Бизнес-план - это документ, в котором описываются все основные аспекты предпринимательской деятельности, анализируются главные проблемы, с которыми может столкнуться пред¬приниматель, и определяются основные способы решения этих проблем./1/ В зависимости от конкретного характера и условий предсто¬ящей деятельности - объема производства, вида продукции (ус¬луги), ее новизны и т.п. - состав и структура бизнес-плана могут существенно различаться, но содержательная сторона должна быть одной и той же. Как правило, бизнес-план состоит из следую¬щих разделов: резюме; описание продукта (услуги); анализ рын¬ка сбыта; оценка конкурентов; стратегия маркетинга; план про¬изводства; организационный план; финансовый план. Резюме Многие кредиторы и инвесторы любят читать краткое содержание бизнес-плана, т.е. резюме, объем которого не превышает двух листов. Это дает им возможность увидеть важные особен¬ности и преимущества данного проекта перед другими проекта¬ми. По содержанию резюме инвестор часто судит о том, стоит ли ему терять время и читать бизнес-план до конца, поэтому необходимо четко и весьма убедительно изложить основные положе¬ния предлагаемого проекта, чтобы кредиторы и инвесторы смог¬ли получить ответы на вопросы: «Что они получат в случае ус¬пешной реализации этого бизнес-плана?» и «Каков риск потери ими денег?» Для ответа на поставленные вопросы в этом разделе бизнес-плана определяются все направления и сферы деятельности фир¬мы. Границами сфер деятельности могут служить производимые товары, существующие сегменты рынка и технологические воз¬можности самой фирмы. После определения сфер и направлений деятельности по каждому из них фирма устанавливает цели, к которым она стремится. Этими целями могут быть увеличение доли фирмы на сложившихся рынках до определенной величины или повышение общего объема продаж в несколько раз, увеличе¬ние роста чистого дохода, увеличение доли сервисных услуг или повышение качества продукции, а также снижение срока освое¬ния новых видов продукции, проникновение на рынки и вытес¬нение старых товаров. В конце резюме отражаются финансовые результаты, кото¬рые ожидаются от проекта в будущем. Резюме составляется после составления бизнес-плана. Описание продукта (услуги) Первый раздел любого бизнес-плана - это описание того продукта (услуги), который предприниматель собирается производить или предоставлять. В этом разделе необходимо ответить на следующие вопросы: Какие потребности призван удовлетворять данный продукт (услуга)? Какой полезный эффект можно получить от данного товара (услуги)? Чем отличается данный продукт (услуга) от товара конкурента? Полезный эффект - это то, ради чего приобретается товар. Отличительные особенности товара - это то, что делает возмож¬ным получить полезный эффект. Однако не стоит уповать на исключительные достоинства товара. Лучше сделать упор на максимальное удовлетворение запросов рынка. Покупателю совершенно безразличны такие важные с точки зрения производителя свойства товара, как трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость их изготовления, технологичность изделий в производ¬стве, многие важные особенности их конструкции. Два элемента - потребительные свойства товара и цена - являются определяющими для покупателя при совершении покупки и главными составляющими конкурентоспособности товара, отражающей его отличие от товара-конкурента. Произ¬водителю товара (услуги) всегда нужно помнить, что в конечном итоге люди склонны покупать то, что им нравит¬ся, а не то, что им предлагают. Очень важный и очень часто упуска¬емый из виду момент - это наглядное изображение товара, или экземпляр изделия фирмы, или свидетельство хотя бы одного клиента, которого полностью устроили услуги, оказанные данной фирмой. Без этого и сама фирма-производитель не будет иметь полного пред¬ставления о своих будущих проблемах и затратах, и его потен¬циальные кредиторы и партнеры не захотят дать деньги под идею, которая не привела к появлению хотя бы одного экземпляра товара или услуги. Поэтому всегда целесообразно иметь образ выпускаемой продукции, доведенный до товарного вида, фотогра¬фию либо рисунок товара, дающие о нем достаточно четкие пред¬ставления, или детальное описание предоставляемых услуг. В этом же разделе следует охарактеризовать основные каче¬ства товара (услуги), его внешний вид, если необходимо - и упаковку, и сервисное обслуживание. На этом этапе целесооб¬разно прикинуть цену товара и затраты, которые необходимо будет осуществить при его изготовлении, что позволит опреде¬лить предполагаемую прибыль, а значит, и шансы на успех или неудачу