ОСНОВЫ ТЕОРИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА:Тема: Система бухгалтерского учета
1. Понятие бухгалтерского учета его развитие ? Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движение путем непрерывного сплошного и документального учета всех хозяйственных операциях. Бухгалтерский учет в Российской Федерации в соответствии с федеральным законом №129 ФЗ от 21.11.96г. «О бухгалтерском учете.» Хозяйственный учет на предприятии делится на оперативный, статистический и бухгалтерский учет. Оперативный учет – предназначен для быстрого и оперативного отражения совершаемых хозяйственных операций непосредственно в ходе их осуществления; прерывен во времен; характеризуется краткостью и быстротой получения необходимой информации. Ведется без какой-либо системы, данные сообщаются, как правило, устно, служат для повседневного текущего руководства и управления предприятием. Статистический учет – связан с отражением массовых социально-экономических отношений в производственных сферах, а также в отраслях экономики в целом. Бухгалтерский учет – имеет некоторые особенности, которые отличают его от других учетов. В системе бухгалтерского учета отражаются всех без исключения хозяйственные операции, которые производятся на предприятии и которые имеют денежное измерение. Бухгалтерский учет использует свои специфические методы, которые применяются в других видах учета(двойная запись, баланс). 2. Цель и задачи бухгалтерского учета. Способы ведения бухгалтерского учета? Задачи и требования бухгалтерского учета определены федеральным законом о бухгалтерском учете в соответствии с которым основными задачами бухгалтерского учета являются: 1) Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, а также о ее имущественном положении, необходимой как внутренним, так и внешним пользователям. 2) Обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за соблюдением законодательства, наличием и движением имущества и обязательств в соответствии с утвержденными нормативами. 3) Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности в организации и выявление внутри хозяйственных резервов обеспечение финансовой устойчивости. Оценка фактического использования внутренних резервов. Общие принципы организации бухгалтерского учета 1. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется в валюте РФ, в рублях. 2. Имущество, является собственностью организации учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящихся у данной организации на правах аренды, лизинга и т.д. 3. Бухгалтерский учет ведется непрерывно с начала регистрации организации в качестве юридического лица вплоть до момента реорганизации или ликвидации в порядке установленном законодательством РФ. 4. Организация ведет бухгалтерский учет путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. 5. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета. 6. Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков и изъятий. 7. В бухгалтерском учете текущие затраты на производство продукции и капитальных вложений учитываются раздельно.
3. Роль бухгалтерского учета в управлении организацией. Бухгалтерский учет формирует информацию о финансово-хозяйственной деятельности организации; по данным бухгалтерского учета составляется отчетность, на основе которой производят анализ хозяйственной деятельности. Показателями отчетности пользуются налоговые органы и финансовые органы, банки, аудиторские фирмы, консультанты, юристы, партнеры организации (поставщики покупатели, кредиторы и т.д.) Информация формирующаяся в бухгалтерском учете должна соответствовать юридическим нормам, за это несет ответственность руководитель организации, бухгалтер и лица являющиеся хранителями материальных средств. Бухгалтерский учет должен обеспечивать контроль за материально ответственными лицами для чего ведется учет материальных ценностей и денежных средств на каждое лицо. 4. Предмет бухгалтерского учета Хозяйственные операции, как объект бухгалтерского учета состоят из процессов: приобретения( заготовка) материалов, средств производства; найма рабочей силы; производства и реализации продукции. В ходе этих процессов происходит изменение натуральной формы. При заготовке деньги превращаются в материалы и средства производства. В процессе когда материалы с помощью рабочей силы и орудий труда превращаются в готовую продукцию, она реализуется и становится деньгами, и деньги направляются на приобретение материалов, найма рабочей силы , т.е. совершается кругооборот . В этом процессе совершаются многочисленные хозяйственные операции, которые находят отражение в бухгалтерском учете на основании документов. В результате учета процессов производства выявляется финансовый результат (прибыль или убыток). Хозяйственные средства предприятия можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны из каких видов эти средства состоят, с другой – за счет каких источников это имущество формировалось и преобратилось. 5. Метод бухгалтерского учета. Методом бухгалтерского учета называется совокупность приемов и способов отражения хозяйственной деятельности предприятий в основе которой лежит моделирование фактов хозяйственной жизни. Отдельные приемы или способы метода называют его элементами. Различают 8 элементов метода бухгалтерского учета: 1) инвентаризация – сверка документов бухгалтерского с фактическим наличием товарно-материальных ценностей в организации по местам их хранения. Инвентаризация необходима для, того, чтобы выявить ошибки в учете и проверить сохранность материальных ценностей, материально-ответственных людей. Инвентаризация может быть: - полная или частичная; - плановая или внезапная; Проведение инвентаризации обязательно в следующих случаях: 1. При передачи предприятия в аренду, выкупе, продаже, реорганизации предприятия (смена формы собственности, смена организационно-правовой формы) 2. Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. 3. При смене материально-ответственных лиц. 4. При выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества. 5. В случае наступления форс мажерных обстоятельств. 6. При ликвидации предприятия. 7. В других случаях, предусмотренных законодательством РФ. Инвентаризация проводится постоянно действующей инвентаризационной комиссией. В состав которой входят: представители администрации, работники бухгалтерии, специалисты, представители внутреннего аудита и независимых аудиторских организаций. Выявленные при инвентаризации излишки приходуются и отражаются как увеличение прибыли. Недостатки товаров или материалов в пределах установленных законодательством норм естественной убыли списываются на издержки производства или обращения. Недостатки или порча сверх норм естественной убыли взыскивается с виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал в иске, то потери списываются на финансовые результаты. 2) Оценка – способ отражения бухгалтерского учета в обобщающем стоимостном выражении единицей которого является рубль. В бухгалтерском учете мы сопоставляем и сводим в едином балансе казалось бы несоизмеримые объекты: здания, машины, материалы, готовую продукцию и наличные деньги. Это можно сделать только с помощью денежного измерителя. Как учитываются основные средства: По ценам по которым мы приобрели их или добавить расходы на доставку, установку. Как оценить готовую продукцию ? Продукция сдана на склад и казалось бы ее можно реализовать, а бухгалтерия еще не подсчитала все расходы, связанные с ее производством.
3) Калькулирование – способ учета затрат на производство и реализацию продукции, работ и слуг. В ходе калькулирования рассчитывается себестоимость продукции, работ, услуг. Себестоимость является базой для установления цены, предварительно составленная калькуляция дает возможность реально оценить все затраты на все виды продукции и выбрать ту, которая дает наибольшую прибыль. 4) Документирование – представляет собой способ сплошного и непрерывного фиксирования каждой хозяйственной операции. В документах или на текущих носителях отражают содержание производственных операций, данные о которых подтверждаются экономикой группировки и обобщения. Все хозяйственные операции на основании оправдательных документов. Эти документы служат первичными учетными документами на основании которых ведется бухгалтерский чет. Первичные документы должны иметь следующие реквизиты: 1. Наименование документа 2. Дату составления. 3. Наименование организации от имени которой составлен документ. 4. Содержание хозяйственной операции. 5. Измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении. 6. Наименование должностей или ответственных за совершение хозяйственной операции. 7. Личные подписи указанных лиц. 5) Бухгалтерские счета – способ экономической группировки с целью текущего контроля и учета над объектами наблюдения, позволяющей отразить не только начатое и конечное состояние, но и сами изменения объектов учета в результате хозяйственных операций. Счета открываются на каждый вид актива, капитала и обязательства. Доходов и расходов, на счетах также выявляется и распределяется финансовый результат. 6) Двойная запись – метод отражения хозяйственных операций в системе бухгалтерских счетов. Влияние хозяйственных операций на финансовое положение организации учитывается в информационной модели дважды: один раз по дебету одного или нескольких счетов. Другой по кредиту одного или нескольких счетов. Суммы дебетового и кредитового оборотов по каждой операции всегда равны между собой. 7) Баланс – способ экономической группировки обобщения и отражения имущества предприятия в стоимостной оценки на определенную дату. Балансовое обобщение позволяет сопоставить имущество предприятия ( активы, с источниками его образования; пассивы – капитал собственника, обязательства исчисленные на определенную дату как правили на конец отчетного периода или в специально предусмотренных случаях. Балансовое уравнение сопоставляет экономическое содержание учета), о учитывается) и юридический аспект (за счет каких источников появилось у организации имущество. Обе оценки представлены в балансе одинаковой суммой . 8) Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении предприятия, представляющая собой совокупность экономических показателей, характеризующих деятельность предприятия за определенный период. Отчетность составляется на основе бухгалтерской отчетности по установленным формам.
6. Нормативные документы определяющие методологические основы и порядок организации и ведения бухгалтерского учета в РФ. В настоящее время в России сформирована 4-х уровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета. 1. Законы РФ и указы президента. 2. Система национальных бухгалтерских стандартов (положение по бухгалтерскому учету ПБУ) 3. Методические указания, учитывающие отраслевую специфику. 4. Внутренние рабочие документы организации. Основополагающая нормативным документом является закон о бухгалтерском учете от 21 ноября 1996г. №129 ФЗ (с дополнениями и изменениями). Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом РФ осуществляет правительство: 1. Разработка форм отчетности; 2. Утверждение плана счетов; 3. Утверждение инструкции по применению форм отчетности и плана счетов; 4. Руководство работой по переоценки товарно-материальных счетов. В настоящее время на территории РФ действуют 7 новых видов планов счетов ( с учетом отраслевой специфики). Основополагающий план счетов финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению утверждены Минфином РФ 3110.2000 приказом №94 Н. На сегодняшний день на территории РФ действуют 13 положений по бухгалтерскому учету помимо указанных положений более 8000 нормативных актов и методических указаний по бухгалтерскому учету. Программа реформирования бухгалтерского учета В соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. (МСФО) Это программа утверждена постановление правительства РФ 6 марта 1998г за номером 283. В условиях плановой экономики главным потребителем информации формирующуюся в системе бухгалтерского учета выступает государств, в лице министерств, ведомств, планирующих. Изменение системы общественных отношений, а также гражданской, правовой среды предопределило необходимость реорганизации бухгалтерского учета. В целях изменения и утверждения программы реформирования в которую включен план конкретных мероприятий с указанием сроков их исполнения. Цель и задачи перехода на МСФО. 1. Привидение национальной системы бухгалтерского учета в соответствии с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности. 2. Задачи реформы заключаются: — сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией в первую очередь инвесторов. — Обеспечить увязки реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне. — Оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета. Главной задачей реформирования состоит в создании применяемых условий полезного, последовательного, рационального и успешного выполнения системой бухгалтерского учета, присущей ей организаций в конкурентной экономической среде. Будет обеспечивать непротиворечивость Российской системы бухгалтерского учета общепризнанными в мире стандартами и подходами к ведению бухгалтерского учета. Сформирована модель. сосуществования и взаимодействия системы налогообложения и системы бухгалтерского учета, Введены процедуры корректировки бухгалтерской отчетности в связи с информацией пересмотрены допустимые способы оценки имущества и обязательств, созданы механизмы обеспечения открытости (публичности) бухгалтерской отчетности