть в двух формах
денежной натуральной
За деньги трудятся шахтеры, профессора, бизнесмены и т.д. Иными словами, наемные работники и собственники
За натуральную плату трудился крестьянин и рабочий до революции. Когда в 90-е годы ХХ века неблагополучные предприятия в России расплачивались с персоналом чайниками, коврами или велосипедами, это тоже натуральная выплата вознаграждения.
Не за деньги осуществляется общественная работа, например расчистка улиц на субботнике. Распространение билетов в театр, как профсоюзная нагрузка в 60-80-е годы на советских предприятиях, также относится к работе, вознаграждаемой нематериальными благами, например, повышением престижа или статуса работника. Работа домохозяйки на первый взгляд бесплатная, т.е. осуществляется как бы бесплатно. На самом деле и у нее есть невидимое глазу вознаграждение.
Работа – это затрата своей энергии с ожиданием эквивалентной компенсации этих затрат. Затраты могут быть
интеллектуальными (умственными)
физическими
интеллектуальными и физическими в разных соотношениях
Ожидание эквивалентной компенсации затрат и есть ожидание вознаграждения. Если это так, то теория работы базируется на теории социального обмена, согласно которой любая человеческая деятельность приводится в исполнение только и только ввиду будущего вознаграждения, т.е. получения эквивалентных благ.
Когда один человек дарит на день рождения другому подарок, он неявно ожидает, что берущий подарок через какое-то время сам подарит дающему эквивалентную ценность. Купля-продажа отличается от дарения только тем, что ценность обмениваемых вещей заранее известна и по поводу их обмена заключен – устный или письменный, формальный или неформальный – договор между сторонами. Поэтому дарение – это скрытая, неявная форма купли-продажи.
Работа отличается от купли-продажи лишь тем, что на вещь обменивается не вещь, а затрачиваемая энергия. У меня нет ценной вещи, но я готов вместо нее потрудится, говорит человек, дабы получить желаемую ценность. К примеру, вы захотели хрустальную вазу, но денег или чайного сервиза, по стоимости эквивалентных вазе, у вас нет. Вы предлагаете отработать, т.е. затратить свою физическую или/и умственную энергию. К стоимости хрустальной вазы приравнивается стоимость вашего труда. Причем, вы заранее прикидываете, а иногда и обговариваете с владельцем вазы, количество затрачиваемой энергии, оценивая свои возможности и силы. Суть обмена работы на вазу выступает оценка эквивалентных ценностей: сколько часов мне придется трудится, и как именно, за вазу стоимостью в 50 000 рублей.
Обмениваемые работы и вещь оцениваются по своему качеству. Именно поэтому существует такое понятие, как качество работы. При измерении качества работы учитываются а) качество, надежность в использовании, конструктивные и эстетические ценности конечной продукции, произведенной вашим трудом, б) профессионализм работника, в) престиж фирмы, от имени которой вы выполняете работу. Последний оценивается по предшествующей деятельности данной фирмы (долго или нет работает данная фирма на рынке, были или нет у нее рекламации, т.е. отзывы о некачественной работе, солидные или несолидные у нее клиенты и т.д.), неформальному авторитету фирмы у массы (а не отдельных) потребителей, отзывам в прессе, обороту, размерам капитала и пр.
Профессионализм работника оценивается на основании двух параметров
формальной квалификации
реальной квалификации
Формальная квалификация представляет собой совокупность теоретических знаний, приобретенных в школе, колледже, вузе, курсах повышения квалификации и т.п., умноженная (или разделенная) на престиж учебного заведения. Выпускники Московского и Саранского университета, даже при одинаковом объеме знаний, будут ценится работодателями по-разному. Оценка работодателей, как правило не вникающих в качество и глубину обучения ни в том, ни в другом вузе, либо знающих о них понаслышке, определяется общественным мнением. Иными словами, тем неформальным престижем, какой закрепился за двумя вузами у большинства людей, чаще всего представителей одного с работодателем круга общения либо в прессе (часто того и другого вместе)
Реальная квалификация представляет собой совокупность практических навыков и умений, в которые отлились за годы практической работы полученные в вузе теоретические знания. Как правило, вузовские знания лишь в 15-20% полезны в будущей работе. Остальное приобретается в прок и составляет трудовой потенциал работника (точнее сказать, его часть). Этот потенциал сработает в тот момент, когда работник потеряет работу и ему придется переквалифицироваться, скажем, с философа на социолога. Чаще всего полученных в учебном заведении знания на 100% не хватает для полной переквалификации (т.е. смены профессии или специальности). Обычно приходится дополнительно дообучаться.
Работа, как вид человеческой деятельности, обладает всеми параметрами и характеристиками таковой. А это значит, что у работы есть
субъект, или лицо, выполняющее работу, объект, т.е. предмет, на изменение которого направлена деятельность первого, средства, т.е. инструменты, при помощи которых осуществляется изменение, рабочее место, т.е. помещение или часть пространства, предоставленное для процесса изменения объекта рабочее время – временной отрезок, в течение которого достигается поставленная цель или задание задание – техническое название конкретной цели, ради которой осуществляется эта деятельность, процесс труда – совокупность технологически взаимосвязанных действий по достижению поставленной цели (их называют также операциями)
Лицо, производящее какую-либо работу, имеет официальное наименование, которое происходит от того конкретного вида труда, который выполняется: грузчик, рыболов, водитель и т.д. Происхождение названий занятий в обществе, сценарий их изменения – тема особого разговора. Водитель, рыболов или грузчик – это профессиональный статус субъекта труда.
Кроме него у каждого работника есть присвоенная ему официальными органами и зарегистрированная соответствующим сертификатом квалификация, определяемая в разрядах, рангах, степенях. Слесарь 6 разряда, капитан 2 ранга, кандидат технических наук – наименование квалификации.
Квалификация представляет собой попытка количественно измерить то, что является собой по существу качественной характеристикой, а именно мастерство, искусность работника. Количественная мера квалификации всегда условна и приблизительна. Два кандидата философских наук формально равны, но реально они могут различаться очень существенно: один опубликовал 40 статей и 3 монографии, а другой даже тезисы к конференции не в состоянии подготовить. Также обстоит дело и в других занятиях. Если, к примеру, провести статистику аварийности у капитанов первого ранга, то окажется, что все они, обладая одним квалификационным разрядам, проявляют совершенно разное искусство в вождении кораблей.
Квалификация определяется сложностью выполняемой работы. Те, кто имеет 1-2 разряд, выполняют простую, малоквалифицированную работу, требующую преимущественно физического, а не умственного труда. Напротив, работающие по 5-6 разрядам, заняты сложным высококвалифицированным трудом, где умственные нагрузки преобладают над физическими.
Простой и сложный труд определяются характером задания. Задание, как уже говорилось, это техническое обозначение конкретной цели работы. Оно, к примеру, может звучать так: выкопать траншею глубиной 0,5 метра и длиной 3 метра за 8 часов. Задание может быть гораздо более сложным, например, адаптировать программу Exel под Widows-98. Для его выполнения потребуется программист высочайшего класса, который проявляет в работе не только те знания, которые получил в вузе, но и нечто гораздо большее, что пришло к нему с талантом, опытом, самообразованием.
Одна из черт капитализма заключается в том, что труд или занятие имеют статус оплачиваемой работы.
Занятие – это элемент рынка труда. Индивиды, желающие трудиться, прежде всего должны найти человека, – его называют работодателем, – который согласится выплачивать зарплату или жалованье в обмен на предоставляемые квалификацию, способности и физические усилия. Труд при капитализме – товар, подобный всем другим товарам. Его цена зависит от рыночных условий.
Главная особенность социализма заключается в том, что труд является почетной обязанностью работать на благо всего общества. Рынка труда здесь не существует. Государство планомерно распределяет и перераспределяет рабочую силу в соответствии с общественными потребностями. На практике это выливается в систему оргнабора – планового распределения выпускников училищ, техникумов и вузов на предприятия в соответствии с заявками. Вне рамок планового распределения остаются выпускники школ и все, кто не учится в средних специальных и высших заведениях. Для них существует вольный найм. Иначе говоря, они трудоустраиваются сами в зависимости от спроса. Это форма рынка труда. Но его нельзя назвать рынком в подлинном смысле, так как ищущий работу самостоятельно не является наемным работником, а его труд – товаром. Поэтому он не защищен юридическими законами, как защищен работник при капитализме. Кроме того, цена его труда не определяется колебаниями спроса и предложения, т. е. стихийными регуляторами рынка, а назначается сверху государством. Плановые цены по видам занятий называются тарифной системой. Директор предприятия в отличие от предпринимателя не может произвольно назначить ту зарплату, которую, по его мнению, заслуживает этот человек, исходя из его квалификации и таланта.
Хотя формально отношения между работником и работодателем при капитализме регулируются специальным документом – трудовым контрактом, который является добровольным актом, заключаемым экономически независимыми партнерами, реально их отношения далеко не равные. Формально человека силой никто не принуждает заключать контракт. Иначе говоря, капитализм уничтожает внеэкономическое принуждение, но он не отменяет экономическое, или косвенное принуждение. Тот, кто не владеет собственностью, вынужден наниматься на работу к собственнику потому, что ему больше негде взять денег.